хроника

Что ждать от российского кино в 2020 году? — История и вечность

Продолжаем углубляться в российское кино будущего с Сергеем Дёшиным. После сводок о молодом кино 2020-го публикуем список, в котором так или иначе, но говорит прежде всего вечность: большие исторические нарративы, ностальгические фантазмы, классические сюжеты и бессмертные герои. Есть и несколько фильмов начавшегося Берлинского кинофестиваля.

«DAU»

Реж. Илья Хржановский

Прошел год после премьеры проекта «DAU» в Париже, и имя Ильи Хржановского опять на слуху. Разворачивается привычная для современной России драма: Минкульт ожидаемо отказался выдать четырем фильмам цикла прокатные удостоверения (причина тоже ожидаемо дурацкая — «пропаганда порнографии»; непонятно, как именно и зачем можно порнографию пропагандировать). Автор не растерялся и отправился в суд. Терпения ему не занимать, так что не исключено, что и Россия увидит проект в полном объеме. В сети тем временем появилась запись мастер-класса, данного по приглашению Светланы Алексиевич, где среди прочего предъявили 7-минутный трейлер «материнского» фильма «DAU», который рассказывает о главном герое, сыгранном Теодором Курентзисом.

DAU. Эксцесс, истерия, разрушение DAU. Эксцесс, истерия, разрушение

Все это неспроста: через неделю фильм «DAU. Наташа» (в России он пока без прокатки) покажут в основном конкурсе Берлинале. Посмотрим, как примет картину не рафинированная художественная публика, а усредненные фестивальные блогеры. Кроме того, в Берлине вне конкурса можно будет увидеть «DAU. Дегенерация» — финальное разрушение объекта «Институт». Сам факт включения этих фильмов в программу Берлина, кажется, говорит о том, что начинается большое фестивальное турне «DAU». А там и до выдвижения на «Оскар» от России (или Украины?) недалеко.

Илья Хржановский на съемках «DAU»

«Петровы в гриппе»

Реж. Кирилл Серебренников

У Звягинцева с Ильей Стюартом пока не получается, а вчерашний узник режима Кирилл Серебренников заканчивает с ним же свой второй фильм, снятый по бестселлеру «Петровы в гриппе и вокруг него». Работали над этим проектом в жестких условиях: съемки шли по ночам — после дневных слушаний в Мещанском суде. На все про все 37 съемочных смен. Серебренников всегда казался трудоголиком фасбиндеровского толка: за время домашнего ареста он успел удаленно поставить оперу, сделать монтаж «Лета» и написать адаптацию «Петровых» для театра и для кино.

Канны-2018: «Лето» Кирилла Серебренникова Канны-2018: «Лето» Кирилла Серебренникова

Обращение к Сальникову не случайное: ядовитая, сновидческая, алкогольная канва «Петровых» — богатый материал для режиссера, который так преуспел в гротеске (одна из главных его удач в кино — «Изображая жертву»). Кастинг заставляет вспомнить о «Лете»: вместо Ромы Зверя — Иван Дорн. В других ролях: Чулпан Хаматова и молодой театральный режиссер и драматург Семен Серзин. Недавно он начал делать киноверсию театрального хита «Человек из Подольска» и легко мог бы стать героем нашего предыдущего материала.

Премьеру фильма Серебренникова ожидают на Каннском кинофестивале, но насколько «Петровы» будут поняты европейскому зрителю, вопрос сложный.

Иван Дорн на съемках «Петровы в гриппе». 2019

«Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Реж. Ангелина Никонова

Автор «Портрета в сумерках» сняла кино по книге Карины Добротворской, главный герой которой — легендарный автор «Сеанса», кинокритик Сергей Добротворский. И, как это часто бывает, роли ленинградцев исполняют московские звезды (Анна Чиповская и Александр Горчилин). 1990-е, Петербург и самая богемная пара города — под такими тегами продвигают фильм. Это история целого десятилетия через отношения одной пары, брачная история на улице разбитых фонарей. Героиня бежит к красивой жизни в Москву, а затем — в Париж, становится звездой издательства Condé Nast, герой умирает в 38 лет, оставшись живым сердцем журнала «Сеанс». Для кинокритики Добротворский — пример автора, не рассуждавшего о фильмах, а говорившего с ними и через них. «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — это внутренний диалог Карины, с человеком, которого больше нет.

Александр Горчилин и Ангелина Никонова на съемках «Кто-нибудь видел мою девчонку?». 2019

«Медея»

Реж. Александр Зельдович

Прошло десять лет после «Мишени», и Александр Зельдович, последние годы тесно сотрудничающий с «Электротеатром Станиславский», возвращается в кино. «Медея» по словам режиссера — классический сюжет, в его буквальной интерпретации, но место действия — современный Израиль, а время на календаре — «сегодняшняя вечность». Внимание, ожидается феминизм!

Два прошлых фильма Зельдовича рождались в моменты кризиса: запуск «Москвы» попал под дефолт 1998-го года, «Мишень» совпала с кризисом 2008-го. «Медея» (заглавная буква тоже «М») же снята по меркам режиссера достаточно быстро — всего за год — и без экономических проблем. Сценарий в этот раз Зельдович написал в одиночку, впрочем, говорит, что Сорокин одобрил. В главной роли снялась молодая грузинская актриса Тинатин Далакишвили, которую для широкого зрителя открыли «Заложники». В главной мужской роли — Евгений Цыганов. На актерах — специальная коллекция костюмов Татьяны Парфеновой. Музыку написал Алексей Ретинский, исполняет ее ансамбль MusicAeterna Теодора Курентзиса.

На съемках фильма «Медея». 2019

«Гунда»

Реж. Виктор Косаковский

«Акварель»: Человек в сухом остатке «Акварель»: Человек в сухом остатке

Одна из главных интриг обновленного Берлинале — программа Encounters. Официально — это еще один конкурс, потеснивший традиционно экспериментальный «Форум». Именно здесь состоится премьера нового экологического эпоса Виктора Косаковского. Как и «Акварель», фильм снят без российского финансирования и только фамилия режиссера позволяет отнести его к российским работам. По словам самого автора, три героя «Гунды» — корова, курица и свинья. Косаковский два месяца провел, фиксируя жизнь животных на какой-то ферме:

«Каждый день я приходил в 5 утра и был с ними, пока они не уснут. И снимал их, как я снимал бы человека».

Отдельно режиссер анонсирует пятиминутный кадр свиньи, который никого не оставит равнодушным. Фильм уже увидел Хоакин Феникс [и стал его продюсером. — прим.ред.], недавно и очень ярко высказавшийся на тему ужасов животноводства в ходе церемонии вручения «Оскаров».

«Гунда». Реж. Виктор Косаковский. 2020

«Один день Ивана Денисовича»

Реж. Глеб Панфилов

Глеб Панфилов снял своего рода приквел к классической повести Александра Солженицына. В роли Ивана Денисовича Шухова — Филипп Янковский. Картину обещают выпустить к 9 мая. В свое время Панфилов получил личное благословение писателя на экранизацию «В круге первом», и больше десяти лет вынашивал план снять «Ивана Денисовича». Как и та экранизация, новый проект сделан по заказу телеканала «Россия», но на сей раз именно как полнометражный фильм.

Иван Денисович Шухов — кто он такой? Как воевал? Как попал в плен? Как бежал из плена? Такими вопросами задавался Панфилов, когда решил сделать предысторию «Ивана Денисовича», развивая солженицынский пафос: по словам режиссера, это будет фильм о русском характере и Богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. Из важных (и, наверное, в будущем обсуждаемых деталей): в фильме нет женских ролей, только мужчины.

«Один день Ивана Денисовича». Реж. Глеб Панфилов. 2020

«Паркет»

Реж. Александр Миндадзе

Предыдущие режиссерские работы Миндадзе по абдрашитовской еще традиции разворачивались в пространстве катастрофы (авиационной, чернобыльской, военной), а новый будто выходит за пределы привычной вселенной: он посвящен танго и драме возраста.

Александр Миндадзе: «Всё смывает волна» Александр Миндадзе: «Всё смывает волна»

В центре «Паркета» — мужчина и две женщины, которые под Рождество собираются в дорогом отеле на юбилее танцевального клуба. Они не виделись четверть века — у каждого своя жизнь, и вот они решаются исполнить коронный аргентинский танец, который танцевали в молодости. «Последняя вспышка жизни», — так характеризует в трех словах свой фильм сам Миндадзе. «К танго надо готовиться, а после танго — приходить в себя. Танго можно не чувствовать, но нельзя не понимать. Танго — это философия», — если вспомнить эти слова Петра Вайля, то уже не кажется удивительным, что Миндадзе выбрал именно этот танец. «Паркет» — фильм русскоязычный, но избегающий сколько-нибудь точной национальной географии (хотя от приставки «соц-» сложно избавиться: снимали в Румынии, а среди актеров Агата Кулеша, звезда «Иды» и «Холодной войны» Павликовского, оператор Олег Муту). Никаких флэшбеков, только танго навстречу, как минимум, одной смерти и двум жизням.

На съемках фильма «Паркет». 2019

«Нос, или Заговор „не таких“»

Реж. Андрей Хржановский

Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях» Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях»

«Нос» — мультипликационная фантазия, основанная на повести Гоголя и одноименной опере Шостаковича. По легенде, в конце 1960-х Шостаковичу приглянулась дебютная работа Андрея Хржановского, и именно тогда родилась у режиссера мысль сделать кино по ранней опере классика. В центре истории три героя — Гоголь, Мейерхольд и Шостакович, оказывающиеся на какой-то ярмарке, — а также советская политическая элита (Сталин, Молотов, Жданов и другие), собравшиеся посетить премьеру «Носа». Смешиваются эпохи, персонажи и кинематографические жанры. Эйзенштейн (тоже, кстати, один из героев фильма) называл мультипликацию «сверхкино». «Нос» Хржановского — идеальный кандидат для проверки этого утверждения. Мировая премьера уже состоялась в январе 2020-го на фестивале в Роттердаме.

«Невечерняя»

Реж. Марлен Хуциев

Марлен Хуциев на страницах «Чапаева» Марлен Хуциев на страницах «Чапаева»

Над «Невечерней» Марлен Хуциев работал больше 15 лет, вплоть до самой смерти, и возможно, именно в этом году мы увидим фильм на большом экране. История, когда творец работает над своим итоговым произведением до последних дней, для мировой культуры не в новинку. Так было с Кубриком и его «С широко закрытыми глазами», так было с Алексеем Германом и его «Трудно быть богом». Так случилось и с Марленом Хуциевым.

«Невечерняя» — история двух встреч Чехова и Толстого. Сперва сам Толстой навещает болеющего Чехова в больнице, а потом уже Антон Павлович приезжает к прикованному у постели графу. О чем русские классики могут говорить наедине в дни болезней? Конечно, о вечных проклятых вопросах русской жизни и русской смерти.

На съемках фильма «Невечерняя»

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: