Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
На стримингах вышел дебют Саши Кармаевой «Хуже всех» — подростковое драмеди про сложную жизнь десятиклассницы. Публикуем расшифровку обсуждения фильма с автором и первыми зрителями на «кинобранче» в центре «Зотов».
Ная Гусева: Почему ты решила взяться за тему буллинга?
Саша Кармаева: Когда ты дебютант, не то чтобы у тебя огромный выбор тем. Это просто был самый клевый сценарий, из всех, которые мне присылали, потому я и согласилась. До прочтения этого текста я не особо интересовалась темой буллинга, но мне очень понравилась героиня и конфликт. Я решила, что это надо делать.
Изначально сценарий был жестче. Лика Панкратова — сценаристка фильма — тоже дебютантка. Мне кажется, для нее это отчасти автобиографичная история… Хотя сама Лика рассказывает, что услышала эту историю на YouTube в блоге девочки с примерно тремя подписчиками и тремя десятками видео.
Будет клево, если в конечном итоге мы примем, что мы все красивые
Ная Гусева: У меня возникла странная параллель с «Братом». Поясню: Балабанову говорили, что у Сергея Бодрова «слишком доброе лицо». Римма Латышева — настолько шикарная девушка, что сложно представить, будто ее могут травить за внешность. Расскажи, пожалуйста, как вы искали главную актрису и как познакомились с Риммой?
Саша Кармаева: Я прочитала сценарий и сразу открыла «Кинолифт». Это платформа, которую вы первым делом открываете, чтобы найти актера. Нашла несколько девочек нужного типажа в определенном весе, но они мне не нравились. И вот один мой классный друг говорит: «Слушай, есть Римма. То есть Муся. Ее творческий псевдоним Муся До Мажор. Она саксофонистка и вообще человек-оркестр. Просто какая-то гениальная девушка». Я открываю ее страничку, смотрю первую фотографию и понимаю, что это Она. Знаете, это как в «Сумерках» — мы просто были «запечатлены» с ней. Если бы все было как в сказке, то дальше мы бы просто начали снимать кино, но, к сожалению, Муся не нравилась продюсерам. «Она слишком некрасивая, слишком не классическая. Она может и полненькая, но недостаточно полненькая. Она взрослая, она старая, она…». Полтора года я отстаивала ее.
Зритель: Сколько прошло времени от идеи до премьеры?
Саша Кармаева: Года три, наверное. Я говорила продюсерам, что не знаю, кого еще найти. За полтора года мы отсмотрели невероятное количество девочек. Муся была лучшей. В моем сознании Ксюша Субботина и есть Муся, а Муся — это Ксюша. После премьеры я стала их разделять, но тогда они были для меня идентичны.
Плюнул этому миру в лицо и убежал
Мусю очень сильно буллили в школе. К тому же ее мама балерина. Понимаете, у балерин куда более жесткие требования к своим детям и их фигурам. Даже в детском саду ее спрашивали: «А почему ты такая толстая, если мама у тебя худенькая?» Когда с детства живешь так, это остается надолго. В фильме есть сцена, где она говорит, что каждый прекрасен. Мы переснимали ее дважды только из-за того, что в первый раз я увидела, как Муся не верит в сказанное своей героиней.
Зритель: На самом деле, в это действительно не веришь.
Саша Кармаева: Вы, возможно, не верите, но я — верю. Я чувствовала, что Мусе очень сложно принять, что каждый прекрасен. Для этого нужно проводить глобальную работу. Когда Ная говорит, что Муся шикарная, я понимаю, что сама Муся так не считает. Это качели: я прекрасен, я ужасен, я прекрасен, я ужасен. Это мучительно. Однажды я разговаривала с молодым человеком, который посмотрел фильм и сказал: «Почему она в конце говорит, что она худая? Она же толстая». В этот момент мне стало все понятно. Для одного она будет слишком худенькая, для другого — слишком толстой. Будет клево, если в конечном итоге мы примем, что мы все красивые.
Зритель: Очень часто, когда в кино поднимается тема буллинга, подбирают такого актера, по которому сразу можно сказать, что ему пришлось не просто. С Мусей ты понимаешь, что в школе буллить могут кого угодно. С линией Барановой это тоже хорошо видно. Ее очень быстро сняли с пьедестала.
Зритель: Баранова специально такая худая?
Саша Кармаева: Как антипод.
Ная Гусева: Но и у нее есть проблемы.
Зритель: Вы считаете, что фильм о буллинге?
Саша Кармаева: Я считаю, что фильм о любви.
Это «да, и что» превратилось в нечто большее
Зритель: Мне кажется, что никакой буллинг не имеет отношения к этой прекрасной девушке.
Ная Гусева: Но ведь сюжет отстраивается от определенных действий, которые мы называем «буллингом». То, что развивается дальше, мы и собрались обсудить.
Зритель: Как вам удалось привлечь Евгению Добровольскую?
Саша Кармаева: Женя просто пришла к нам на пробы. Она прочитала сценарий, и он ей понравился. С ней было очень интересно работать. Она хрупкая, чуткая и нежная, хотя поначалу показалась довольно жесткой. В какой-то момент мне привиделось, что она чем-то недовольна, и я, набравшись смелости, спросила: «Женя, я вижу, что вам что-то не нравится. Что случилось? Мы вас достали?» Она отвечает: «Саша, я вижу свои изменения, и мне очень сложно наблюдать за ними на крупных планах». Эта минута близости меня потрясла. Женя оказалась такой смелой, чтобы об этом рассказать. Мне кажется, таким сложно делиться.
Ная Гусева: Думаю, у антипода Ксюши, которую сыграла Соня Аржаных, потенциально может быть та же самая проблема. Мы знаем, что есть обвинения в излишнем весе, но есть обвинения и в недостаточном. Про Соню очень часто говорят, что она пугающе худая. В итоге, фильм как будто собрал всех вокруг своей основной проблемы — непринятие себя.
Саша Кармаева: Женская красота — это очень сложная тема. Готовясь к фильму, я много говорила с разными девочками. Стало очевидным, что каждая ругает себя за все: нос, глаза, уши, руки, шею. Приходит красивая девочка и рассказывает, как ее буллят за длинный нос. А ты сидишь и думаешь, какой ужас! У нее же нормальный нос! Внутренняя ненависть к себе страшнее, чем посмеявшиеся над тобой одноклассники, но в шестнадцать последнее воспринимается жестче. Тебе и так страшно, когда ты выходишь на сцену петь перед всеми, а там еще и мальчик, которого ты любишь, смеется над тобой.
Ная Гусева: Можешь рассказать, зачем главной героине социальные сети? Почему она решает настолько радикально углубиться в блогерство? Просто мне кажется, что если ты себя чувствуешь неловко, то и не идешь туда, где возникает больше возможностей тебя увидеть.
Саша Кармаева: Когда я прочитала сценарий, первый вопрос был такой: где найти ту девочку, которая в начале будет забитой серой мышкой, а потом резко начнет выкладывать видео и станет самой крутой. Мне казалось, это практически невозможно. Из-за этого я вцепилась в Мусю. Как я поняла, схема психического расстройства такая: в один момент ты себя очень сильно ненавидишь, а в другой — очень сильно возвеличиваешь. Ты постоянно метаешься. Нет спокойной середины. Для себя я описывала использование социальных сетей так: выкинул видео в интернет, удалил у себя и все. Этого не было. Я это не видел. Я это забыл. Плюнул этому миру в лицо и убежал.
Ная Гусева: В какой-то момент она может и начала понимать, что переходит черту. Из-за созданного образа, который приносит ей желанное внимание, она уже не может съехать с этих рельсов.
Зритель: Я думаю, что для девочки блог стал психологической помощью. Чтобы совсем с ума не сойти, она начала сама себя лечить. Кульминационный момент, когда мальчик обращается к ней «жируха», а не по имени. Она осознает, что для него он никакая не Ксюша, а просто образ.
Зритель: Хотела отметить, что мне понятно ее поведение. Есть определенные люди, которые возводят оскорбления в гротеск. Вы называете меня «жирной» и «страшной», я вам еще покажу, какая я жирная и страшная на самом деле. Это защита. В школе проявление слабости к обидчикам приводит к еще большим нападкам.
Ная Гусева: Мне кажется, это классическая история. Мамы всегда учат либо не обращать внимание, либо отвечать: да, и что? В фильме «да, и что» превратилось в нечто большее.
Ты можешь надеть маску, говорить про взрослое решение, как все здорово и отлично, но это не так
Зритель: Расскажи, пожалуйста, про выбор локаций и команды.
Саша Кармаева: Большую часть снимали в Москве. Чем дальше от города, тем дороже. Подружка-художница посоветовала мне школу с мозаикой. Мы заезжали смотреть пять других школ в Москве, но быстро стало понятно, что после мозаики невозможно согласиться на что-то обычное. Она в Люблино находится.
Ная Гусева: Я чуть с ума не сошла во время просмотра, потому что у меня школа была с этой же мозаикой. Я смотрела, по коридором выверяла и думала, что это она и есть. Ждала титров, чтобы узнать номер. Оказывается, эта мозаика — частый элемент.
Саша Кармаева: Я как девочка из провинции считаю, что это не типичная школа. Для меня она скорее фальшивая, и это осознанный художественный выбор. Дальше мы подбирали локации под нее. Стало понятно, что киноязык этой истории получается яркий, насыщенный. Я хотела, чтобы места съемок были оригинальными и необычными. Так появился город Видное, который застроен маленькими двухэтажными домами на четырех хозяев. Если вы сейчас выглянете в окно, то увидите очень много знаков. Это визуальный шум, из-за которого в Москве очень сложно снимать. В Видном практически такого нет. Там же мы встретили чудесный парк аттракционов, который оказался тоже очень киношный. Его уже разбирают. Помните момент, где они разговаривают на каруселях? А сцена на паровозике? Нам сказали, что его уже сдают на металлолом, но если очень надо, так и быть, немножко придержат.
Про квартиру. Обычно ищут квартиру на первом этаже, чтобы можно было ставить свет в окно. Когда Муся сказала, что у нее квартира на первом этаже, мы просто в секунду переглянулись с оператором и попросили дать фотографии. Обои были единственным, что мы там доделали. С ними было сложно. Дело в том, что комната Муси вся исписана автографами ее друзей и разными прекрасными надписями. Ей очень жалко было с ними расставаться, поэтому наши обои мы клеили на тейп. Они все время норовили отвалиться, так что мы их бесконечно переклеивали.
Зритель: В фильме отсутствует… тема экзаменов. Учеба занимает много времени в старших классах, а в фильме это незаметно.
Саша Кармаева: Будем честны, это не интересно зрителям. Кино — штука для развлечения. А в десятом классе еще не трясут дотошно с экзаменами.
Ная Гусева: К тому же это конец учебного года. И вообще, каникулы после десятого класса — последняя возможность отдохнуть летом без экзаменов и сессий. Конечно, ты будешь филонить насколько это возможно.
Зритель: А в сценарии был параллельный сюжет, где родители перекладывают ответственность на дочь и пытаются сделать ее парламентером в их отношениях?
Саша Кармаева: Это была идея, которую мне хотелось внести. Такое часто случается. Я по себе знаю, что такое что развод родителей. Ты можешь надеть маску, говорить про взрослое решение, как все здорово и отлично, но это не так. Только годам к тридцати я поняла, насколько мне было грустно и сколько в моем видимом спокойствии было самозащиты. Ксюша тоже защищается от родителей, говоря, что она взрослее и лучше знает, как им быть. Так она пытается это контролировать.
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева