Кинотавр-2015: «Страна Оз» Василия Сигарева
В ноябре 2023 года Минюст РФ признал актрису Яну Троянову иностранным агентом — по требованию законодательства мы должны поставить читателя об этом в известность.
А теперь нечто совершенно иное: Василий Сигарев снял «народную комедию». Но едва ли самого мрачного российского режиссера переключиться на анекдотический алкогольный угар заставил успех «Горько!», да и по результату это совсем другое кино. Скорее, после тяжелого магического реализма «Жить» смех стал медицинской необходимостью. Как бы там ни было, «Страна Оз», великая и ужасная, стала самой долгожданной премьерой «Кинотавра», и съемочную группу встречали как уже состоявшихся победителей.
Хотя все же было опасение, что пятиминутная нарезка физиологическиого юмора и гэгов, выложенная в качестве тизера, — это все сливки, и на показе смотреть будет уже нечего. Однако прочь сомнения: концентрированным безумием пропитана сотня минут экранного времени, как майонезом новогодний салат. И, к тому же, где-то ко второму акту понимаешь, что бедовый роуд-муви о девушке Лене из Малой Ляли — вовсе не про алкогольный загул и новогодние приключения, которые обычно становятся ютьюбовскими хитами, а про то первобытное оголение инстинктов, которые являет современный русский человек, если его изрядно накачать.
Черновое название сигаревского эпоса — «Занимательная этология» — отработано здесь по полной: то, что сначала кажется очередным изучением русского характера, с его брутальностью и импульсивностью, позже обсуждается уже как стоящие за этим характером человеческие инстинкты, представленные половыми перверсиями (тут особого внимания заслуживает лекция персонажа Александра Баширова), стремлением к смерти и богатой фекальной темой, распугавшей европейских фестивальных отборщиков.
В центре всей фрейдистской пляски, в окне бури помещается Яна Троянова, молчаливая, непроницаемая, откровенно отмороженная. Нельзя не признать, что такая роль, само это новое актерское существование, которое уже окрестили «тихой Яной», было для нее большим риском: до какого-то момента и сама Троянова считала, что на этот раз Сигарев ошибся и, что называется, взял жену, а не актрису; и великие партнеры, вроде Чуриковой, побаивались, что такая Яна зрителю будет совсем не интересна. Но результат очевиден: в Лену из Малой Ляли влюбляешься. В ее неумение жить, сочетающееся с каким-то непонятным внутренним потенциалом, в деревянные интонации, и что-то еще — может быть, хроническое невезение, которое заставляет героя Гоши Куценко называть такую, казалось бы, флегму «шебутной».
Лене, этакой Элли, которую вместе с собачкой Дюдей унесло из своего Канзаса в пугающе-прекрасный Екатеринбург (Сигарев по сути снял трибьют родному городу) на пути к заветному ларьку на улице Торфорезов попадаются самые разные чудища, каждого из которых по-своему свела с ума магия новогодней ночи. Сигаревскую Страну Оз легко прочитать как страну «03», и каждому ее жителю позарез нужна медицинская помощь (поэтому длинные праздники так часто заканчиваются в больнице).
Такую картину действительно никогда не возьмут на европейский фестиваль, это очень русское кино — мерещится Балабанов, ночь кишит фольклорными чертями, а сама Россия в лице девушки Лены поворачивается спиной к прогрессивной общественности в лице мэра Ройзмана. Но все-таки это не очередная метафора и не сатирическое «кино о России» — как сказал сам Сигарев, «если бы я снимал метафоры, то у меня бы получился фильм «Дурак».
«Страна Оз» — ни разу не фильм «Дурак». Это обсценнная, карнавализированная, не ведающая стыда и страха инвентаризация национальных неврозов, вполне трезвый психоанализ, тем более эффективный, чем более смешной.
И, наверное, только Гоша Куценко мог вывести ее в финале на какую-то человеческую, уже не животную, высоту — в силу природного обаяния. Но даже после его, может быть, несколько натянутого очеловечивания, где он влюбляется и поет песенку про дым, страна Оз еще долго останется с вами. Поэтому на вечер похода в кино (а продюсер самого цветисто-матерного фильма последних лет вопреки всему уверена, что он дойдет до проката) не назначайте важных свиданий и ответственных деловых встреч — если, конечно, не хотите, чтобы посторонние увидели вашу персональную Бастинду — раскрепощенную, освобожденную от всяких табу, животную суть.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо