Высшие формы — «Искры в темноте» и «Что-то упускаю» Евгении Девятовой
Если вам кажется, что вы что-то в жизни упускаете, то сегодняшний выпуск «Высших форм» точно для вас. О двух своих работах и породивших их несчастьях и случайностях режиссер анимации Евгения Девятова рассказала Юрию Михайлину.
Евгения Девятова:
Я училась в СПбГИКиТ на художника анимации. Весной 2019 года я ехала утром в метро с близким человеком, который вскоре совсем исчез из моей жизни. В то утро, одно из последних подобных, в голове заело «Что-то упускаю, что-то упускаю, что-то упускаю», и начали мелькать беспорядочные картинки, которые были похожи на фильм.
Потом я его рисовала вечерами на световом столе без какой-то конкретной цели. Это было чем-то вроде предчувствия перед тяжелыми годами и хаосом. Но, как ни парадоксально, фильм, который получился, теперь может поддерживать меня в моменты упадка — иногда я его пересматриваю, чтобы успокоиться, хотя изначально была к нему несколько строга.
Второй фильм, «Искры в темноте», тоже начался со сцены в транспорте. Было лето 2020, довольно тяжелое и насыщенное неприятными событиями. Чтобы немного отойти, я поехала на время к родным в Пермь. В какой-то из жарких уральских вечеров проезжала на автобусе по центру города, мимо дома мальчика, который был мне когда-то симпатичен. Раздумывая, выйти, позвонить и предложить увидеться или проехать дальше, я выбрала второе.
Остаток пути в голове мелькали анимационные образы — цветастые на черном фоне. Появилась аналогия с искрами. Я вспомнила песню СБПЧ «Комната», где есть строчка: «Я даже видела искры в темноте, когда ты мимо проходил по комнате». Так и возникло это название, которое я записала в заметки.
Я складывала историю интуитивно, из собирательных ситуаций, случившихся со мной и знакомыми людьми
Идея забылась примерно на полгода. В то лето я сделала только пару набросков, чтобы не забыть, и планировала вернуться к «Искрам» значительно позже.
Тогда я еще жила в общежитии. Однажды вечером мне написала староста этажа с намерением серьезно поговорить. Я, естественно, напряглась — ждала расправы за беспорядок или долги, но пришла она с совершенно другим запросом: она училась на продюсерском, ей нужен был дипломный проект для продюсирования. Вот я и достала те наработки. Она очень воодушевилась, работа постепенно началась. Без сторонней мотивации я бы не взялась за проект так быстро. В этом была довольно ощутимая поддержка, как минимум моральная.
Я чаще думаю изображениями, а не словами, так что сценарии в целом мне даются довольно тяжело. Намного легче представить последовательность кадров и сделать раскадровку. Я складывала историю интуитивно, из собирательных ситуаций, случившихся со мной и знакомыми людьми, соответствующих возрасту героев и их возможным фантазиям.
Изобразительное решение пришло как-то само: я знала, что хочу сделать все вручную, представляла карандашные мерцания на черном фоне, и даже сразу придумала, что хочу использовать карандаши с тремя цветами в одном грифеле (красный, синий, желтый). У многих были такие в детстве или подростковом возрасте. Для меня этот условно детский материал плотно связался в голове с мыслями о юности и первых непонятных симпатиях, мечты о которых не всегда соотносятся с реальностью. Сейчас, скорее всего, цветовых вариантов таких карандашей намного больше, но я выбрала самое классическое и запомнившееся мне сочетание.
Интересно было осознать, что ты можешь сделать что-то, способное заинтересовать других людей
Я решила делать классическую покадровую анимацию на световом столе. Но рисовать на черной бумаге через просвет почти невозможно, так что я рисовала на белой, и мы инвертировали фон на этапе постобработки.
Работа шла довольно легко и с радостью. Единственное, у моей соседки-продюсера поджимали сроки. Я работала, доучивалась, а вечерами рисовала фильм, то в общежитии, то в коммунальной квартире с двумя котами, двумя собаками, двумя актрисами и дочерьми священника. Продюсер помогала мне сканировать и обрабатывать исходный материал. Я даже в какой-то момент составила ей методичку по обработке. Еще она искала эти трехцветные карандаши. Параллельно писали музыку с моим любимым звукорежиссером и композитором Дашей Беляевой. Мы довольно давно работаем вместе, так что все было весело, приятно и как-то естественно.
Работа над фильмом от задумки до конечного варианта заняла около года. Диплом был защищен на «отлично». Сложно было успеть в срок, а, успев, найти в себе силы кое-что немного доработать и начать что-то делать с тем, что получилось — например, отправлять на фестивали. Это лично мне дается намного тяжелее.
В этом фильме для меня сплелось много нового. Работа хоть и с небольшой, но важной первой командой, общая положительная реакция на фильм и его продвижение дальше чисто учебных задач. Интересно было осознать, что ты можешь сделать что-то, способное заинтересовать других людей, некоторые из которых готовы тебе безвозмездно помочь и поддержать.
Фильм прокатился по фестивалям, ко мне подходили после показов, хвалили и уточняли какие-то вещи, некоторые находили меня в интернете и писали приятные слова. На удивление, даже год спустя, когда я приехала на фестиваль в Суздаль, оказалось, что люди помнят фильм. На фоне последних лет это меня очень вдохновило.