Высшие формы — «Месяц листьев» Данила Стрижова и Ивана Ханжина
Как сделать мультфильм за пять дней? О природном Lego, музыкальной импровизации и работе с подростками Юрию Михайлину рассказал Данил Стрижов, один из авторов фильма «Месяц листьев».
Осенью 2022 года нам с Ваней Ханжиным предложили провести пятидневный анимационный мастер-класс в Ханты-Мансийском Центре искусств для одаренных детей Севера. Я знал, что там есть отделение для музыкантов, и мы подумали, что сможем провести музыкальный джем и создать вместе с детьми необычные звуки, чтобы потом, опираясь на ассоциации, придумать персонажей, найти подходящие анимационные движения и сложить из этого фильм. Поначалу сценария не было, только примерная концепция — живущие в лесу существа необычно звучат и, играя вместе, создают мелодию.
Когда мы думали о мастер-классе, в голову приходили мысли о духах, идолах, лесных существах. Наш друг и художник Вадим Бадьянов, который преподавал нам в УрГАХУ художественную постановку, коллекционирует природные материалы: коряги интересной формы, деревяшки, засушенные диковинные растения, всегда что-то классное, фактурное и фотогеничное — большой набор природного Lego, пробуждающего фантазию. Мы попросили у него кое-что из коллекции. А еще это упрощало работу с художественной постановкой — природные фактуры сами задавали стиль, и мы могли сосредоточиться непосредственно на анимации.
Для нас с Ваней это был первый опыт проведения такого интенсивного мастер-класса, тем более с людьми 14-15 лет, которые только-только знакомились с анимацией. От этого рождался сильный азарт, который давал энергию и нужную рабочую атмосферу.
Первые день-два работа велась довольно свободно: мы разложили перед ребятами материалы, которые привезли, и предложили собрать из них разных существ. Единственное условие: персонажи должны издавать звуки, и нужно было найти движение, жест или ситуацию, при которой это должно происходить. Потом мы объяснили, что такое раскадровка, помогали выстраивать последовательность действий в сцене.
Из общего звукового хаоса мы пытались создать единую гармоничную мелодию
У нас появилось несколько несвязанных друг с другом сценок с лесными персонажами. Нашей задачей было понять, как продолжать съемки более последовательно, и мы с Ваней начали думать над объединяющей сквозной линией. Переставляли сцены на листе бумаги, искали связь. Так появился сюжет, где трубадур собирает всех жителей леса, чтобы оживить засохшее дерево. Мы сделали подробную раскадровку всего фильма, обсудили ее с ребятами и в оставшиеся дни просто много и усердно снимали.
Было интересно находить для ребят объяснения, почему персонажу лучше двигаться так, а не иначе, какие законы работают в сцене, как воплотить задуманное движение. В такие моменты весь твой анимационный опыт должен сойтись в понятную и емкую формулировку. На самом деле это проверка, знаешь ли ты сам ответы на эти вопросы.
Все, что мы сняли, пошло в фильм
Изначальная идея вести работу «от звука» не вписалась в наш короткий график, но мы все-таки успели провести с ребятами несколько музыкальных джемов. Каждый брал любую вещь, издающую звук, и из общего звукового хаоса мы пытались создать единую гармоничную мелодию. В такие моменты происходит очень важная и необходимая в производстве анимации вещь — все расслабляются и веселятся.
В финале все существа играют вместе. Мы с Ваней долго держались за идею сыграть эту мелодию непосредственно с детьми, так сказать, по-честному. Сыграли и записали, попробовали подставить: как эксперимент получилось прикольно, но для фильма не подходило. Мелодия должна была играть роль кульминации и быть эмоционально сильной. Пришлось отказаться от этой идеи. Но мы использовали шумы и звуки, которые записали с детьми, для озвучки существ. А музыку, которая звучит в финале, собрали уже сами: из тех же шумов, а также звуковых библиотек и мелодий, которые Ваня успел сыграть на окарине [духовой музыкальный инструмент наподобие флейты — примеч.ред.], пока мы жили в общежитии.
Поскольку фильм был подробно раскадрован, на этапе монтажа особых проблем не возникло. Не было ничего лишнего — все, что мы сняли, пошло в фильм.
Мы хотели дать фильму название на языке хантов и манси и попросили ребят в этом помочь. Одна девочка нашла в книжке сказок словосочетание «Лыпет нуви» — месяц листьев. Оно нам сразу всем понравилось, показалось точным и красивым. Правда в финальной версии больше закрепился перевод. «Лыпет нуви» приходилось бы каждый раз переводить и объяснять, а «Месяц листьев» — тоже звучит красиво и несет образ, но его плюс в том, что ощущение передается сразу. И такое название не берет на себя слишком большое внимание, как если бы мы решили оставить оригинал.
В целом это был классный опыт: мы познакомились с ребятами, а ребята познакомились с анимацией.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой