«Звездные войны» — Предубеждение силы
В прокате «Звездные войны», которые отчаянно топит критика. Со всей любовью и пониманием хочется спросить: зачем? Василий Степанов без спойлеров рассказывает о финале очередной трилогии.
Критики так монументально возмущены новыми «Звездными войнами», что хочется подставить плечо Джей Джей Абрамсу, вступиться за новый эпизод странствующего галактического цирка. В конце концов, не один же он махал там кнутом. Не один ковал имперский флот и собирал рекрутов для финального броска.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2019/12/star-wars-rise-skywalker-ending-explained.jpg)
«Изгой-один» — Да, смерть!
Весь новый фильм — памятник коллективному гению, многочасовым обсуждениям худсоветов (с привлечением вагнерианцев и шекспироведов). Сценарий — в угоду различным обстоятельствам — переписывался, кажется, не раз и не два, отчего некоторым героям явно не повезло, а кого-то, напротив, одарили лишними сценами. Вообще, настрадалась Вселенная. Сначала было столько планов, а потом в конце 2016-го вдруг умерла Кэрри Фишер, была череда увольнений и пересъемок, а в 2018-м как-то довольно уныло прошел «Хан Соло». И на девятой серии верховные лидеры мега-дредноута под названием Disney сработали в стиле «как бы чего не вышло».
Что ж, действительно, скорее не вышло. Горевать, однако, не стоит. Будут и другие истории под желтым логотипом — утешьтесь «Мандалорцем», друзья, ведь над маленьким Йодой плакал сам Вернер Херцог.
«Звездные войны» — Вспоминаем и молимся
Сосредоточимся на хорошем. Фильм прекрасно стартует — бессловесная увертюра, в которой вихрастый Кайло Рен, повинуясь зеленому огоньку своего грааля, обреченно мчит на черном скакуне к краю галактики — чудеса на виражах. Ну, до того самого момента, как демоны не начинают разговаривать, обсуждая скучную бухгалтерию имперской мести. К счастью, сам Кайло далек от мертвенной палпатианской рутины. У него страсть.
Все спарринги Адама Драйвера и Дэйзи Ридли не то чтобы эмоционально правдивы (не знаю, может, это память о «Брачной истории» привносит в лазерное шоу толику жизни), но уж точно предельно увлекательны: факт — за препирательствами главных героев, кульминацией которых становится влажная схватка на руинах Звезды смерти, следить интересно. Это мрачная романтическая опера — в кадре большие субъекты, обладающие собственной уникальной динамикой, которая подчеркнута с неожиданной порой для Абрамса визуальной тонкостью.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2019/12/star-wars-rise-skywalker-kylo-rey.jpg)
Близость — это рана
Конечно, было бы лучше, если бы их партии звучали в подобающей случаю оркестровке: в тишине горящего под ногами мира, в мрачном отчаянии трагической предопределенности, а не в хоре жалких второстепенных сюжетных линий, совершенно чуждых мифу. Не в этом гвалте мелочных забот (шпионы, карты, каскадные прыжки на звездолётах — что за притча?) и шуршании програмок и либретто.
С одной стороны — разношерстные повстанцы, толкающие свои заемные речи о святых идеалах свободы без тирании. С другой стороны — сплин фашистской бюрократии. От одного лицезрения этой альтернативы может случится несварение. Ну, ладно имперцы… эти хотя бы на стиле и смогли укрепить командный состав Ричардом Грантом в роли генерала со стеклянным взглядом, но зачем нужны последней серии герои Оскара Айзека и Джона Бойеги, пилот и бывший штурмовик, Жюль и Джим при леди-джедае, понять невозможно. На лицах когда-то перспективных персонажей выражение потерянности, как и в лице Ландо Калриссиана (Билли ди Уильямс). Но не выбрасывать же их? Disney и после смерти никого не выбрасывает.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2019/12/star-wars-rise-skywalker.jpg)
«Последние джедаи» — Вместо силы
Хотелось бы призвать к уважению. Хотя бы к покойникам. Это одна из тех мер, которые могли бы радикально улучшить финал трилогии. Призраки, миражи, живой дедушка Палпатин, почти живая мама Лея Органа… В прошлой серии Райан Джонсон выпустил джина из бутылки, бога из машины — он убил и оживил Люка Скайуокера, и понеслось. Еще две меры такие: во-первых, выкинуть детсадовские шутки (коробит сцена с погнувшейся неваляшкой и прочий няш-мяш), ведь это картина 16+, держите себя в руках, а во-вторых, всех представителей эндемической фауны, которых предъявляет Джей Джей Абрамс, хотелось бы передать под надзор Дэвида Аттенборо.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2019/12/au_movies_starwars_riseofskywalker_gallery2_d3bc3d2f.jpeg)
Но, так как ни одна из вышеуказанных мер не выполнима, остается только лишний раз моргнуть или зевнуть в кинозале, чтобы дотянуть от одной эпической арии до другой и переждать сюжеты помельче. Боритесь с собственным предубеждением, тренируйте волю и побеждайте. В конце концов, ждать финала не так уж долго. Битва почти закончена, а память о Райане Джонсоне, в конце 2017-го показавшем, что в далекой галактике уже нет дистиллированных Добра и Зла, чистой Тьмы и чистого Света, а есть только плохие родители и эгоцентричные дети, чужие амбиции и свои гены, что у каждого своей квест и своя психодрама без всяких там мидихлориан, никуда не делась. Это в установленных им драматургических координатах приходится кое-как обживаться Абрамсу. Грустно, конечно, что он завалил стол плюшевыми игрушками, но ничего, мы же уже привыкли. Это ничего. Главное, чтобы дедушку любил.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино