Сеанс-дайджест №132
«Довод» убедил не всех. — Кодекс Хейса снова актуален. — Сергей Сельянов и сказки. — Хон Сан-су и джалло. — Кинофестивали сегодня. — «Дикие сердцем» Линча как психотерапия. — Мюзикл Джонни То. — Gucci Gang Ридли Скотта. — Лучшие боевики по мнению RZA.
В американский прокат наконец вышел «Довод» (нынешняя дата российской премьеры — 3 сентября). Фильм, который больше всех ждали владельцы кинотеатров, не слишком воодушевил привыкшую к домашним просмотрам англоязычную прессу. «Пресный», «безэмоциональный», «с недостаточно проработанными героями» фильм, «эксплуатирующий привычные трюки постановщика» вызывает ровно те же претензии и вопросы, что и любая другая работа Кристофера Нолана. Но многие почему-то особенно приуныли именно на «Доводе». Особенно лютует обозревательница The Guardian, сравнившая картину с мультипликационной треш-пародией «Отряд „Америка“: Всемирная полиция» от авторов «Южного парка».
«Довод» — не тот фильм, ради которого стоило бы переживать и идти к большому экрану, сколь безопасным бы он ни был. Я даже не уверена, что через пять лет стоит не ложиться спать, чтобы посмотреть его по ТВ.
● ● ●
Так получилось, что золотая эпоха немого кино совпала с его смертью. С 1926-го по 1930-й, когда к зрителю шел звук, были сняты важнейшие немые картины: от «Восхода солнца» Мурнау до «Третьей Мещанской» Роома. Об этих и еще тринадцати шедеврах со всего света рассказывают на сайте британского киноинститута.
● ● ●
В пятницу Сергею Сельянову исполнилось 65 лет. Для «Коммерсантъ-Weekend» c юбиляром поговорил Константин Шавловский. Легендарный продюсер рассказывает, почему кинотеатры могут стать филармониями, как он отнесся к одиозному показу второго «Брата» по Первому каналу и что хорошего можно найти в «Тайне печати дракона».
Как-то я услышал от Владимира Наумова выражение: «Лучший фестиваль — это время». Я бы сказал, что фильмы Балабанова на этом фестивале занимают призовые места.
● ● ●
Британский профсоюз режиссеров советует пересмотреть отношение к голливудским фильмам, снятым во времена кодекса Хейса. Никакого секса, минимум поцелуев и физической близости. Почему бы не попробовать снова? На сей раз это не цензура, а забота о безопасности на съемочной площадке во время продолжающейся пандемии.
Нужно ли показывать физический акт? Если работаешь в формате сериала, можно ли отложить близость?
● ● ●
В Москве идет фестиваль экспериментального кино MIEFF. На нашем сайте опубликовано интервью с куратором программы «Фейерверки», а на сайте «Искусства кино» Евгений Майзель рассказывает о Барбаре Хаммер — американской постановщице экспериметального кино, открытой лесбиянке и умнейшем человеке. Ее ретроспектива — одно из главных событий фестиваля.
Кинематограф, каким мы его знаем, создан мужчинами для мужчин, а кинематограф, который можно было бы назвать женским, делает разве что самые первые шаги, если не пребывает в эмбриональной стадии. Неудивительно, размышляет Хаммер, что в официальной истории кино женщины практически отсутствуют.
● ● ●
Призраки, индейцы и свадьбы — Дебюты в Новой Голландии
В Петербурге подходит к концу фестиваль дебютного кино в Новой Голландии. Фильмы конкурсных программ можно посмотреть онлайн (все собранные деньги идут на благотворительность). Colta пишет о «Жирафе» Анны Софи Хартманн — симпатичном напоминании о том, что «берлинская школа» все еще выпускает талантливых учеников.
● ● ●
Cinephilia & Beyond напоминает, что у классика британского нуара Кэрола Рида есть и другие фильмы помимо «Третьего человека». Например, великолепный «Выбывший из игры», рассказывающий об ирландском национально-освободительном движении сороковых.
● ● ●
Если в вашем фильме актер оказался не в фокусе или в кадр попало что-то лишнее, то не расстраивайтесь — любую техническую шероховатость можно объяснить с помощью французской философии и сказать, что так и было задумано. Инна Кушнарева в новом номере Cineticle разбирает классическую статью Жана-Франсуа Лиотара «L’acinéma» и находит нечто общее между джалло и фильмами Хон Сан-су.
«Плохие» кадры могут оказаться даже более ценными. Они «запороты» (неправильно выстроены, смазаны, засвечены и т. д.), потому что через них прошла интенсивность, то есть они подверглись действию силы, которая больше их самих и уж точно никак не зависит от намерений автора-режиссёра.
● ● ●
The Guardian рассуждает о недавнем решении китайских властей всячески поддерживать производство научно-фантастических фильмов. У компартии КНР сложные отношения с фантастикой: долгое время в местном кино она считалась неприемлемой и едва ли не запрещенной. Отношение китайских коммунистов к потенциально крамольному жанру изменил выход недавнего суперхита «Блуждающая земля» (удивительного микса из «Армагеддона», «Пекла» и более-менее всех голливудских фильмов-катастроф 90-х). Оруэлл оруэллом, но касса сама себя не сделает.
● ● ●
Первоклассный гонконгский режиссер Джонни То, оказывается, снимает и мюзиклы. На Mubi можно посмотреть его «Офис» — драмеди об ипотечном кризисе 2008 года, который затронул и китайскую экономику. Чарли Чаплин, Басби Беркли и Чоу Юньфат в одном кадре.
● ● ●
Долгожданная феминистская ревизия «Диких сердцем» Дэвида Линча: Лилиан Кроуфорд рассказывает о когнитивно-поведенческой терапии, сравнивает себя с героиней Лоры Дерн и находит много общего.
Я не замечала связи между «Волшебником страны Оз» и своим посттравматическим стрессовым расстройством, пока не посмотрела «Диких сердцем» Дэвида Линча. Хоть он был выпущен в 1990 году, это был один из тех редких моментов, когда фильм протянул мне руку, взял ее и сказал, что знает, что я чувствую.
● ● ●
Variety вспоминает «Добейся успеха» — презабавнейшую комедию про чирлидерш, подарившую фразу «Это не демократия, это чирократия!» За двадцать лет, прошедших с премьеры, фильм стал только острее: культурная апроприация, внутренняя мизогиния, неравные права, сексизм и т. д. и т. п.
● ● ●
И еще один двадцатилетний юбилей не менее важной кинокартины — «Клетки» Тарсема Сингха. В свое время триллер о попытках проникнуть в разум маньяка не очень оценили во время выхода, хотя сегодня с учетом любви режиссеров и зрителей к броским визуальным решениям это был бы хит.
● ● ●
Султан Усувалиев в вк-паблике своего журнала «Film Sense» рассказывает о сериале «Убойный отдел» — пробе пера и камеры создателей великой «Прослушки». Настоятельно рекомендуем.
● ● ●
Что на туалетном столике Бэби Джейн? Мини-исследование парфюмерии, присутствующей в грустных сказках о Голливуде.
● ● ●
Ридли Скотт собирает Гуччи Гэнг. Леди Гага, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Адам Драйвер и Джаред Лето могут сыграть в биографическом триллере об убийстве Маурицио Гуччи. В 1995 году его застрелили на пороге собственного дома по заказу бывшей жены, не простившей супругу измену и женитьбу на другой. Ревнивицу и сыграет Гага.
● ● ●
Друг Тарантино и Джармуша, рэпер, синефил и режиссер RZA рассказывает о любимых боевых сценах в кино. «Выход дракона», «Убить Билла» (к которому он записал пару музыкальных тем), «Чужие среди нас», «Рейд-2» и прочие произведения высокой кинематографической культуры, которые не стыдно показать пацанам с района.
● ● ●
Пользователи твиттера умеют добиваться своего. Тизер четырехчасовой режиссерской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера, сделанной спустя три года по многочисленным просьбам трудящихся.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте