«Желая детям добра, можно сделать хуже» — Светлана Самошина о «Крае надломленной луны»
В прокат вышел «Край надломленной луны» — полнометражный режиссерский дебют Светланы Самошиной, поставленный по сценарию Наталии Мещаниновой. О самом главном в кино с постановщицей поговорил Павел Пугачев.
Как сделали затопленную дачу, где происходит существенная часть действия?
В Комарово есть старый разрушенный дом, который сдают под съемки. Он стал основой для декорации. С нашим прекрасным художником Митей Маличем мы полностью переделали весь дом, затопили его и, высушив, снимали без воды. Весь фильм вообще снимался в реальных объектах: в Ленинградской области и Петербурге. «Московские» сцены сделали на Севкабеле.
Мне нравится, как фильм выглядит. Он выверен, а широкий экран и статика кажутся сегодня чем-то необычным в полнометражном российском кино. В чем была ваша главная задача для оператора и художника?
Съемки пришлись на пандемийный год, из-за ковида оператор сменился за три дня до старта. Яна Риц появилась в последний момент и чуть ли не с самолета сказала: «Я чувствую, как его надо снять». Мы заново раскадровали весь фильм, но не целиком, а отдельными блоками. Интересно, что вы говорите, что там все выверено, но на самом деле импровизации много. Мы работали «под артиста».
Когда я сама смотрю кино, мне интересна всегда именно работа актера
Такое ощущение, что у вас каст собирался из фильма в фильм. В ваших короткометражных работах, предшествовавших дебюту, были и Анна Шепелева, и Виктория Толстоганова, и Надежда Лумпова, мелькающая тут на краю кадра. Кажется, для вас важны и лично-профессиональные отношения с актерами.
Я вообще люблю артистов. Особенно когда с ними совпадаешь. Это не всегда происходит, но если случается, то актер становится соавтором, не в смысле сценария, а на площадке. Так было, например, с Аней Шепелевой. Эта история под нее писалась, и в целом она там от себя многое добавила, как человек. С Викторией мы тоже работали до этого на коротком метре «Хейт».
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/brokenmoon-04.jpg)
Есть такой кинокритический штамп «актерское кино», но к вашему фильму он будто бы и правда подходит. Не обижает вас это?
Вообще нет. Когда я сама смотрю кино, мне интересна всегда именно работа актера. И даже если говорить об операторской работе, то в ней я ценю именно это — когда камера дополняет игру артиста. С Яной Риц мне безумно повезло в этом отношении.
Если есть возможность поработать с актером, даже на такой короткой дистанции, то почему бы не воспользоваться этим
Вы сказали, что писали сценарий под Анну Шепелеву. А как вообще работа над текстом строилась? На каком этапе подключилась Наталия Мещанинова и как строилось ваше с ней взаимодействие?
Рождалось все в обсуждении. Мы поняли, что это тема, которая волнует нас обеих. Мы встречались, обсуждали, а Наталия писала. Там много личного от меня, и думаю еще больше от нее. Это полностью созданный ей текст, который я очень хорошо понимаю. И много меня в нем именно благодаря ней.
А вы случаем не помните, как звучала последняя строчка сценария? Меня впечатлил этот момент в фильме, но я ума не приложу, как он мог бы выглядеть на бумаге.
Хотите я его найду? Мне кстати хотелось недавно перечитать сценарий. Вот, нашла:
«Саша стоит в глубине двора, вокруг орут утренние птицы. Саше больно. Смотрит перед собой, пытается сдержать крик, плач, истерику. От угла дома на нее смотрит мама. Саша на какой-то момент замечает ее. Смотрят друг на друга. Конец».
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/brokenmoon-01.jpg)
Рубрика «глупые вопросы»: а почему название такое?
Хочется, чтобы каждый что-то свое из него вынес. Придумала его Наталия. И мне нравится, что оно ассоциативное, вызывающее разные мысли. Но для меня оно про Сашу, про ее боль и надлом.
Бывают и хорошие люди, и хорошие мужчины тоже бывают
Не могу про камео не спросить. В фильме мелькают Илья Дель и Александр Цыпкин. Во-первых, почему именно они? Во-вторых, не было ли желания или возможности расширить их роли?
Люблю работать с хорошими артистами! На самом деле, был драфт, где у парня из бара (которого Дель играет) было больше сцен, но в итоге мы решили их сократить. Я вообще очень люблю Илью Деля и очень хочу его снимать. И если есть возможность поработать с актером, даже на такой короткой дистанции, то почему бы не воспользоваться этим. А с Александром Цыпкиным я делала короткий метр по его сценарию, познакомилась с ним и решила, а почему бы не сделать из него московского редактора.
Меня еще удивил Артем Быстров в абсолютно положительной роли. Это настолько располагающий к себе герой, что весь фильм ждешь от него подвоха. Насколько это ожидание было запрограммировано изначально?
Ну, один подвох там точно есть! Шучу, на самом деле.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/brokenmoon-03.jpg)
Нас не подгоняли ни под канон, ни под шаблон
Просто это еще и история о том, как очень нехороший мужчина переломал жизни нескольких женщин, и когда появляется положительный герой-мужчина, готовый брать на себя ответственность, то вольно-невольно ждешь, что с ним что-то не так.
Бывают и хорошие люди, и хорошие мужчины тоже бывают. А для вас Ларри прям отрицательный герой?
На первый взгляд, да. Но я вот сейчас задумался, что и его можно оправдать: ему же явно никогда не нужна была никакая семья, так что в целом странно было ожидать от него надежности хоть в чем-то. И, если расширить, то весь фильм можно читать как историю о том, что одни люди чего-то ждут от других, а потом обижаются, потому что ожидания не оправдываются.
Не могу не согласиться.
В титрах указано, что художественным руководителем фильма был Андрей Прошкин. В чем это выражалось на практике?
Он очень помогал с монтажом, читал сценарий, давал важные советы. Я вообще у него многому научилась. И первый кадр в кино сняла на его площадке, когда была вторым режиссером на «Орлеане». Он мой второй после Бакура Бакурадзе проводник в мир кино.
Кстати об МШНК. Я даже немного удивился, что вы оттуда. В том смысле, что есть вредный, наверное, стереотип, что выпускники этой школы снимают в основном, скажем так, «радикально авторское кино». Ваш фильм совсем не вписывается в эти умозрительные, пожалуй, лекала.
Я очень люблю свою школу. Была как раз в первом выпуске, где первый год вели Николай Хомерики и Бакур Бакурадзе, а второй уже только Бакур. Я как-то сразу поняла, что сворачиваю немного в другую сторону, но Бакур меня поддержал, и я ему до сих пор очень благодарна. Нас не подгоняли ни под канон, ни под шаблон.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/brokenmoon-02.jpg)
Были ли какие-то радикальные исправления на монтаже?
Монтировали мы долго, но кардинальных изменений не было. Вообще, мне очень повезло с продюсерами.
Я тут задумался, а была ли в фильме вообще музыка?
Там около пяти композиций, все внутрикадровые. Я сама не люблю музыку в кино. И как режиссер, и даже как зритель. Сложно добиться того, чтобы она была не инородной, а дополняла. Но внутрикадровая иногда классно работает.
И финальный вопрос. О чем лично для вас «Край надломленной луны»?
Он о том, что иногда, желая детям добра, можно сделать хуже. О том, что нельзя строить отношения на лжи. О том, что надо разговаривать друг с другом.
Читайте также
-
«Один фильм помогает понять другой» — Говорим о любительском кино
-
«Это разрушит хрестоматийное восприятие» — Даниил Воробьев о сериале «Чистые»
-
«Камера видит любую фальшь» — Светлана Филиппова о фильме «Лиссабон»
-
«Стаканчик должен быть полон, причем кипятка» — Станислав Фомичев и Анна Далингер про «Угол наклона»
-
Аличе Рорвахер: «Нужно понять, что ты не уникален»
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»