Недостоевский подросток
Я отроком покинул отчий дом…
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Н. А. Некрасов
СЕАНС – 29/30
Главный герой «Свободного плавания», Леня, окончил школу, и ему нужно где-то работать, пока в армию не заберут. Ему семнадцать лет, поэтому ожидается: поиск пути, первая любовь и т.д., то есть ДРАМА ВЗРОСЛЕНИЯ со всеми вытекающими отсюда эксцессами. История, рассказанная в «Свободном плавании», — это ВЗРОСЛЕНИЕ БЕЗ ДРАМЫ. Просто взросление. Нет ничего, на чем так удобно строить драматургию «героя нашего времени» в современном кино: ни Чечни, ни братков, ни выморочного глянца. Обычный подросток из обычной провинции, типичный герой в типичных обстоятельствах. «Свободное плавание» с этой точки зрения — настоящее событие: в этой картине появляется, на наш взгляд, новый герой поколения нулевых.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/03/037.jpg)
Маленький город на берегу Большой Реки. Монотонный ритм повествования следует за ритмом провинциальной жизни. Камера статична. На улицах безлюдно. На реке пустынно. Жизнь еле теплится. Всеобщее оцепенение заполняется мечтами — о вожделенной Работе, которой нет, но о которой все грезят. Такой вот оскал капитализма в отдельно взятом Мышкине-Кашине-Угличе. Только, в отличие от «правильного» капитализма, никто прилагать усилий, чтобы эту работу найти, не собирается.
Он вообще — странный для нашей культурной традиции подросток.
«…И нет в творении творца…»
Работа в «Свободном плавании» — это такая платоновская идея. Чистая запредельность. Ее никто не видел, все только рассказывают. На заводе в лучшем случае починяется случайная мясорубка. В «Центре занятости населения» вакансии: уборщица в школу («мальчика они тоже возьмут»), дорожный рабочий… Все остальное — в Ярославле, то есть за пределами ойкумены. А с закрытием единственного завода Деревня-Город-Микрокосм и вовсе утрачивает последнюю связь с цивилизацией и неуловимо, но неотвратимо погружается в трагикомические бездны мифологической эпохи собирательства и палки-копалки. Дорожные работы уже сняты в режиме фольклорной амплификации и исполняются мифологическими персонажами: Человеком-пестиком и Человеком-ведром, а также Прорабом-сказителем, слагающим былины о прекрасном героическом прошлом. Мужики, уволенные с закрывшегося завода, пьют водку на берегу и сочиняют сказки: «будем возить в Ярославль на газелях» (что возить?) и «жить всю зиму в вагончиках» (зачем жить в вагончиках, чтобы возить что бы то ни было на газелях в Ярославль?). Хозяин лесопилки, на которой основаны их мечты, и знать не знает об этом. Но мужики, уже частично в белых штанах и ковбойской шляпе, успели основать свою жизнь на песке. Все обман, все мечта, все не то, что кажется. Изображенный мир свободен, по сути дела, от всего, что ни есть, а потому анемичен и тотально неприкаян.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/03/new1.jpg)
«Свободное плавание» — «Сеансу» отвечают…
А герой хочет быть прикаянным. Вот такой вот вариант классического, положенного по жанру сюжета о том, как у «юноши, обдумывающего житье», впервые возникает ситуация выбора и как он этот выбор делает. В отличие от героев восьмидесятых-девяностых, для которых самое главное было — заявить о своем праве на «свободное хотение», Леньку это окружающее царство свободного хотения уже достало. Ему хочется работать и быть кем-нибудь «по профессии». Вот ее он и выбирает — как способ добыть жизни цель и смысл. Он и от роли винтика в системе не прочь, если это придает жизни форму, пусть даже самую механическую: завод (работа/обед) — танцы (драка/девушки) — дом (комната/мама). Он не бунтует против взрослого мира, а, наоборот, с готовностью вверяет себя мастеру-наставнику. Он вообще — странный для нашей культурной традиции подросток: его не крючит и не колбасит; он не бросает обвинений в лицо кому бы то ни было, не ерничает, не врет, не иронизирует, не занимается исследованием собственных глубин и посему не отчаивается. То есть не страдает экзистенциальной непереносимостью бытия. Он вообще не рефлексирует, он думает. И потом делает. Что-то такое долгое про себя думает, а потом берет и делает. А когда, естественно, напарывается по неопытности, то снова долго думает и делает что-то другое, пока не находит то, что ему нравится. А главное — ему доставляет истинное удовольствие, когда что-то сломанное — починено, а что-то сделанное — сделано хорошо. На фоне всеобщей энтропии и мечтательной расслабленности он единственный умножает сущности: чинит табуретку, латает дорожные дыры и уже почти начинает рыть ямы под поперечные столбы, как энтропия спохватывается, начинает сопротивляться и довольно больно бьет Леньку по морде в шесть кулаков. Пожалуй, тут можно было бы и отчаяться. Но Провидение за настойчивость посылает Леньке спасение в виде потусторонней баржи, сконструированной из старого трактора и некоторого количества металлолома, реальной и сюрреалистической одновременно, приплывшей по Большой Реке, о существовании которой мы уже почти забыли.
Непьющий-работящий, но не скучный и обаятельный.
Финальная мизансцена исключительно символическая. Мужик, приплывший на барже, на берегу роется в ржавых железках — перебирает мотор. Стоящий рядом бомж разговаривает разговоры, и от него отмахиваются как от постылой мухи. Ленька же сначала молчит и соображает. Потом молча подает подходящую гайку. А потом, тоже молча, делает один шаг, другой — и заходит на баржу, чтобы уплыть на ней в свободное плавание. Вот он в финале — уже болтающий без умолку, в рабочих рукавицах на фоне груза, плывущий по Большой Реке к новой жизни. Как писал Пушкин, «вот счастье, вот права».
Авось и выплывет. Хороший пацан. Цельный, не изломанный. Не рефлексирующий, а просто умнеющий по ходу жизни. Добрый — из тех, что немотивированно, просто «от природы добр». Непьющий-работящий, но не скучный и обаятельный. Не достоевский подросток, а пушкинский. Петруша Гринев из «Капитанской дочки». Давно таких не было.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино