Высшие формы — Студенческая анимация из Суздаля
Во второй половине марта в Суздале проходил XХVI Открытый российский фестиваль анимационного кино, одним из главных открытий которого стала студенческая программа. Кажется, студенты лучше всех адаптировались к работе на карантине, а, может, анимационное образование в России сделало шаг вперед. Представляем вниманию читателей часть фильмов программы с комментариями авторов.
«Дождь»
Режиссеры: Иван Ханжин, Анна Исакова, Василиса Макшакова
Уральский государственный архитектурно-художественный университет
Иван Ханжин
Режиссер, аниматор
На четвертом курсе УрГАХУ было задание на имитацию погоды, которое можно было сделать коллективно. Вот мы и сработались, но немного увлеклись и развили задание до небольшого сюжета. Сначала мы искали фон — гуляли и снимали разные локации, выбирали наиболее удачную запись. Затем, опираясь на выбранное видео, придумывали для него историю, персонажей. Вдохновлялись разным: например, очень атмосферными стильными играми студии Amanita design; что-то навеяно симпатиями к японским мотивам да и просто уральской природой — скромной, но любопытной в деталях. Пришлось повозиться с эффектом грозы — мы долго не могли добиться реалистичного мерцания. Получилось, когда добавили в настройки и тайминг больше случайности, и сияние стало выглядеть сложно, натурально.
Анна Исакова
Режиссер, аниматор
Мы втроем были режиссерами, каждый придумал и нарисовал несколько персонажей. Ваня снял фон, я анимировала всех маленьких персонажей, а Василиса — большого старичка-шамана. Потом поделили между собой прорисовку, вместе компоузили, вместе озвучивали. Самым интересным для меня, пожалуй, было придумывать маленькие взаимодействия между героями. Они у нас получились забавные, милые.
«Карантин»
Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Цех анимации
Анна Исакова
Режиссер, аниматор
В Екатеринбурге ежегодно проходит фестиваль «Кинопроба». В рамках фестиваля был организован мастер-класс, который вели режиссеры из Москвы Юра Богуславский и Вася Чирков. Они предложили тему «2020-й год». Самым запоминающимся событием была пандемия, поэтому решили делать про нее.
Участники мастер-класса (в основном, студенты УрГАХУ) лепили очень маленьких персонажей и придумывали отдельные сценки. Все сделали за четыре дня, последнюю сцену снимали до 6 утра. Очень круто, что почти все эпизоды в итоге вошли в фильм.
Еще мой голос рассказывает про бабушку ковид-диссидентку, больную ноздрю и «посидели, поговорили, выключили компьютеры, легли спать».
Мы с Ваней Ханжиным и Василисой Макшаковой делали сцену с курьерами на самокатах, я снимала зарядку (толстячок в трусах качает пресс) и, вместе с одногруппницей Сашей Зиминой, финальную сцену. Еще мой голос рассказывает про бабушку ковид-диссидентку, больную ноздрю и «посидели, поговорили, выключили компьютеры, легли спать». Последнее — ответ на вопрос, как праздновали день рождения во время карантина.
Высшие формы — «Такой же день» Ульяны Сизых
Эти интервью придумали, чтобы объединить эпизоды. Режиссер-документалист Вера Пирогова задавала всем вопросы, связанные с карантинном, мы отвечали. Потом Юра, Вася и Вера отбирали ответы и собирали фильм. Так сложился наш анимадок.
Василий Чирков
Режиссер, преподаватель анимации
Мы с Юрой занимаемся реализацией подобных затей последние лет десять, и за это время выработались разные приемы и методы. Во-первых, всегда хочется, чтобы в конце работы получился небольшой фильм, а не просто набор упражнений. Это вдохновляет участников делать что-то дальше самостоятельно. Во-вторых, все рисуют по-разному, поэтому мы стараемся придумать такие дизайн и технологию, которые помогут объединить разнородные изображения. В-третьих, мы рассматриваем каждый такой проект, как возможность поэкспериментировать, поэтому стараемся не повторяться в выборе техники. Некоторые находки из мастер-классов мы потом используем в своей работе. Ну, и, как правило, мы стараемся делать мастер-классы по стоп-моушен анимации, просто потому что сами ей занимаемся, и хочется, чтобы снимали больше мультфильмов в ручных покадровых техниках.
В этот раз мы работали с миниатюрными пластилиновыми персонажами, размер кукол был примерно 3-4 см. Такой подход позволил избавиться от излишней детальности и объединить по стилю персонажей, сделанных разными людьми (в мастер-классе принимало участие много студентов с разным уровнем подготовки). Для простых движений куклы анимировались непосредственно, для более сложных и динамичных — изготавливались дополнительные фазы. Было любопытно, какое движение дадут такие крошечные персонажи. Всегда интересно взаимодействовать с какими-то ограничениями материала, это позволяет найти более острые пластические решения. В качестве пространства мы выбрали условный белый фон, в котором глубина намечается несколькими необходимыми по действию деталями. Это тоже стилистический прием, и, конечно, здесь сильно сокращается время на постановку кадра и операторскую работу.
Было очень весело, хотя немного не хватало сна.
Мы предложили студентам технологию съемки и тему для мультфильма. Дальше они предлагали свои идеи, рисовали раскадровки, мы обсуждали, выстраиваются ли эти идеи в сюжет. Здесь нет истории, но нужно было найти общую интонацию, и сделать так, чтобы сцены получились разными по настроению и ритму, чтобы в итоговом монтаже динамика фильма развивалась, не была монотонной.
Ребята работали отлично. Все, что есть в мультфильме, придумано в диалоге с ними. Было очень весело, хотя немного не хватало сна.
Ориентируясь на тему мультфильма, Вера Пирогова составила список вопросов и проинтервьюировала студентов, которые принимали участие в мастер-классе. Вопросы были очень разнообразные, например «болела ли у вас спина, пока вы были на карантине?» или «переезжали ли вы куда-нибудь за время карантина?» и много чего ещё. В итоге получилось несколько часов записи, из которых мы выбирали подходящие для снятого материала реплики. Это был спонтанно найденный метод, но в итоге, мне кажется, получилось интересно. Если бы мы сначала записали реплики, а потом снимали под них материал, была бы опасность начать иллюстрировать слова. Кроме того, мультфильм получился бы значительно длиннее, а так от многих прекрасных реплик нам пришлось отказаться из-за того, что они не подходили к уже снятым сценам. В итоге изображение и текст как бы рассказывают две параллельные истории, то сходятся, то противопоставляются друг другу.
Высшие формы — «Среда» студентов школы-студии «ШАР»
В таких проектах всегда очень много спонтанности, и это здорово. В обычных съемках процесс куда более монотонные и взвешенный, а здесь можно все время экспериментировать и импровизировать.
«Тревожность и тревога»
Режиссер: Анастасия Савкина
Школа дизайна НИУ ВШЭ
Анастасия Савкина
Режиссер, аниматор
Я начала работать над фильмом в сентябре 2020 года. Нам дали задание сделать информационное видео на свободную тему. Я немного интересуюсь психологией, плюс сама тот человек, что мучается от повышенной тревожности, поэтому решила, что хочу сделать фильм об этом.
У меня не было какого-то одного источника информации, на основе которого я делала сценарий. Я собирала ее по крупицам с разных сайтов и соединяла с собственным опытом. А еще консультировалась с психологом Дарьей Авдониной — автором нескольких информационных постов о тревожности в Инстаграме. Я попросила у нее разрешения использовать эту информацию при составлении закадрового текста.
Сначала фильм был для меня своеобразной психотерапией, но потом вырос в нечто более масштабное.
В фильме два центральных образа, один из которых напрямую ассоциируется с тревожностью — это человек в маске зайца, животного, которое боится любого шороха. Мы не видим лица этого персонажа, и это в нем самое главное — каждый зритель может мысленно поставить себя на его место.
Второй персонаж — девушка с оливковым контуром — противопоставляется ему на протяжении всего фильма. Она — образ человека, который никогда не сталкивался с тревожным расстройством. Только в финале мы понимаем, что в глубине души каждый может прятать того пугливого мальчика в маске зайца, и в этом нет ничего страшного, если вы готовы принять его и наладить с ним (собой) контакт.
Фильм был сделан в конце декабря, примерно за четыре месяца с перерывами на другие проекты по учебе. Мне помогал мой куратор Игорь Ковалев. Я очень рада, что в итоге все получилось, несмотря на сжатые сроки и то, что, помимо режиссуры и анимации, мне пришлось заниматься и звуком.
Высшие формы — «Белоснежье» Ирины Эльшанской
Сначала фильм был для меня своеобразной психотерапией, но потом вырос в нечто более масштабное. Я смогла и поработать со своими переживаниями, и донести полезную информацию — рассказать о тревожности, объяснить ее природу, подсказать несколько способов, как научиться контролировать свое состояние. Возможно, у кого-то есть тревожные друзья или родственники, и эта информация поможет им поддержать своих близких в тяжелые времена.
«Дерево»
Режиссер: Александра Нетунаева
Школа дизайна НИУ ВШЭ
Александра Нетунаева
Режиссер, аниматор
Я должна была закончить другой мультфильм, но у нас с преподавателем не было понимания относительно этого проекта, и еще я долго болела с осложнениями, поэтому фильм зашел в тупик, а срок его выполнения наполовину прошел.
Наша преподавательница по анимации Евгения Жиркова дала нам задание на монтаж: сделать раскадровку панорамы. Я сделала панораму по дереву, где в конце мы узнаем, что оно сейчас упадет. Тогда я с усмешкой подумала, что такой мультфильм успела бы сделать, и получилось бы лучше, чем текущий проект. Потом действительно задумалась об этом и в итоге, несмотря на все сомнения, поменяла проект. Я начала развивать новую идею, и получилась очень лаконичная история, над которой было приятно работать.
Лесоруб показался мне слишком банальным. Впрочем, бобер не сильно оригинальней
Самым интересным было придумывать детали, такие как дупло с вещами или мертвая белка. Было важно, чтобы у зрителя возникло ощущение какой-то истории дерева и его жителей, которая остается за кадром. Это старое дерево. Для меня оно выглядит, как старый дом в деревне.
Высшие формы — «Мой знакомый медведь» Екатерины Соколовой
Я долго выбирала, по какой причине дерево должно упасть. Лесоруб показался мне слишком банальным. Впрочем, бобер не сильно оригинальней, но он хотя бы выглядел органичнее. Я нарисовала рисунок, где дерево подпирают камушки, он мне очень понравился, я быстро придумала, что эти камушки поставит енотик, и сделала начальную сцену, в которой закладывался будущий крах дерева. Конец отсылает к ней, но все-таки финальным разрушителем становится белочка.
Читайте также
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой
-
«Кривенько-косенько, как надо» — Федор Кудрявцев о своем «Ровеснике»
-
«Все должно быть сказкой» — Вениамин Илясов о фильме «Эра»