Видео

Сеанс реального — «Встреча. Дневник» Анатолия Бердюгина

Сегодня в «Сеансе реального» — фильм про сложные отношения отца и дочери и рассказ режиссера о столь же непростых отношениях с документальным кино, слезах на рекордере и возможности найти родных где угодно.

Я не думал заниматься кино. Я родился на Урале в небольшом городке Ирбит, мечтал стать юристом, после школы поступил в юридическую академию в Екатеринбурге по специальности «Международные отношения и право», но со второго курса начал писать электронную музыку, увлекся авторским кино и понял, что юристом быть не хочу.

После завершения академии я переехал в Петербург и какое-то время искал, чем заняться. Появилось желание попробовать что-то снимать, но как, что, с чего начать — я не понимал. В 2008 году, с одной стороны, абсолютно случайно, с другой — исходя из своего стремления, я попал реквизитором на проект «Дау» и начал работать в большом кино. Мне везло, потому что я попадал на картины известных или интересных мне режиссеров. Работал реквизитором на «Утомленных солнцем 2» Никита Михалкова и «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, в административной группе фильмов «Роль» Константина Лопушанского и «Фауст» Александра Сокурова. Затем стал вторым режиссером: «Теснота» и «Дылда» Кантемира Балагова, «Софичка» и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, «Глубокие реки» и «Мама, я дома» Владимира Битокова. «Софичку» я также монтировал.

Александр Николаевич Сокуров тогда организовал свой фонд «Пример интонации». Я к этому времени снял свою вторую игровую короткометражку «Мизансцена 2.11», которая ему понравилась, и фонд профинансировал ее постпродакшн. Я писал сценарии полнометражных фильмов и думал только об игровом кино, никогда о документальном.

На съемках фильма «Встреча. Дневник»

В 2019 году я случайно познакомился с психотерапевтом Аглаей Датешидзе, через какое-то время она предложила мне снять документальный фильм про психологический лагерь «Соприкосновение». Когда я туда приехал, я столкнулся с тем, что люди, естественно, не готовы, чтобы их снимали во время практик, где с ними происходят разные глубокие процессы. Я сделал сюжет в классическом репортажном стиле, но понял, что не передал то, что там происходит, и эту задачу для себя не закрыл. Поэтому когда Аглая на следующий год снова предложила снять фильм о лагере, я согласился.

Понимая, что камера будет сковывать людей, я придумал новый для себя метод. Помимо съемки материала в конце каждого дня я записывал аудиоинтервью с некоторыми участниками. Когда записываешь на диктофон, беседа развивается естественно, люди гораздо глубже раскрываются и охотнее рассказывают о себе. У меня была идея попробовать передать в документальном кино поток сознания в стиле условного Терренса Малика, но мы не сочиняем тексты заранее, а записываем на месте и потом сводим с изображением. Так получился фильм «Танец соприкосновения».

«Вы сегодня поссорились. Что вы думаете об этом?»

Аглае оба фильма понравились, и она предложила сделать кино про ее отца. Я ничего про него не знал, но подумал «давай попробуем». Несколько дней подряд я брал интервью у него и у Аглаи, и в какой-то момент понял, что мне не очень интересно делать фильм-портрет актера и педагога Кирилла Леонидовича Датешидзе, а гораздо интереснее снять историю очень непростых отношений отца и дочери. Аглаю это не испугало, и она сказала «окей».

Мы поехали на литературное кладбище, где Кирилл Леонидович любил гулять. Я заснял радостную прогулку отца и дочери (этот материал не вошел в фильм), а после съемки отвел каждого в сторону и записал с ними аудио. Я задавал очень простой вопрос: «Сейчас вы ходили, разговаривали друг с другом. А что ты на самом деле думала и чувствовала?» Вскрылся зазор видимого и скрываемого. Кирилл Леонидович думал немного другое, а Аглая — категорически другое, чем то, что она показывала на камеру.

На съемках фильма «Встреча. Дневник»

После съемки мы поехали перекусить, и между ними произошел важный, не очень приятный разговор, в котором озвучилось то, что было внутри, обнажилась травма, которую Аглая до сих пор переживала, и они начали это между собой обсуждать. К сожалению, это не зафиксировано, но примерно то же отец и дочь говорят в конце фильма — о невозможности встречи.

Я искал форму, в которой можно было бы рассказать историю их отношений. При каком процессе мы можем за этим наблюдать? В то время Глаша занималась восстановлением родового дерева и даже наняла специального человека, который с этим помогал. Как-то она поделилась, что хотела бы поехать в Грузию и встретиться там с дальними родственниками, которых Аглая и Кирилл Леонидович не знали. И у меня все сложилось: эта поездка — роуд-муви, в котором их отношения могут раскрыться. В тот момент Аглая была беременна, и получилась бы такая встреча настоящего, прошлого и будущего одного рода. Но из-за сильной коронавирусной инфекции у Аглаи случился выкидыш (впоследствии эта травма проявилась в эпизоде с люлькой). Поездку пришлось отложить.

Слезы падали на рекордер, и она боялась, что техника сломается

Через некоторое время после этого у Кирилла Леонидовича случился микроинсульт. Но он все же решил поехать. Это был важный шаг с его стороны. Как говорит Глаша, если бы отец не любил свою дочь, он бы после инсульта, конечно, никуда не поехал.

Съемочная группа состояла из двух человек: я за камерой и моя супруга Аня, которая отвечала за звук. Аня не звукорежиссер, но у нас не было каких-то сложных задач, я объяснил, за чем нужно следить и на что обращать внимание. Что касается творческих вопросов, тут со стороны Глаши было полное доверие и никакого контроля. Ничего не цензурировалось, за что я ей очень благодарен.

«Встреча. Дневник». Реж. Анатолий Бердюгин. 2023

Первый день в Тбилиси был похож на туристическое хоум-видео — мы ездим по разным местам, смотрим, фотографируем, иногда о чем-то философски размышляем. На второй день произошла замечательная история с алычой, которая проявила конфликт отца и дочери. Было удивительно видеть, как опытный психотерапевт становится маленькой сверхэмоциональной девочкой. Эта история их так сильно задела, что какое-то время Аглая с Кириллом Леонидовичем старались не общаться, и все их контактирование шло через нас. Но постепенно они снова начали разговаривать.

В какой-то момент уже никто не узнавал, родственники ли они на самом деле

Сеансы аудиозаписи были ежедневными. Вечером я приходил к каждому в номер с зум-микрофоном, задавал вопросы. У Кирилла Леонидовича было много философских размышлений о себе, он все время уходил в сторону от того, что происходило и что он чувствовал. Приходилось немного направлять, конкретизировать: «Вы сегодня поссорились. Что вы думаете об этом?», и так по событиям дня.

На протяжении съемок было очень много удач, того, что происходило незапланированно. Изначально мы собирались только в Тбилиси и Рачу. Но в Тбилиси Марика Датешидзе рассказала про гору Датешидзе в Кутаиси и про Сванетию, откуда пошел их род. Когда мы оказались в Раче, горная дорога всех сильно утомила, и все хотели поскорее вернуться в Тбилиси. Но мне казалось, что если мы не доедем до Сванетии, путешествие не будет закончено. Была нужна визуальная и смысловая точка, и я уговорил всех поехать туда.

На съемках фильма «Встреча. Дневник»

По пути в Сванетию мы хотели на полчаса заехать в Кутаиси, но там все пошло не так, как мы представляли. Нас очень тепло встретила семья священника Арчила Датешидзе, за столом собрались его жена, теща, сын, невестка, внук, и вдруг все начали петь. И нас накрыло — заплакала и Аглая, и Аня (слезы падали на рекордер, и она боялась, что техника сломается), и даже до этого абсолютно непробиваемый на эмоции Кирилл Леонидович, слушая эти песни, расчувствовался. Думаю, дело было не столько в красоте песен, а в том, что каждый из нас ищет это ощущение семьи, ее целостности и наполненности. К этому моменту путешествия это чувство у нас максимально обострилось.

Было важно не раствориться в материале, в любовании красивыми и теплыми улочками Тбилиси

Когда мы уже в ночи приехали в Сванетию и заселились в гест-хаус, первое, что нам сказала его владелица, узнав фамилию Аглаи, что здесь рядом есть родовая башня Дадешкелиани, от которых пошел род Датешидзе. Сцена с башней получилась смысловой точкой путешествия — мы добрались до истоков. Но в эту башню невозможно попасть, она со всех сторон закрыта, есть только маленькое окно на очень большой высоте. И все это среди руин древнего города. Все дома и даже крыши в Сванетии сделаны из камней — такое каменное бесчувствие, на фоне которого происходит разговор про невозможность быть увиденным и встреченным друг другом.

Когда мы летели из Сванетии в Тбилиси, Глаша и Кирилл Леонидович сидели в самолете раздельно, а рядом — молодой отец с маленькой дочкой, которые для меня символизируют что-то очень теплое, светлое, что есть в детстве и что все равно сохраняется в каждом уже повзрослевшем человеке. Я решил поставить эту сцену в финал.

Я переживал, что в плане отношений отца и дочери в фильме нет точки. Да, произошло путешествие, вскрылись и были озвучены важные вещи, но что дальше? Удивительным образом на последней аудиосессии Аглая заговорила о том, что это был для нее важный опыт, на который она теперь может опереться и создать что-то новое в их отношениях.

«Встреча. Дневник». Реж. Анатолий Бердюгин. 2023

После возвращения в Петербург я снял еще несколько сцен: со студентами в мастерской Кирилла Леонидовича, или как они с Глашей идут в свою бывшую квартиру, но там нет входа, а на ее месте — кафе, и они вспоминают, что и где было. И несколько сцен, которые в фильм не вошли: например, как Кирилл Леонидович идет на кладбище к своей маме и разговаривает там с ней. У них тоже были сложные отношения, которые отчасти актуализируются между ним и Аглаей.

Затем были попытки снять, чем занимается Глаша, но в итоге я взял материал, который не вошел в фильм про лагерь: где она ведет практику «гляделки», когда все садятся по двое и смотрят друг другу в глаза. Абсолютно незнакомые люди пытаются таким образом встретиться, и иногда это получается проще, чем в ситуациях, когда мы скованы своими ролями «дочери» и «отца», «мужа» и «жены», «братьев» или какими-то еще. Эту сцену я поставил в фильме первой.

Когда съемки закончились, я сделал перерыв в несколько месяцев — нужно было отдохнуть от материала, от субъективной вовлеченности в историю, когда ты занимаешь сторону то одного, то другого героя. Затем была довольно долгая — около года — стадия монтажа. Но это был не плотный ежедневный монтаж: параллельно я что-то снимал как режиссер и работал в большом кино вторым режиссером, потом возвращался к монтажу, что-то переосмыслял.

После поездки каждый из них многое обдумал, и отношения стали теплее

Было важно не раствориться в материале, в любовании красивыми и теплыми улочками Тбилиси. Поскольку это история о путешествии, у меня уже была конструкция фильма, и нужно было придумать, как на нее нанизывать другие сцены. Было около четырех вариантов монтажа. Первый — трехчасовой. Но, как говорил Чехов: «Умение писать — это умение вычеркивать». В итоге мы имеем 1 час 18 минут.

Для меня крайне важно, что, помимо истории отца и дочери, в фильме развиваются еще несколько тем. Например, насколько вообще возможна встреча с корнями? У нас было много встреч с родственниками. В какой-то момент уже никто не узнавал, родственники ли они на самом деле, это было не очень важно. Что происходит в такие моменты? Люди действительно чувствуют родство, или эта встреча формальная, и речь идет о репрезентации, когда каждый в кадре пытается кем-то казаться? Возможна ли встреча с корнями при посещении каких-то мест (той же древней башни)? Или это такая ментальная конструкция, которая может оказаться иллюзией. Мне было интересно об этом думать.

На съемках фильма «Встреча. Дневник»

Когда фильм был готов, его показали в программе «Артдоксеть». Там было зрительское голосование, и огромное количество людей начали выбирать наш фильм. Координатор даже спросила, не боты ли это [в итоге фильм победил в голосовании — примеч]. Многие люди писали нам с Глашей, что им очень близка эта история, некоторые называли фильм терапевтичным. Оказалось, что у многих есть схожие отношения с кем-то в семье, кто-то так и не смог найти общий язык и прожить совместный опыт, потому что близкого человека уже нет.

Единственный живой показ пока был только на небольшом фестивале «Белые ночи» в Петербурге. Собралось человек 25-30. Тоже были очень хорошие отзывы. На большом экране и со зрителями все смотрится по-другому. Например, я не воспринимал сцену с алычой как комедийную, а здесь ползала смеялись.

После просмотра кто-то задал Глаше вопрос как психотерапевту: как можно в рамках своих отношений искать эту встречу? Спрашивали, как изменились их отношения с отцом. Они действительно стали ближе. Нельзя сказать, что до этого они вообще не общались, но это происходило нечасто, сухо и достаточно болезненно. После поездки каждый из них многое обдумал, и отношения стали теплее.

Наверное, и я после этого путешествия изменился. Документальное кино стало мне не чужим. Оно заставляет быть открытым миру, чтобы иметь возможность по-настоящему встретиться с ним.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: