Что ждать от российского кино в 2020 году? — Молодость навсегда
Заканчивается январь, и самое время рассказать о том, что мы будем смотреть в оставшиеся 11 месяцев 2020 года. Все мысли о российском кино, поэтому мы попросили Сергея Дешина собрать вместе самые любопытные кинопроекты из тех, что готовятся к выходу. В первой части списка — наше молодое кино. Мэтры будут на следующей неделе.
«Разжимая кулаки»
Реж. Кира Коваленко
Второй фильм 30-летней Киры Коваленко, одной из самых многообещающих учениц Александра Сокурова, которая, как и Кантемир Балагов, работает теперь под началом Александра Роднянского. Ее первый фильм был экранизацией повести Фазиля Искандера («Софичка»), снятой на абхазском, а второй — здесь уже говорят на осетинском — будет развивать мотивы и эстетику ее дипломной работы «Они ушли от меня», за которую Коваленко успели прозвать «Мушетт из Нальчика».
Времени не существует — «Софичка» Киры Коваленко
«Разжимая кулаки» — кино про современный Кавказ, история взросления юной девушки в маленьком городке, затерянном где-то в ущельях Северной Осетии. Название фильма — это, конечно, парафраз шедевра Марко Беллоккьо, почти полностью непрофессиональный каст — очевидно, тоже дань итальянскому неореализму и ломанной окраинской шпане Пазолини. Кира славится своим жестким характером и неуступчивым поведением на съемочной площадке, но здесь у нее есть достойные спарринг-партнеры: в одной из ролей снялась 16-летняя Милана Пагиева из Владикавказа, свежеиспеченная чемпионка России по смешанным единоборствам.
Зная амбиции продюсера, стоит ожидать битву «Кулаков» за место на набережной Круазетт или на Лидо в попытке, как минимум, повторить успех «Тесноты». Но, безусловно, все будет зависеть, от удачи и того, насколько сильным получится фильм. Что ж, держим кулаки.
«Межсезонье»
Реж. Александр Хант
После дебютного «Витьки Чеснока», который практически стал культовым, Александр Хант уже успел выйти из ряда проектов. Все это ради замысла, на который у него уже ушло несколько лет жизни. Речь про «Межсезонье», которое основано на трагедии, случившейся с двумя 15-летними псковскими подростками.
Выборг-2017: Мясорубка счастья и пилорама страсти
Режиссер очень долго и аккуратно шел к тому, чтобы адаптировать одну из самых болезненных и острых российских историй последних лет. По всей России искал подростков на главные роли, работал вожатым в детском лагере, чтобы лучше понять своих героев, а паблик фильма «Вконтакте» давно превратился во что-то большее. Процесс создания этого фильма превратился в героический пример независимого кинопроизводства: до работы с крупным продюсером был этап краудфандинга. Хант ни в чем не отошел от своей задумки и сделал фильм таким, каким когда-то задумал — съемки по требованию сюжета растянулись более чем на полгода, а половина «Межсезонья» снята на 35 мм кинопленку. Действие перенесено в последнюю осень пригородов Екатеринбурга, и на экране мы должны будем увидеть самих себя. «Мы снимаем фильм про тот момент, когда ты перестаешь быть ребенком, но родители не готовы это признать. Я хочу, чтобы подросток пришел в кино и сказал: «Да, это про меня», — говорит Хант. Разжимаем кулаки.
«Фигуры в городском ландшафте»
Реж. Екатерина Селенкина
Сенсация, которую не ждали — экспериментальный фильм Екатерины Селенкиной, выпускницы МШНК и Школы визуальных искусств в Лос-Анджелесе. Спродюсированный при поддержке основателя MIEFF Владимира Надеина проект «Фигуры» этим летом выиграл престижный грант Хуберта Балса при Роттердамском кинофестивале, а под конец когда сорвал еще и джекпот мира дебютного кино — 50 тыс. евро от фонда Eurimages на фестивале в Les Arcs.
Главный герой — 20-летний Денис, простой драгдилер спальных панелек. Он делает закладки, фотографирует места и рассылает клиентам. Для него это просто один из способов заработать деньги, а для режиссера — повод поговорить о политических и социо-культурных проблемах нынешней России: о жестокости полиции, уровне жизни, гомофобии и прочем. Если вам не хватало сюжета в статичных картинах Джеймса Беннинга (говорят, впрочем, что он уже очень высоко оценил «Фигуры»), если вы ждали, когда же выпускники МШНК отринут затылки братьев Дарденн и эпилептическую камеру Гранрийе, то вам — в городские ландшафты Кати Селенкиной. Уже по названию (его лучше оставлять на английском — Figures in the Urban Landscape) видно, что режиссер на интуитивном уровне смогла уловить язык урбанизма, на котором имеет смысл говорить о мегаполисе десятых.
P.S. Пока этот материал готовился умер один из соавторов фильма, муж Екатерины Селенкиной — оператор Алексей Курбатов. Теперь ему навсегда останется 33 года. Пусть первая удача этого фильма будет навечно принадлежать ему. Без кулаков.
«Продление жизни»
Реж. Дмитрий Фалькович
«Иванов»: Розовая папочка и принцип неопределенности
Дмитрий Фалькович — человек загадка и большой мистификатор. Про него до сих пор никто и ничего не знает наверняка. Венчурный инвестор, российский лондонец, друг Ильи Хржановского, режиссер самого удивительного и загадочного российского фильма последних десяти лет под названием «Иванов». (В чем-то это близнец «DAU»). «Продление жизни» — проект, который долгое время был известен под кодовым названием «Иванов-2». В вотсапе на все мои вопросы и запросы Дмитрий ответил дословно следующее: «Пиши интуитивно! Фото из фильма? А не бывает кадров из несуществующих фильмов. Есть только название». Это в духе Фальковича. Но и правда, какой, к черту, «Иванов-2», если героя первой картины, физика и сухарика-магната Александра Ивановича Иванова в самом финале мочканули киевские бандиты в лифте? Что это за мета-метафильм? Продление жизни в буквальном смысле за кадром кино (банально фильм о съемках?) или же тарантиновское разрушение всех стен, разделяющих жизнь и иллюзию? Ответ один — посмотрим. Пока известно, что в картине снимались кинокритики Борис Нелепо, Василий Корецкий, Василий Степанов и Евгений Майзель, которые специально для эпизода выезжали в Минск на утренний сеанс «Иванова» и последующее обсуждение со зрителями. Но вошел ли этот эпизод в фильм? Если и есть сегодня в России режиссер, который может снимать с совершенно годаровской легкостью, юмором и чутким пониманием, что никаких правил нет, который бы при этом обладал блестящей тягой к уэллсовским мистификациям — то он точно такой один, и зовут его Дмитрий Фалькович. Кулаки в кармане!
«Иччи»
Реж. Костас Марсан
Новый фильм Костаса Марсана («Мой убийца») несколько лет не могли закончить из-за проблем с финансированием (заявленный бюджет — 25 миллионов рублей), но вот он, наконец, завершен, и в этом году имеет все шансы вывести кино самобытной Сахи на, скажем так, федеральный уровень.
Страшные ритуалы посреди якутской ночи, тайны прошлого и духи, требующие отмщения. В фильме, как сообщает нам эффектный тизер, смешались XVIII век и наш. Марсан — режиссер-хамелеон, всеядный, впитывающий в себя буквально все просмотренные фильмы по кадрам и любящий проговаривать: «А вот этот кадр я возьму себе». В одном интервью он может говорить о влиянии корейского жанрового кино или «Вампира» Дрейера, а другом — благодарить цветовые палитры итальянского джалло.
По тому же тизеру видно, что Костас Марсан, которого неслучайно всегда можно встретить на московских премьерах Джордана Пила или Ари Астера, выдает качественный хоррор без каких-либо скидок на свою региональность. В «Иччи» традиционно малобюджетный и косноязычный якутский кинематограф обретает свою зрительскую форму. Сжимаем кулаки.
«Детство Чика»
Реж. Аслан Галазов
Осетинца Аслана Галазова трудно отнести к молодым — ему за пятьдесят. И все же «Детство Чика» — это второй игровой полный метр. Галазов экранизировал цикл одноименных рассказов Фазиля Искандера. Проект приурочен к 90-летию писателя и — на минуточку! — снят на Владикавказской экспериментальной киностудии.
Более десяти лет назад, в далеком 2007-м, Галазов очень уверенно заявил о себе наркоманской драмой о преподавателе литературы «Ласточки прилетели». Победив на фестивале «Дух огня» и заслужив сравнения в диапазоне от раннего Гаса Ван Сента до Отара Иоселиани, и, более того, даже выйдя в ограниченный прокат, фильм Галазова дал надежды на зарождение яркого голоса во всем российском кино — нового голоса из северной Алании, но, увы, после этого режиссер надолго укрылся в региональной документалистике (снял, например, посвященный экологической катастрофе в родной Северной Осетии фильм «Труба»). Его имя сегодня почти забыто, и новое обращение к прозе Искандера (всего несколько лет назад была «Софичка») — хороший шанс напомнить о своем бесспорно самобытном кинематографе.
«Дочь рыбака»
Реж. Исмаил Сафарали
Исмаил Сафарали — успешный финансист, учившийся в Баку и в США, а затем уже в 40 лет бросивший успешную карьеру ради мастерской Дмитрия Мамулии в МШНК. В 2016 году Сафарали выиграл питчинг «Кинотавра», получив карт-бланш на запуск дебютного полного метра при полной поддержке компании Александра Роднянского. «Дочь рыбака» полностью снята на азербайджанском языке в рыбацкой деревне на побережье Каспийского моря. Это история 14-летней девочки Сары, у которой во время шторма пропадает в море отец. Вся община настаивает на похоронах, хотя бы условных — с пустым гробом, ведь патриархи уверены, что непогребенный рыбак — плохая примета, уйдет вся рыба. Взрослеющая Сара идет против: бунтует против семьи и отправляется в море на поиски отца, в грозу, навстречу року. «Дочь рыбака» ждали еще в прошлом году, к фильму проявлял большой интерес крупнейший европейский арт-дистрибьютор Wild Bunch, но затянувшийся пост-продакшн картины отложил на год эту премьеру.
«Вмешательство»
Реж. Ксения Зуева
Кинотавр-2017: «Близкие» Ксении Зуевой
Анна Чиповская на «Адидасе», а Иван Твердовский в роли гопника с района! Что еще нам нужно знать о второй картине Ксении Зуевой? Автор фильма «Близкие» на этот раз задумала эротическую драму об одиночестве, любви и разбившихся о реальность иллюзиях. Действие «Вмешательства» разворачивается между ночными клубами, районами-кварталами и больничными коридорами (по совпадению, как в «Нежности»). Анна Чиповская играет здесь 24-летнюю неблагополучную пациентку, которая увлекается врачом кардиоцентра (Андрис Кейшс из «Нелюбви»), а эта связь приводит к непоправимым последствиям. Не стоит, наверно, ждать от «Вмешательства» сайфуллаевских нежностей: Зуева идет, скорее, по следам сероватой отчужденности Андрея Звягинцева, чью фигуру можно считать для нее отцовской. И дело даже не в символическом выборе актера на главную мужскую роль. Уже в «Близких» отчетливо чувствовалось как рефрен «Нелюбви» пронизывал все чувства героев, являясь мирообразующим для вселенной режиссера, а теперь его уже подхватили и модные Shortparis.
«Город уснул»
Реж. Мария Игнатенко
Еще одна выпускница МШНК. Дебют Марии Игнатенко («Юха») представят в рамках Берлинского кинофестиваля уже в конце февраля (его примет артовый «Форум»). Кинематографичному названию соответствует не менее кинематографичный сюжет: у молодого человека умирает жена, и мир северного архипелага погружается в летаргический сон, который заставляет героя отправиться на поиски единственного человека, который не спит.
«Город уснул» спродюсирован сложившимся арт-продюсерским тандемом Катерины Михайловой и Константина Фама, но сама Игнатенко при этом осталась верной выпускницей Дмитрия Мамулии. «Город уснул» — полный умолчаний фильм о спящем мире, одиночестве неспящего и навязчивых видениях прошлого. Это метафизическое путешествие сквозь горе, которое открывает темные стороны человеческой природы (как и в мамулиевском «Преступном человеке»), фиксируя превращение героя фильма из жертвы в преступника. Вечно ли сияние темного разума?
«Ястреб Размером С лошадь»
Реж. Александра Кулак
Прошедший год запомнился маленьким триумфом совместной работы Саши Кулак и Бена Геза «Хроники ртути», которая после выхода в ограниченный прокат благодаря ЦДК удостоилась места в десятке лучших фильмов года, составленной «Искусством кино». А прославилась оператор и режиссер Саша Кулак еще пять лет назад черно-белой «Саламанкой» (снятой совместно с Русланом Федотовым). Кулак умеет быть соавтором (как оператор она сняла и «Продление жизни» Фальковича), но по своим амбициям явно тяготеет к режиссерскому соло. Ее новый документальный фильм с сюрреалистичным названием «Ястреб Размером С лошадь» совсем скоро будет представлен в рамках Berlinale Talents-2020 в секции Doc Station. Фильм еще находится в стадии пост-продакшена, но будем надеяться, что он увидит свет уже в этом году.
Саша Кулак и «Хроники ртути»
В сюжет погружаешься моментально: фильм посвящен странной группе орнитологов, которую возглавляет еще более странная женщина по имени Лидия. Она мечтает создать свою версию… свою версию «Твин Пикса»! На сайте Berlinale Talents представлен тизер фильма, из которого следует как минимум одно: пока Дэвид Линч на перекуре допрашивает обезьянку по имени Джек — дело всей его жизни по-прежнему живет. Знакомьтесь, Твин Пикс на Щербенке (округ Южное Бутово).
P.S. Еще семь фильмов в производстве (скорее всего, они выйдут в 2021 году)
«Офелия»
Реж. Игорь Поплаухин
Александр Золотухин: «„Мальчик русский“ — о чувствах, которые стирают эгоистичное „Я“»
Полнометражный дебют каннского призера («Календарь»). Байопик про последние дни Янки Дягилевой с идеально подобранным в своем поэтическом символизме названием. Фильм продюсирует Илья Стюарт и сложно не заметить, как органично «Офелия» продолжит музыкальную линейку Hype Film, начатую прошлогодним «Летом». Один из самых ожидаемых фильмов 2021 года.
«Способ любви»
Реж. Тамара Дондурей
Несколько лет назад на фестивале во Владивостоке документалист Тамара Дондурей познакомилась со сценаристом Антоном Ярушем («Теснота»). Дружба переросла в творческий союз и вместе они написали сценарий полнометражного игрового дебюта Дондурей. Фильм запущен под художественным руководством Алексея Федорченко и уже был представлен в рамках лаборатории на Венецианском кинофестивале.
«Способы любви» будут размышлением о сложных отношениях между дочерью и матерью после гибели отца и рождения ребенка. Без лишних слов понятно, насколько это личная история.
«Полет»
Реж. Александр Золотухин
Юрий Дудь, старший брат
После «Мальчика русского» Александр Золотухин под патронажем своего мастера Александра Сокурова начинает работу над новой военной драмой про двух братьев-близнецов, которым сложно перенести разлуку.
«Продукты 24» (рабочее название)
Реж. Михаил Бородин
Еще один полнометражный проект участника короткометражной секции Канн-2018 («Я нормальный»). Бородин родом из Ташкента, поэтому кажется логичным, что он (не без воздействия, кажется, «Айки») берется за острую тему рабского существования гастарбайтеров в современной Москве. На материале отдельно взятого продуктового магазинчика в Гольяново. Основано на реальной истории.
«Конференция»
Реж. Иван Твердовский-мл.
Safe Mode
Все больше молодых, казалось бы, аполитичных режиссеров, обращаются к самым болевым и страшным точкам путинской России. Балагов хочет делать фильм о Беслане, Твердовский-мл. уже начал работу, посвященную осмыслению трагедии на Дубровке. И, казалось бы, причем тут Юрий Дудь? Да-да, спасибо, Юра.
«Дом в огне» (рабочее название)
Реж. Александр Селиверстов
Новый фильм автора невозмутимой сюрмозаики «Охотники». С тех пор Селиверстов снял клип Славе КПСС и сам записал рэп-альбом под псевдонимом Sol 47. «Дом в огне» — снова арт-кино (но уже с бюджетом), история о мужчине в кризисе, у которого то ли дом, то ли (как в знаменитом автопортрете Жана Кокто) голова – в огне.
«Дунай»
Реж. Любовь Мульменко
Канны-2018: «Календарь» Игоря Поплаухина
Режиссерский дебют пермячки Любови Мульменко, главной сценаристки всей «новой женской волны» (фильмов Мещаниновой, Бычковой и Сайфуллаевой). На стадии проекта фильм выиграл в этом году дебютный конкурс Минкульта. Продюсер – Валерий Тодоровский, к новому фильму («Гипноз») которого сценарий тоже написала, кстати, Мульменко. Сюжет «Дуная» чист и невинен: это история молодой москвички, которая поехала в Белград и встретила там свою любовь.