Нож в торте — «Дворец» Романа Поланского
«Дворец» Романа Поланского, тот, где Александр Петров с Микки Рурком равно невыносимы, где кал зарифмован с налом, черная икра не лезет в горло, а доллары едва умещаются в чемоданы Louis Vuitton. Почему этот дикий фильм обязательно стоит посмотреть и к чему надо быть готовым, пишет Вероника Хлебникова.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/PALACE_06415_N_photo-by-M.-Abramowska-1.jpg)
Во «Дворце» завершается XX век. Дальше либо конец света, либо утро нового века. На этой чертовой развилке Роман Поланский снял безупречную анти-интеллектуальную ретрокомедию о светских и богатых, о людях-катастрофах, с которыми и апокалипсиса не нужно (сценарий написан в соавторстве с Ежи Сколимовским). Отвращение повторилось в виде фарса.
Горный отель готов к встрече Миллениума. «Наши стюарды предложат вам смешные шляпки». На икорный шабаш в швейцарских Альпах слетается несвежая европейская и бодрая постсоветская нечисть. Старые и молодые ведьмы, живые трупы, гоблины Джима Хенсона, увеличенные до человеческого роста, и пузыри земли русской будут надуваться и лопаться перед камерой Поланского и Павла Эдельмана, не теряя ловко взятого темпа, в серии замечательно похабных скетчей.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/PALACE_05203_N_photo-by-M.-Abramowska-1.jpg)
Во «Дворце» обитают в основном старики, обломки эпохи, богатая и очень богатая уходящая натура. Миллиардер на ладан. Похотливая маркиза. Глянцевитый бык порноактер. Наследник Франкенштейна пластический хирург и его счастливые жертвы. Делец, прожженный до желтушной корки, как самса из адского тандыра, того и гляди снимет голову, и окажется, что под маской Микки Рурка скрывается орангутан. Старые греховодники, но во всяком случае, не палачи.
Он не жаждет никого отменять, поскольку отлично знает, что время справится без него и однажды отменит нас всех
Среди высохших мандрагор водятся навозные мухи помоложе — жены, водопроводчики, дорогие россияне и отец семейства из самых Чешских Будиевиц, чающий обрести папашу в лице меднорожего дельца.
Каков бомонд, таков и юмор. Покажи ему любой палец Остлунда, это уже будет избыточно грубой лестью. Самодовольное слабоумие мира достойно чего-то получше, чем постирония: чтобы ему весело и звонко кукарекали в лицо. Еще рыгали, пердели и роняли мятую пьяную физию в черную икру, скрашивая ее драматический избыток.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/PALACE_08440_FINAL-photo-Malgosia-Abramowska-OK-1.jpg)
Оглядываясь в прошлое, Поланский шутит смачно, примитивно и доходчиво в духе плута Панурга про собачий кал и кремлевский нал, килотонны жоп и сисек, а не бомб. Вкручивает бородатую шутку про парик, сбитый с чела пробкой от шампанского. Замшелый анекдот о водопроводчике разворачивается в номере маркизы. Его «Дворец» — идеальный брачный крик марала в лесу, безобидный и даже ласковый. Автор предается его аранжировке с видимым в кадре удовольствием, пригласив подыграть не только друзей и давних соратников — великого Джона Клиза из цирковой банды «Монти Пайтон», невозмутимого Оливера Мазуччи, гранд-даму Фанни Ардан с собачкой, Сидни Ром в роли миссис Робинсон, звезду его давней и такой же блажной комедии «Что?», композитора Александра Деспла с буколической партитурой, — но и двух российских президентов, и 3D-пингвина.
Рафинированная критика, рассуждающая о «смыслах» и «кодах», оскорбилась этим грубым ярмарочным балаганом поголовно и с раблезианским простодушием
Роману Поланскому не над чем иронизировать в этом старомодном отеле, в этой богадельне для динозавров, в этом закончившемся веке, на излете долюдоедской эры, поистине вегетарианских времен центральной Европы без войн. Он не жаждет никого отменять, поскольку отлично знает, что время справится без него и однажды отменит нас всех, каждого в свой черед.
Не издеваться же в самом деле над старостью и историей, их не исправишь и не отменишь. Разве что посмеяться над мнимыми страхами, у которых глаза велики. Над умением наделять вселенским значением медийные пустяки, вроде астральных концов света или компьютерной ошибки миллениума. И над роковой неспособностью человечества во все века распознать приближение настоящей гибели, не расчухать дыхания упыря на шее, не разглядеть под носом признаки реальной катастрофы, хотя вот они, из каждого утюга.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2023/11/PALACE_03063_N_photo-by-M.-Abramowska-1.jpg)
Сеанс. Лица. Роман Поланский купить
Рафинированная критика, рассуждающая о «смыслах» и «кодах», оскорбилась этим грубым ярмарочным балаганом поголовно и с раблезианским простодушием. Ее не удостоили ни тонких сатирических намеков, ни высоколобого завещания обществу концлагеря, ни элегантного прощального поклона, которого втайне ждали все пошляки мира, наточившие перья в предвкушении некролога. Приняли ку-ка-ре-ку на свой счет, это чистейшей силы пение и сигнал, изгоняющий злые чары, в том числе, интеллектуального тщеславия.
Веселый Панург из великого поколения кинематографистов, Поланский в дурацком колпаке максимально понизил регистр и в самом низком жанре нашел возможность объясниться с наступившим темным дегенеративным временем единственно возможным способом — теми устами, которыми не говорит ни по-французски, ни по-английски, ни по-польски.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино