хроника

Сеанс-дайджест №103

Пол Шредер, который утратил возможность работать. — Уильям Фокс, которого мы забудем. — 1999-й как год вопросов. — Клим Шипенко, которому не страшен Китай. — Гервиг о любимых фильмах. — Criterion о постановщице других «Маленьких женщин». — Лудоманы прежде Сэндлера.

Уильям Фокс

Начальники «Дисней» приняли решение убрать фамилию Fox из названия студии — она будет называться 20th Century Studios. Ричард Броди вспоминает книгу Аптона Синклера («Нефть!») о Уильяме Фоксе, написанную «как документальный фильм».

«В центре истории — технологии: уже в начале карьеры, ссылаясь на антитрастовые законы, он успешно сражался с держателями патентов на кинооборудование, которые душили прокат и производство непомерными комиссионными; встретившись после 1921-го с конкурентом в лице радио, Фокс «стал следить за экспериментами со звуковыми картинами» и немало вложился в новый формат. В 1928-м он предвосхитил подъем телевидения и стал открывать кинотеатры с огромными, 90 футов в ширину экранами (почти что IMAX), а также производить фильмы на 70-миллиметровой пленке, которые для этих экранов предназначались (такие как «Большая тропа»)».

«Фильмы 1999 года подспудно оказывались очень личными: они завлекали зрителей шикарным захватывающим сюжетом и лоском кинозвезд, но в итоге переводили фокус обратно на зрителей, побуждая их задаваться вопросами о своей личности и судьбе: «Кто я? Кем еще я бы мог быть?» Акробатические номера «Матрицы», бунт клерков в «Бойцовском клубе» и «Офисном пространстве», поиски себя в «Быть Джоном Малковичем» и «Парни не плачут», сюжетные повороты и развороты, как в видеоигре под наркотиками, в «Экстази» и «Беги, Лола, беги». Все эти фильмы позволяли увидеть не просто альтернативную вселенную, а альтернативного тебя самого — может быть, даже настоящего тебя. В том году было радостно входить в кинотеатр, но прекрасно было и выплывать оттуда на волне надежд: финальные титры будто обещали что-то новое впереди. Казалось, будто что-то удивительное ждало нас с той стороны 1999 года».

На книжных прилавках появилась книга Брайана Рафтери про 1999-й — его автор зовет «лучшим годом в истории кино». На сайте «Искусства кино» можно прочитать предисловие к книге.

На экраны вышли «Маленькие женщины» Греты Гервиг. На Tvkinoradio собрали 10 любимых фильмов режиссера с ее комментариями. Попробуйте угадать картину? Подсказка: режиссер — женщина.

«Думаю, это фильм, который оказал на меня наибольшее влияние. Я была в полном восторге. Сразу чувствовалось, что это нечто великое. Фильм очень красивый, эмоциональный, сюрреальный и приятный. Возможно, во мне также нашел отклик элемент танца, хореография. В каком-то смысле этот фильм показал мне предельные возможности кино».

За четверть века до Гервиг «Маленькие женщины» адаптировала Джиллиан Армстронг. Весьма формальное сопоставление двух версий проводит Ольга Белик на сайте «КиноПоиск». Почти что тест для отлова бумеров: Бэйл или Шаламе, Бирн или Гаррель, Райдер или Ронан?

На сайте Criterion напоминают, что Армстронг вообще-то вводила в западный кинематограф фемповестку еще до рождения Гервиг. По мнению Джеффа Смита, ее игровой дебют «Моя блестящая карьера» (1979) перекраивает маскулинность вестерна и вводит героиню-«первопроходца социальных ролей» — каковым является для австралийского кино и сама Армстронг.

 

Раздал свои призы Роттердам — кинофестиваль, заставивший кинокритиков разводить руками. Кое-что о характере программ и усталости фестиваля в этом году формулирует Андрей Плахов.

Тем временем Локарно проводит «недели короткого метра» — всего, кажется, бесплатно покажут 23 работы, по одной в день. Не забывайте проверять, рано или поздно там будет «Смерть Меня» Михаила Максимова.

И последнее о фестивалях: 20 премьер грядущего Берлинале выбирает редакция «Кино ТВ».

Интервью для сильных духом: Пол Шредер говорит, что умирает его жена, а самому ему осталось лет пять, и это время он потратит на создание смелых фильмов без большого бюджета.

«Не хочу вас грузить, но в моей жизни теперь нет никакого веселья. Каждый день я навещаю в больнице свою жену. Из этого состоит моя жизнь весь последний год. Я практически отказался от кино, чтобы обеспечить ей уход. Когда это только началось, я обедал с Марти [Скорсезе]. Он сказал две вещи: «Супруг не может быть сиделкой, и не позволяй никому вставать на пути у твоей работы». Что ж, я провалился по обоим пунктам».

Коронавирус уже у ворот, но режиссер Клим Шипенко готов снимать где угодно:

«У меня есть амбиции снимать что-то в Америке. Мало того, у меня там уже есть агент, он ищет материал, разговаривает с продюсерами и так далее. Я работаю с ним, но это все не быстро происходит. Я не хочу абы что там снимать, потому что если бы хотел, уже бы это сделал. Мне хочется снимать те истории, которые мне нравятся, неважно где. Если мне предложат поработать в Китае, если мне эта история понравится, я увижу в ней себя, — я поеду в Китай. У нас глобальное общество, границ практически нет».

Ричард Стэнли говорит о «Цвете из иных миров», еще одной попытке намалевать арт-хоррор с Николасом Кейджем, теперь по Лавкрафту, которого режиссер не щадит.

«Первая сцена задумана как предупредительный выстрел для лавкрафтовских фанатов-традиционалистов. Уорд [Эллиот Найт] — первый студент смешанного расового происхождения в истории Мискатоникского университета. Мы хотели отослать зрителя к расизму и мизогинии Лавкрафта, поскольку это те его черты, которых я не приемлю. Я почувствовал, что надо начать некий диалог с мифологией Лавкрафта, намеренно прийти и сказать: «Окей, говорим как есть: если у нас и есть заметные герои в фильме, то они бросают вызов традиционному мировоззрению Лавкрафта»».

Существует десять разновидностей киноафиш, суммирует пользователь Twitter. Удручающие коллажи: сотри название, и уже непросто будет опознать картину.

В угадайку играют на «КиноПоиске», где фильм предлагается назвать по раскадровке.

На AV Club крайне смешной разговор о фильме «Дылда»: «Очень мрачный и депрессивный, люди друг с другом плохо поступают — но снято-то как красиво!»

«Неограненные драгоценности» наконец вышли на Netflix, и к релизу в NYT опубликовали эпизод фильма, проходящий под диктовку братьев Сэфди.

 

Еще 25 фильмов о лудомании собирает Vulture. Предлагаем 26-й:

 

В прошлом выпуске мы публиковали выдержку из беседы с Хэлом Хартли. А здесь можно до четверга посмотреть его короткометражный фильм «Теория успеха».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: