Высшие формы — «Портрет скучного человека» Василия Корепанова
Что общего у Достоевского и мультсериала «Время приключений»? Сегодня в «Высших формах» мы смотрим дипломную работу режиссера анимации Василия Корепанова о том, что быть скучным — это нормально.
На четвертом курсе обучения на режиссера анимации в СПбГИКиТ было задание сделать раскадровку мультфильма на основе жизненного опыта. Я решил попробовать поработать на необычной для себя территории ненарративного кино: набросал отрывки воспоминаний (далеких и недавних), отрывки снов. Хотелось, чтобы на их основании зритель додумал общее представление о герое.
С приближением окончания обучения я вспомнил об этой раскадровке и подумал, что если ее доработать, можно сделать это дипломной работой. Появился сквозной сюжет, хотя от многих элементов классической драматургии вроде открытого конфликта и движения героя к цели я отказался.
Я начал иллюстрировать какие-то отрывки, переставлял их с места на место, думал, как подогнать все под какую-то канву. Появилась мысль добавить в историю монолог героя.
Со школы я увлекался литературой и писал рассказы, поэтому придумать монолог мне было несложно. Сложно было привести его в короткий, складный и законченный вид. Было написано очень много вариантов, в некоторых меня заносило в разные стороны, и появлялись линии, которые я не знал, как закончить.
Когда я писал и редактировал текст, в голове постоянно возникало: «Это скучно», «Кому такое вообще захочется слушать?» Потом я подумал, что, наверное, эта «скучность» может быть особенностью героя: однообразная жизнь, не слишком впечатляющие воспоминания. И весь фильм — это его портрет. В процессе работы я вспомнил, что у Достоевского есть рассказ «Сон смешного человека», а во «Времени приключений» упоминалась книга «Дневник снов скучного парня» — так и придумалось название.
Мне нравилось вставлять в окружение мелкие детали, которые поймут лишь немногие, кто со мной общается
Иногда показывал черновой аниматик мастеру и одногруппникам, они что-то советовали, я старался это учитывать, но больше опирался на свой вкус.
Я много лет рисую иллюстрации и комиксы, во многом отталкиваясь от стилей мультсериалов, которые смотрел в школьные годы — «Симпсоны», «Время Приключений» и что-то похожее. Здесь я также взял что-то от стиля Vewn (Виктории Винсент). Она делает очень интересные мультфильмы, и ее манеру сейчас часто копируют, но я взял совсем немного (по крайней мере, надеюсь).
Как-то раз к нам в институт приехал редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, и мы всей группой представили свои проекты. В итоге мой мультфильм поддержал «Фонд поддержки анимации». Мы с Сергеем тоже много обсуждали сюжет. Пару советов также дал режиссер Игорь Ковалев, чьи работы я очень люблю.
Мне нравилось вставлять в окружение мелкие детали, которые поймут лишь немногие, кто со мной общается. В сцене, где герой заходит в кинотеатр, на заднем плане можно увидеть плакаты моих прошлых мультфильмов. Эту штуку я позаимствовал у Сатоси Кона, который делал так в «Паприке». Большинство героев второго плана я сделал чем-то похожим на своих реальных знакомых, либо на людей, которые мне чем-то запомнились. А какие-то детали поймешь только ты. При этом сам можешь их забыть, а потом, обнаружив, будто разблокируешь какое-то воспоминание или видишь сообщение от себя из прошлого.
Поскольку это история про жизнь, законченного финала в фильме нет
Было очень интересно визуализировать сновидения. Все эти сны мне действительно снились. Конечно, они не выглядят точь-в-точь как настоящие, но я старался сделать все близким к тому, как это ощущалось на самом деле. Как-то раз, пересмотрев черно-белый отрывок, я вдруг понял, что мне снилась война, и стало как-то совсем жутко.
Работа над анимацией заняла около восьми месяцев. Было тяжко. Я периодически вставлял новые готовые сцены в проект с аниматиком. Когда таких сцен стало больше половины, я увидел, что они начинают складываться во что-то цельное. Появилось ощущение, что да, кажется, что-то выходит. Это придало сил.
Что касается работы со звуком, я закинул в проект референсную чужую музыку, которая, как мне казалось, туда подходит, и дальше звукорежиссер Александр Самаров и композитор Иван Никоноров уже сделали всю работу. Причем музыка была не самая привычная, а в звуках я мог использовать что-то вроде замедленного звука модема, на который я как-то случайно наткнулся в интернете. Он звучал очень абстрактно и загадочно, и я вставил его в аниматик в сцену с жутким сном, куда он очень хорошо подошел. Я попросил Александра сделать что-то похожее.
Голос героя мы искали долго. В черновой версии я озвучивал текст сам, но так часто его менял, что устал переозвучивать и решил использовать примитивную программу синтетического текста «Балаболка». Эта версия очень нравилась моим одногруппникам, так как с ней мультфильм приобретал флер интернет-видео аниматоров Михаила МК или М-пасты (тоже великие художники, на мой взгляд). Но мне хотелось сделать по-другому, мы стали искать актеров озвучания, и после разных проб нашли Игоря Ушакова, чей голос звучит одновременно и устало, и искренне.
Но главный герой, собственно, и есть «скучный человек», так что в целом я доволен реакцией
Поскольку это история про жизнь, законченного финала в фильме нет. Я много думал над последними фразами. Был вариант, где герой говорит что-то вроде: «В жизни все не как в кино. Я не полечу к звездам и не стану вмиг счастливым». Это было бы реалистично, но я решил, что хочу дать в конце какую-то надежду. Без этого было бы совсем тяжело. А полет ввысь — достаточно часто используемый символ победы над внешними обстоятельствами. Только он мне и пришел в голову, ну, и в сновидениях у меня иногда такое было, особенно летающие планеты, такие сны я просто обожаю.
Так как это очень личная история, временами было сложно показывать ее другим людям, особенно на этапе разработки. Но, наверное, это сыграло и терапевтическую роль. Хотя, пересматривая в большом зале сцену с сообщениями, я каждый раз внутренне съеживаюсь, настолько это сложное для меня воспоминание.
Фильм не собрал много наград, но зато был показан во многих местах и на многих фестивалях. Пару раз люди говорили мне, что плакали в конце. А иногда наоборот — что скучновато и местами избито. Но главный герой, собственно, и есть «скучный человек», так что в целом я доволен реакцией. Может, на кого-то это повлияет и хорошим образом.
Читайте также
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Сеанс реального — «Вверх, вниз» Андрея Сильвестрова
-
Сеанс реального — «R2CC» Маши Черной
-
Сеанс реального — «Мое заключение» Фаины Музыки
-
Сеанс реального — «Встреча. Дневник» Анатолия Бердюгина
-
В чем сила Человека-паука? — Павел Королько о себе и своих фильмах