хроника

Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»

На стримингах вышел дебют Саши Кармаевой «Хуже всех» — подростковое драмеди про сложную жизнь десятиклассницы. Публикуем расшифровку обсуждения фильма с автором и первыми зрителями на «кинобранче» в центре «Зотов».

На съемках фильма «Хуже всех»

Ная Гусева: Почему ты решила взяться за тему буллинга?

Саша Кармаева: Когда ты дебютант, не то чтобы у тебя огромный выбор тем. Это просто был самый клевый сценарий, из всех, которые мне присылали, потому я и согласилась. До прочтения этого текста я не особо интересовалась темой буллинга, но мне очень понравилась героиня и конфликт. Я решила, что это надо делать.

Изначально сценарий был жестче. Лика Панкратова — сценаристка фильма — тоже дебютантка. Мне кажется, для нее это отчасти автобиографичная история… Хотя сама Лика рассказывает, что услышала эту историю на YouTube в блоге девочки с примерно тремя подписчиками и тремя десятками видео.

Будет клево, если в конечном итоге мы примем, что мы все красивые
«Хуже всех». Реж. Саша Кармаева. 2024

Ная Гусева: У меня возникла странная параллель с «Братом». Поясню: Балабанову говорили, что у Сергея Бодрова «слишком доброе лицо». Римма Латышева — настолько шикарная девушка, что сложно представить, будто ее могут травить за внешность. Расскажи, пожалуйста, как вы искали главную актрису и как познакомились с Риммой?

Саша Кармаева: Я прочитала сценарий и сразу открыла «Кинолифт». Это платформа, которую вы первым делом открываете, чтобы найти актера. Нашла несколько девочек нужного типажа в определенном весе, но они мне не нравились. И вот один мой классный друг говорит: «Слушай, есть Римма. То есть Муся. Ее творческий псевдоним Муся До Мажор. Она саксофонистка и вообще человек-оркестр. Просто какая-то гениальная девушка». Я открываю ее страничку, смотрю первую фотографию и понимаю, что это Она. Знаете, это как в «Сумерках» — мы просто были «запечатлены» с ней. Если бы все было как в сказке, то дальше мы бы просто начали снимать кино, но, к сожалению, Муся не нравилась продюсерам. «Она слишком некрасивая, слишком не классическая. Она может и полненькая, но недостаточно полненькая. Она взрослая, она старая, она…». Полтора года я отстаивала ее.

Зритель: Сколько прошло времени от идеи до премьеры?

Саша Кармаева: Года три, наверное. Я говорила продюсерам, что не знаю, кого еще найти. За полтора года мы отсмотрели невероятное количество девочек. Муся была лучшей. В моем сознании Ксюша Субботина и есть Муся, а Муся — это Ксюша. После премьеры я стала их разделять, но тогда они были для меня идентичны.

Плюнул этому миру в лицо и убежал

Мусю очень сильно буллили в школе. К тому же ее мама балерина. Понимаете, у балерин куда более жесткие требования к своим детям и их фигурам. Даже в детском саду ее спрашивали: «А почему ты такая толстая, если мама у тебя худенькая?» Когда с детства живешь так, это остается надолго. В фильме есть сцена, где она говорит, что каждый прекрасен. Мы переснимали ее дважды только из-за того, что в первый раз я увидела, как Муся не верит в сказанное своей героиней.

Зритель: На самом деле, в это действительно не веришь.

Саша Кармаева: Вы, возможно, не верите, но я — верю. Я чувствовала, что Мусе очень сложно принять, что каждый прекрасен. Для этого нужно проводить глобальную работу. Когда Ная говорит, что Муся шикарная, я понимаю, что сама Муся так не считает. Это качели: я прекрасен, я ужасен, я прекрасен, я ужасен. Это мучительно. Однажды я разговаривала с молодым человеком, который посмотрел фильм и сказал: «Почему она в конце говорит, что она худая? Она же толстая». В этот момент мне стало все понятно. Для одного она будет слишком худенькая, для другого — слишком толстой. Будет клево, если в конечном итоге мы примем, что мы все красивые.

«Хуже всех». Реж. Саша Кармаева. 2024

Зритель: Очень часто, когда в кино поднимается тема буллинга, подбирают такого актера, по которому сразу можно сказать, что ему пришлось не просто. С Мусей ты понимаешь, что в школе буллить могут кого угодно. С линией Барановой это тоже хорошо видно. Ее очень быстро сняли с пьедестала.

Зритель: Баранова специально такая худая?

Саша Кармаева: Как антипод.

Ная Гусева: Но и у нее есть проблемы.

Зритель: Вы считаете, что фильм о буллинге?

Саша Кармаева: Я считаю, что фильм о любви.

Это «да, и что» превратилось в нечто большее

Зритель: Мне кажется, что никакой буллинг не имеет отношения к этой прекрасной девушке.

Ная Гусева: Но ведь сюжет отстраивается от определенных действий, которые мы называем «буллингом». То, что развивается дальше, мы и собрались обсудить.

Зритель: Как вам удалось привлечь Евгению Добровольскую?

Саша Кармаева: Женя просто пришла к нам на пробы. Она прочитала сценарий, и он ей понравился. С ней было очень интересно работать. Она хрупкая, чуткая и нежная, хотя поначалу показалась довольно жесткой. В какой-то момент мне привиделось, что она чем-то недовольна, и я, набравшись смелости, спросила: «Женя, я вижу, что вам что-то не нравится. Что случилось? Мы вас достали?» Она отвечает: «Саша, я вижу свои изменения, и мне очень сложно наблюдать за ними на крупных планах». Эта минута близости меня потрясла. Женя оказалась такой смелой, чтобы об этом рассказать. Мне кажется, таким сложно делиться.

«Хуже всех». Реж. Саша Кармаева. 2024

Ная Гусева: Думаю, у антипода Ксюши, которую сыграла Соня Аржаных, потенциально может быть та же самая проблема. Мы знаем, что есть обвинения в излишнем весе, но есть обвинения и в недостаточном. Про Соню очень часто говорят, что она пугающе худая. В итоге, фильм как будто собрал всех вокруг своей основной проблемы — непринятие себя.

Саша Кармаева: Женская красота — это очень сложная тема. Готовясь к фильму, я много говорила с разными девочками. Стало очевидным, что каждая ругает себя за все: нос, глаза, уши, руки, шею. Приходит красивая девочка и рассказывает, как ее буллят за длинный нос. А ты сидишь и думаешь, какой ужас! У нее же нормальный нос! Внутренняя ненависть к себе страшнее, чем посмеявшиеся над тобой одноклассники, но в шестнадцать последнее воспринимается жестче. Тебе и так страшно, когда ты выходишь на сцену петь перед всеми, а там еще и мальчик, которого ты любишь, смеется над тобой.

Ная Гусева: Можешь рассказать, зачем главной героине социальные сети? Почему она решает настолько радикально углубиться в блогерство? Просто мне кажется, что если ты себя чувствуешь неловко, то и не идешь туда, где возникает больше возможностей тебя увидеть.

Саша Кармаева: Когда я прочитала сценарий, первый вопрос был такой: где найти ту девочку, которая в начале будет забитой серой мышкой, а потом резко начнет выкладывать видео и станет самой крутой. Мне казалось, это практически невозможно. Из-за этого я вцепилась в Мусю. Как я поняла, схема психического расстройства такая: в один момент ты себя очень сильно ненавидишь, а в другой — очень сильно возвеличиваешь. Ты постоянно метаешься. Нет спокойной середины. Для себя я описывала использование социальных сетей так: выкинул видео в интернет, удалил у себя и все. Этого не было. Я это не видел. Я это забыл. Плюнул этому миру в лицо и убежал.

Ная Гусева: В какой-то момент она может и начала понимать, что переходит черту. Из-за созданного образа, который приносит ей желанное внимание, она уже не может съехать с этих рельсов.

Зритель: Я думаю, что для девочки блог стал психологической помощью. Чтобы совсем с ума не сойти, она начала сама себя лечить. Кульминационный момент, когда мальчик обращается к ней «жируха», а не по имени. Она осознает, что для него он никакая не Ксюша, а просто образ.

Зритель: Хотела отметить, что мне понятно ее поведение. Есть определенные люди, которые возводят оскорбления в гротеск. Вы называете меня «жирной» и «страшной», я вам еще покажу, какая я жирная и страшная на самом деле. Это защита. В школе проявление слабости к обидчикам приводит к еще большим нападкам.

Ная Гусева: Мне кажется, это классическая история. Мамы всегда учат либо не обращать внимание, либо отвечать: да, и что? В фильме «да, и что» превратилось в нечто большее.

Ты можешь надеть маску, говорить про взрослое решение, как все здорово и отлично, но это не так

Зритель: Расскажи, пожалуйста, про выбор локаций и команды.

Саша Кармаева: Большую часть снимали в Москве. Чем дальше от города, тем дороже. Подружка-художница посоветовала мне школу с мозаикой. Мы заезжали смотреть пять других школ в Москве, но быстро стало понятно, что после мозаики невозможно согласиться на что-то обычное. Она в Люблино находится.

Ная Гусева: Я чуть с ума не сошла во время просмотра, потому что у меня школа была с этой же мозаикой. Я смотрела, по коридором выверяла и думала, что это она и есть. Ждала титров, чтобы узнать номер. Оказывается, эта мозаика — частый элемент.

Саша Кармаева: Я как девочка из провинции считаю, что это не типичная школа. Для меня она скорее фальшивая, и это осознанный художественный выбор. Дальше мы подбирали локации под нее. Стало понятно, что киноязык этой истории получается яркий, насыщенный. Я хотела, чтобы места съемок были оригинальными и необычными. Так появился город Видное, который застроен маленькими двухэтажными домами на четырех хозяев. Если вы сейчас выглянете в окно, то увидите очень много знаков. Это визуальный шум, из-за которого в Москве очень сложно снимать. В Видном практически такого нет. Там же мы встретили чудесный парк аттракционов, который оказался тоже очень киношный. Его уже разбирают. Помните момент, где они разговаривают на каруселях? А сцена на паровозике? Нам сказали, что его уже сдают на металлолом, но если очень надо, так и быть, немножко придержат.

Про квартиру. Обычно ищут квартиру на первом этаже, чтобы можно было ставить свет в окно. Когда Муся сказала, что у нее квартира на первом этаже, мы просто в секунду переглянулись с оператором и попросили дать фотографии. Обои были единственным, что мы там доделали. С ними было сложно. Дело в том, что комната Муси вся исписана автографами ее друзей и разными прекрасными надписями. Ей очень жалко было с ними расставаться, поэтому наши обои мы клеили на тейп. Они все время норовили отвалиться, так что мы их бесконечно переклеивали.

«Хуже всех». Реж. Саша Кармаева. 2024

Зритель: В фильме отсутствует… тема экзаменов. Учеба занимает много времени в старших классах, а в фильме это незаметно.

Саша Кармаева: Будем честны, это не интересно зрителям. Кино — штука для развлечения. А в десятом классе еще не трясут дотошно с экзаменами.

Ная Гусева: К тому же это конец учебного года. И вообще, каникулы после десятого класса — последняя возможность отдохнуть летом без экзаменов и сессий. Конечно, ты будешь филонить насколько это возможно.

Зритель: А в сценарии был параллельный сюжет, где родители перекладывают ответственность на дочь и пытаются сделать ее парламентером в их отношениях?

Саша Кармаева: Это была идея, которую мне хотелось внести. Такое часто случается. Я по себе знаю, что такое что развод родителей. Ты можешь надеть маску, говорить про взрослое решение, как все здорово и отлично, но это не так. Только годам к тридцати я поняла, насколько мне было грустно и сколько в моем видимом спокойствии было самозащиты. Ксюша тоже защищается от родителей, говоря, что она взрослее и лучше знает, как им быть. Так она пытается это контролировать.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: