Фестивали

«Голова кружится, но мы дорогу знаем!» — Гид по БФМ-2021. Часть 1

Начался Большой фестиваль мультфильмов, в этом году проходящий и в онлайн-режиме (очные показы перенесены на декабрь). Юрий Михайлин рассказывает о фильмах, показанных в перые дни смотра.

Начался Большой фестиваль мультфильмов. В этом году он юбилейный — пятнадцатый. Показы в кинотеатрах перенесены на декабрь, но большинство фильмов (более 350) можно посмотреть онлайн с 28 октября по 8 ноября.

Уже второй год проходят российский и международный конкурсы. Из нового — конкурс студенческой анимации, конкурс мультфильмов для детей и конкурс сериалов. Еще есть два сборника документальной анимации, три спецпрограммы (мультфильмы о душевном и ментальном здоровье в подборке «За забором», феминистская программа «Только для женщин!», а также новинки израильской анимации), три детских сборника и двенадцать полнометражных мультфильмов из программ БФМ разных лет.


«Воспоминание, воспоминание». Реж. Бастьен Дюбуа. 2020

«Воспоминание, воспоминание», реж. Бастьен Дюбуа, Франция

Документальная программа «Личные истории»

Мальчик нашел дома баночку со скорпионом, и она очень его взволновала. Бабушка сказала, что это — сувенир (тут есть простая игра слов: souvenir по-французски значит как «воспоминание», так и буквально сувенир, подарок на память), который дед привез с войны в Алжире. Но дед почти ничего не хочет рассказывать о тех событиях. Внук взрослеет на фоне этого незнания и, став мультипликатором, хочет сделать мультфильм об алжирской войне. «Воспоминание, воспоминание» — рассказ о попытках создать такой мультфильм и редчайший пример аналитического подхода к возможностям кино и анимации в работе с памятью. События алжирской войны становятся отчасти и событиями жизни режиссера (ведь один из их участников — его дед), но, вместе с тем, режиссер умудряется сохранять деликатную, бережную дистанцию и понимание, что чужая память (даже если это память близкого родственника) не принадлежит тебе, и герой фильма имеет право тебя туда не впустить. Помимо рассказа об ужасах войны и тяжести вины этот удивительный фильм рассматривает и допустимые границы воображения в работе с документальным материалом, подвергает сомнению правомерность свободы монтажа. Автор ставит друг за другом сцены про пытки, изнасилования и эпизод про молчание деда, монтажным образом создавая впечатление, что, должно быть, дед молчит о чем-то столь же ужасном, но тут же опровергает эту связь, признаваясь, что это лишь домыслы, а настоящая причина молчания неизвестна. Когда все становится объектом для рассказа в медиа, а драматичные личные и семейные истории — чуть ли не лучшая пища для коллективных эмоций, автор сохраняет за дедом право на тайну и признает, что возможности анимации ограничены. Может быть, прежде всего — чувством уважения к человеку и миру.


«Откуси косточку», реж. Хонами Яно, Япония

Международный конкурс

Ученица суперзвезды японской анимации Кодзи Ямамуры создала абсолютно удивительный фильм о смерти, детстве и воспоминаниях как постоянном фоне каждой секунды жизни. Необычная техника (все нарисовано разноцветными точками) — часть драматургии и инструмент видения. Изображение одновременно конкретно и очень зыбко, жизнерадостно и тревожно, ясно и расплывчато. Аниматор очень тонко использует расфокус, уводя в него отдельные части изображения, причем не по принципу дальности планов, а создавая странный эффект зрения, когда случайные части видимого становятся будто полуслепыми. Складывающиеся сцены воспоминаний наполнены вибрирующей жизнью, но в следующий момент распадаются или перетекают в другие. Автор очень весело и, что важно, ненавязчиво использует метаморфозы и искажения пропорций, очень свободное анимационное движение, присущее и фильмам учителя, но, при этом, свое.

«Откуси косточку». Реж. Хонами Яно. 2021

Фильм полон точных психологических сцен. На похоронах ребенку скучно и неуютно, нечего делать и затекают ноги. Затем тема смерти будто уходит, вытесняется воспоминаниями и жизнью, но вот фоном прогулки становится пугающее и таинственное бомбохранилище, которое затем гонится за девочкой (причем, это не показано напрямую, а создано странное ощущение, будто бомбохранилище правда может гнаться). Поздно вечером девочка дома, ей уютно, она ест что-то вкусное. Но за окном в мире — тревожная стихия чего-то изнаночного. Бомбохранилище прячется за каждой цветной точкой изображения, эти разноцветные точки успокаивают и сдерживают что-то стихийное.

В финале дедушка предлагает девочке совершить, видимо, традиционный японский, но жутковатый ритуал (не харакири!). Девочка не может этого сделать и предпочитает сделать фильм.


«О, нееет!», реж. Иван Максимов, Россия

Международный конкурс

Один из лучших российских фильмов 2021 года. Иван Максимов попытался уйти от привычного стиля и пригласил на фильм во многом противоположного себе художника Алису Юфу. Результат оказался грандиозным. Серия коротких, очень красивых, смешных и абсурдных эпизодов как бы проводит зрителя через все этапы отрицания и возмущения к удивлению и принятию фантастического, уютного, холодного и, возможно, иногда злобного мира.


«Последний автобус», реж. Джо Се, Тайвань

Международный конкурс

Очень мрачный, довольно жестокий, но интересный фильм, в котором, как часто бывает в азиатском кино, рассказывается о власти и насилии как чем-то природно присущем обществу (даже состоящему из двоих людей) и ведущем общество к гибели.


«Полярный медведь скучает», реж. Кодзи Ямамура, Япония

Международный конкурс

Анимация и графика Ямамуры настолько виртуозны, что он может делать фильмы о чем угодно, а когда он сдерживает свое всемогущество, получается особенно эффектно. Так и тут — почти детский мультфильм-песенка о скучающем медведе, который наблюдает за окружающими его животными, отчего ему становится еще скучнее. В итоге милая череда забавных картин складывается в по-настоящему экологический фильм о единстве и гармонии мира (это постоянная тема Ямамуры), а также в высказывание о скуке как одной из принадлежностей мыслящего существа. Кроме того, это просто очень смешная, ни на что не похожая история.

«Полярный медведь скучает». Реж. Кодзи Ямамура. 2021

«Голова кружится», реж. Цзы-Синь Синди Ян, Тайвань

Международный конкурс

Маленький Хао Хао играет с бабушкой и спящим дедушкой, затем они отправляются на прогулку («Чего все время дома сидеть?»), и бабушка с дедом поют интересные истории о своей молодости и о том, куда вместе пойдут сегодня. Можно и покататься на чем-то, и прекрасно перекусить. «Столько вокруг всего! Голова кружится, но мы дорогу знаем!» Щемящий финал, в котором радость детской игры соседствует с первой, еще не отчетливой догадкой о том, что все заканчивается.


«Юнг и беспокойство», реж. Джоанна Пристли, США

Международный конкурс

Прекрасный, почти бессюжетный фильм, в котором автор пробует анимировать мысль Юнга о том, что «жизнь — лучезарная пауза между двумя великими таинствами». К этому нечего добавить, кроме того, что визуально это — большое удовольствие.

В том же международном конкурсе есть любопытный мультфильм «Пожелай мне удачи», где мы с верхнего ракурса наблюдаем за напряженными приключениями героев, находящихся в одной квартире (почти как в компьютерной игре).

«Пожелай мне удачи». Реж. Ён Чхан Чон. 2021
«Хорошо и еще лучше» — Гид по БФМ-2021. Часть 2 «Хорошо и еще лучше» — Гид по БФМ-2021. Часть 2

В российском конкурсе стоит посмотреть изящное «Болото» Веры Вьюгиной (интервью с режиссером можно прочитать на нашем сайте), а также сделанный при участии «Цеха анимации» студенческий фильм «Карантин» (в «Высших формах» есть рассказ о его создании), и еще новый фильм Юлии Ароновой «Пожарник», «Жизнь-паскуду» Вари Яковлевой и познавательный фильм Филиппа Ярина «Буква Ё».

Продолжение следует.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: