Социальные кинозалы — Как показывать кино в деревне?
На конференции «Прокат документального кино в России. Настоящее и будущее» в Перми много говорили о проекте Пермской Синематеки «Социальный кинозал». Это основанная в конце 2019-го сеть киноклубов в городах и селах Пермского края. Руководители домов культуры, преподаватели и энтузиасты показывают и обсуждают с местными жителями документальное, игровое и анимационное кино. «Сеанс» встретился с непосредственными участниками проекта.
Татьяна Бадина
Село Неволино
Я вступила в этот проект незадолго до начала пандемии. Обучение, к сожалению, проходило онлайн. Это было довольно сложно, мы были первопроходцами. Во время обучения мы снимали фильм о нашем селе, документальный.
Село у нас небольшое, вместе с четырьмя ближайшими деревнями всего 1250 человек. В школе 158 учеников, некоторых привозят из окрестностей. Последний раз кино тут показывали в начале двухтысячных, в местном Доме культуры, который тогда был расположен в бывшем здании храма (сейчас там снова церковь).
Местные жители, кажется, сами еще толком не привыкли. Первой по-настоящему большой премьерой стал показ документальной картины «Два детства», после было бурное обсуждение, многие прониклись картиной. Плотнее всего мы работаем с детским садом и школой, взрослая аудитория пока не так активна.
Фильмы у нас все-таки специфические, на размышления рассчитанные.
У нас идут не только показы кино. В основном это медиаобразовательные и интерактивные мероприятия, обсуждения. Учимся не просто смотреть, но и обсуждать, анализировать, привлекая различные медиатехнологии. Основные мероприятия проходят по два дня в неделю для детских садов и по два дня для школьников, но это только начало. Также в рамках проекта есть занятия по анимации, дети учатся создавать мультфильмы.
Игровых детских фильмов не так уж много сейчас снимают, но мы и их смотрим. Успехом пользовался фильм «Сестренка» Александра Галибина. Детям очень нравится анимация, особенно специальные программы: с фестиваля в Суздале, новые работы «Союзмультфильма». У нас были показы к юбилею Александра Роу, смотрели его сказки, всех впечатлило. Хорошо идут документальные фильмы, картины Павла Печенкина, работы руководителей социальных кинозалов, снятые в Пермском крае.
Непросто бывает с аудиторией. Пока учимся, все вместе. Фильмы у нас все-таки специфические, на размышления рассчитанные. Бывают сложности, но люди привыкают, слава богу.
Марина Иванова
Деревня Савино
Меня как директора местного учреждения в Карагайском районе позвали как-то раз в Пермскую Синематеку. Я не знала, зачем. Проект сразу показался интересным, но были сомнения: готовы ли мы? готова ли аудитория? примут ли нас? По итогам обсуждения поняла, что смогу с этим справиться, я люблю во всем новом участвовать. Решила, что буду учиться сама и подтягивать коллег, если понадобится. Мы были в первом потоке, сейчас уже третий идет.
В декабре 2019-го открыли социальный кинозал в нашем Доме культуры. Был, конечно, интерес со стороны населения, в деревне живут две тысячи человек. Когда-то и у нас был кинотеатр, хороший, с хорошей наполняемостью зала, индийскими фильмами, но все давно заглохло. Некоторые ждали чего-то такого же, развлечения.
Первым делом показывали документальные и анимационные фильмы, сделанные Пермской Синематекой. Началось все очень активно, но уже в марте пришлось закрыться на несколько месяцев из-за пандемии. И сейчас с санитарными ограничениями многое не очень понятно, зыбко все: школы то отпускают учеников, то снова закрываются. Но деятельность у нас все равно активная, предосторожности соблюдаем.
Старшая группа детского сада регулярно посещает наши мероприятия. С пенсионерами по пятницам смотрим ретро-фильмы. Начинали вообще с остросоциальных картин, но они попросили что-то полегче, они переживают сильно, близко к сердцу принимают всё. Вот, например, показала я им фильм «Майор» Юрия Быкова, а они вообще в ступоре оказались: «Нам этого и так в жизни хватает». Решили не трогать.
На детей легко ярлыки вешают, надо от этого избавляться.
По субботам у нас семейные просмотры. Дети приходят с родителями на кружки, а потом смотрят советские мультфильмы. Стараемся интерпретировать их под сегодняшнее время, ищем параллели с современностью, стараемся их актуализировать.
Плотно общаемся с коллегами из других социальных кинозалов, делимся опытом, фильмы берем из общей базы Пермской Синематеки. Бывает, что нужно кино определенной тематики, тогда консультируемся друг с другом.
Кому нужен док? — По итогам конференции «Флаэртианы»
В летнее время аудитория намного пассивнее. У нас же сельская местность, летом мы в огородах. Зимой чуть легче. Молодежь много времени проводит в местном Доме культуры, постепенно привыкла посещать показы, сами просятся уже, а сначала чуть ли не каждого индивидуально звала. Бывает непросто вывести людей на обсуждение. В деревне все друг друга знают: у кого мама выпивает, кто с бабушкой живет, у кого что еще. Надо очень осторожно действовать, не обидеть, не задеть. И чтобы легче было вывести человека (особенно молодого) на обсуждение увиденного, иногда приходится рассказывать про себя, чтобы они мне доверяли и легче раскрывалась. Хорошая уже компания собралась, очень доверительная. На детей легко ярлыки вешают, надо от этого избавляться. Иногда заметно, как школьные педагоги, находящиеся в зале, сами начинают отвечать за детей и подсказывать «правильные» ответы. Я стараюсь это пресекать и объясняю, что нет никаких точных рецептов и верных ответов. Моя задача в том, чтобы они выговорились, пусть ответы будут и «неправильными».
Поднимаем много проблемных тем: наркотики, преступность. Все обсуждаем на примере фильмов и, увы, знакомого для многих опыта, с которым они или их знакомые сталкивались. Это ведь даже не столько про кино история, сколько про некую терапию, социальные функции.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой