хроника

Сеанс-дайджест №122

Куда несет ветер. — Нолан как работник курьерской службы. — О чем говорит «Молчание ягнят». — Русские сериалы «нулевых» в наших сердцах. — Роберт Родригес и здоровая атмосфера на съемках. — Алексей Балабанов глазами близких. — Афина Рахель Цангари следует за Линчем.

Фильм недели, конечно, — «Унесенные ветром». О хрестоматийной ленте и спорах вокруг нее не написал только ленивый. А началось все с письма сценариста «12 лет рабства» Джона Ридли в LA Times. После этой публикации начальство HBO Max убрало картину из своей коллекции.

«Как кинематографист, я понимаю, что фильмы являются моментальными снимками истории. Они отображают не только взгляды и мнения их создателей, но и взгляды превалирующей культуры. Таким образом, даже фильмы, снятые с самыми благими намерениями, могут не лучшим образом показывать маргинальные сообщества.

«Унесенные ветром», однако, особый случай. Это не просто «неудачная» репрезентация. Это фильм, прославляющий довоенный Юг. Даже когда он не игнорирует ужасы рабства, то останавливается лишь затем, чтобы увековечить некоторые из самых болезненных стереотипов в отношении «цветного» населения».

Говорят, что на время, и фильму нужен комментарий. Хотя казалось бы, всесторонних комментариев по поводу картины за 80 лет ее существования сделано немало, в том числе и в виде документальных фильмов, в том числе сделанных по заказу Warner Bros. Мы со своей стороны рекомендуем к просмотру небольшой фильм Гэри Лева «Старый Юг/Новый Юг».

Напоминаем, что фестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» в этом году пройдет онлайн. С 25 по 30 июня на платформе tvzavr покажут участников и призеров «Сандэнса», Роттердама и Локарно (программу бережно отобрал Андрей Плахов), а также всех ждут ретроспективные показы Федерико Феллини, Тонино Гуэрра и Сергея Бондарчука.

Прокат «Довода» Кристофера Нолана все-таки перенесли. Пока что только на две недели. Почему на открытие кинотеатров в ближайшее время все-таки не стоит сильно рассчитывать, мы недавно рассказывали в нашем материале. В качестве утешения и в ожидании Нолана можно почитать на IndieWire душещипательный рассказ Кеннета Брана о работе с режиссером:

«В дверь постучали, я ее открыл, а на пороге стоял всемирно известный кинорежиссер Кристофер Нолан. В руках у него был конверт. «Я принес для вас сценарий», — сказал он. Трудно представить что-то более личное».

Американская киноакадемия неутомимо гонится за новыми временами. Помимо ряда бюрократических изменений, связанных со сроками пребывания в академии и количеством фильмов-номинантов, должно открыться специальное бюро «репрезентации, инклюзивности и равноправия», а члены киноакадемии смогут «поучаствовать в тренингах о неосознанной предвзятости и научиться от нее избавляться».

«Искусство кино» вспоминает женщин-режиссеров, чьи имена всплывают не в самую первую очередь (за напоминание о них спасибо Марку Казинсу, который сделал огромный многосерийный фильм «Женщины снимают кино»; посмотреть его на BFI смогут те, у кого есть британская банковская карточка). За советское кино, например, в списке отдувается Вера Строева. Самая познавательная часть — рассказ про Дороти Арзнер, снявшую немало хитов золотого века Голливуда и не всегда попадавшую в титры собственных фильмов.

««Мода для женщин» (1927), «Десять современных заповедей» (1927), «Бурная вечеринка» (1929), «Коктейль «Манхэттен» (1928), «Танцуй, девочка, танцуй» (1940) — названия почти всех картин Арзнер звучат словно заголовки статей глянцевых журналов или идеальные принты для футболок, названия поп-песен или телешоу — то есть фильмы действительно зажили своей жизнью вне кинематографа, как того и хотела их создательница»».

К женскому кино: «Коммерсантъ-Weekend» напоминает, что 6 июня исполнилось 70 лет со дня рождения изумительной Шанталь Акерман. Читайте статью Ксении Рождественской:

«Она сняла около сорока фильмов — и мюзиклы («Золотые восьмидесятые»), и ромком («Кушетка в Нью-Йорке»), и экранизации. Часто сама появлялась на экране — и в документальном, и в игровом своем кино. Собственно, она всегда была против деления кинематографа на фикшен и нон-фикшен, уверяя, что ее документальные фильмы — всегда игровые, а игровые — всегда документальны. Все ее появления — не роли, это сама Шанталь Акерман: девушка, покончившая с собой и этим взорвавшая киномир («Взорвись, мой город»). Странница, женщина, приехавшая к своей бывшей возлюбленной («Я, ты, он, она», 1976), дочь, читающая вслух письма от матери («Новости из дома»), дочь, наблюдающая за мамой и знающая, что той скоро не станет («No Home Movie»)».

Стулья, личинки и пристальный мужской взгляд — Аглая Чечот на «КиноПоиске» подробно рассказывает, с каких точек зрения можно смотреть на «Молчание ягнят»:

«Неудивительно, что в сознании большинства зрителей «Молчание ягнят» — это прежде всего love story, вариация «Страсти за решеткой» (1974, тюремный эксплотейшен, дебют Демме в кино). Те же, кто внимательно следил за карьерой режиссера, и вовсе увидят здесь отсылки к его мелодрамам — например, диалог Старлинг и Лектера через решетку клетки представляет собой цитату из его предыдущего фильма «Замужем за мафией», где влюбленные разговаривают через прутья зажатого между ними стула».

Если вы задаетесь вопросом: чем же так хорош фильм Демме, прочитайте. Это действительно очень детальный анализ классики.

Original Image «Молчание ягнят». Реж. Джонатан Демме. 1990
Modified Image «Замужем за мафией». Реж. Джонатан Демме. 1988

Также на «Кинопоиске» вышла очередная часть спецпроекта «Люди за кадром» — монологи восьми российских операторов, снимавших как камерные артхаусные фильмы, так и блокбастеры со множеством спецэффектов. Среди героев: Влад Опельянц, Ксения Середа, Михаил Кричман, Владимир Башта, Максим Осадчий, Владимир Ушаков, Кирилл Клепалов и Алишер Хамидходжаев, про которого у нас был вот такой ролик:

Юбилей действительно культового кино. Entertainment Weekly вспоминают «Приключения Шаркбоя и Лавы» Роберта Родригеса. Чудо-юдо-фильму, показанному в кинотеатрах еще в анаглифическом 3D (с картонными красно-синими очками), исполнилось 15 лет.

«Наша студия называется Troublemakers Studios, и где-то тогда мы стали ее называть Babymaker Studios. У всех были дети и младенцы. Мы все время играли и это было ужасно весело. В то время видеоигра Halo на Xbox была очень крута, и мы рубились в нее прямо на съемочной площадке среди зеленых экранов».

Еще один привет из «нулевых». Максим Сухагузов в «Афише» напоминает о временах, когда российские сериалы с федеральных каналов почему-то было не стыдно смотреть. Помимо очевидных пунктов вроде «Бригады» и «Таежного романа» (и совсем уж беспардонно пробравшейся «Ликвидации»), есть, например, триллер Кирилла Серебренникова про маньяка и «Lost» отечественного разлива. Наш фаворит — печальный ментовский процедурал «Мужчины не плачут».

«Сериал — сплошной обаятельный перформанс актера Игоря Черневича, на которого после этого невозможно без улыбки смотреть в «Коктебеле» или в «Сумасшедшей помощи». Он тут играет самодура-остряка с большим сердцем, сотрудника транспортной прокуратуры, который расследует различные махинации и мошенничества в вымышленном городе Чеботаевск. Во вселенной сериала есть суперзлодей — бизнесмен Антон Сергеевич, который противостоит герою Черневича целых два сезона. Плюс все это сдобрено саундтреком раннего «Ляписа Трубецкого». К слову, сериал снимал оператор Роман Васьянов, который потом работал в Голливуде («Патруль», «Ярость»), а вскоре дебютирует в режиссуре».

«Однажды… в «Нелюбви»». Тизер документального фильма канала ARTE France. Андрей Звягинцев, съемочная группа «Нелюбви» и французские субтитры для солидности.

На Первом канале помимо одиозного показа «Брата-2», внезапно ставшего комментарием к новостному выпуску, также прошла премьера документального фильма «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться». Посмотреть на Сергея Сельянова, Любовь Аркус, Надежду Васильеву, Ренату Литвинову и многих-многих других теперь можно и на YouTube.

Возможно, комедия года. Уилл Феррелл и Рэйчел Макадамс едут на Евровидение от Исландии. Шутки про группу Ace of Base, Дэн Стивенс с усами, восхитительно дурацкая песня (отрывок из нее можно послушать отдельно). Вроде и не очень понятно, кому такое кино вообще нужно, но честно говоря, таких безделиц порядком не хватает.

Если вы зашли в пятницу на Netflix и посмотрели новый фильм Спайка Ли, то вам определенно нужно прочитать и его интервью в Sight&Sound:

«Я обожаю моего брата, моего соседа по околотку, Мартина Скорсезе. Но Фрэнсис [Форд Коппола] тоже мой чувак. И тот клуб, который мы показываем в «Пятеро одной крови» — это реальный клуб. Клуб «Апокалипсис сегодня» в Сайгоне. Это не декорация. Мы снимали фильм в Тайланде и во Вьетнаме. Я знал, что есть такой клуб еще до съемок, и сказал: «Нужно снимать там, нам нужна эта сцена»».

И еще немного Вьетнама: The New York Times вспоминает продолжение «Первой крови» — «Рэмбо», главный летний хит 1985 года. История о том, как Слай, Джеймс Кэмерон и Джордж П. Косматос схватили Америку за душу.

Очень красивую зеленую пластинку могут заказать себе поклонники Рюити Сакамото и Луки Гуаданьино. Саундтрек к «Невероятной». Всего 20 баксов и винил ваш:

Афина Рахель Цангари рассказала Sight&Sound, как она проводит карантин. Во-первых, читает (Эсхила с Керуаком, но не только), во-вторых, смотрит кино. В-третьих, медитирует:

«Я нахожу утешение в призыве, с которым ко всему миру обращается Дэвид Линч — мечтать, сидеть у самого окна или под деревом и ждать, пока не «поймаешь идеи» из эфира. В удачный день, когда что-то вдруг начинает мерещиться, я быстро подхватываюсь и ловлю идею между страницами моего блокнота, надеясь, что она превратится в предложение, картинку, знак».

Автопортрет Афины Рахель Цангари

И напоследок немного хореографии. Посмотрите, как хорош Донни Йен. Вторая серия видеоэссе автора с трудным именем ScorpioDanielNerd:


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: