Видео

Высшие формы — «Хорошая, плохая, злая» Сони Горя

Сегодня в «Высших формах» смотрим короткометражный анимадок о биполярном расстройстве, сделанный на базе мастерской документальной анимации фестиваля «Рудник». О создании мультфильма за несколько дней, личных мотивах и помощи драматурга Александра Родионова нам рассказала его автор.

В 2018 году я очень захотела поучаствовать в мастерской документальной анимации фестиваля «Рудник» — это такой фестиваль документального кино, который проходит на острове Свияжск, в часе езды от Казани. Там идут конкурсные показы и есть две школы: документального кино и документальной анимации — такие интенсивы, когда ты прямо на месте за несколько дней должен сделать какую-то версию анимационной или киноистории, которая либо произошла на самом деле, либо основана на каких-то реальных объектах, воспоминаниях или еще чем-то.

На тот момент я очень долго, почти год, работала дома, соскучилась по людям. Я знала, что мастерскую будет вести Дина Годер (анимационный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов — прим.), и очень хотела с ней поработать. Я не понимала, что такое документальная анимация, это было интересно. Ну, и вообще, Свияжск — место, где я никогда не была. Сделать мультфильм за неделю — тоже что-то необычное. В общем, хотелось куда-то поехать за приключениями.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021
Высшие формы — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик Высшие формы — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик

Для участия нужно было подать заявку. Я покопалась в голове и решила, что буду делать мультфильм про свой опыт жизни с биполярным расстройством. Семь лет назад, когда мне поставили диагноз, информации про биполярное расстройство было гораздо меньше, чем сегодня, и мне часто приходилось объяснять друзьям и другим людям, что это такое вообще и конкретно про мой опыт. Я натренировалась рассказывать об этом за несколько минут и подумала, что было бы классно сделать мультфильм, чтобы можно было кидаться им в людей, у которых возникают вопросы. Моя заявка прошла, и я поехала.

Фильм часто действительно похож на разговор, диалог.

В нашей группе было 10-12 человек, каждый делал свой фильм. Темы были совершенно разные — от переездов, поиска квартиры, до политзаключенных. Все проекты были очень интересные. Было классно со всеми познакомиться, со многими мы дружим до сих пор, чему я очень рада.

Каждое утро мы полтора-два часа смотрели документальные мультфильмы. Это было самое крутое, потому что ты сразу понимаешь этот язык, сразу видишь, что здесь гораздо больше зависит от истории и ее подачи, и сильно отличается от коммерческой анимации, где большой акцент на том, чтобы все было сделано качественно и аккуратно, но, например, может не быть какого-то более глубокого смысла или искренней эмоции.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021
Была огромная часть про психиатрическую клинику, но она не вошла, потому что это сама по себе история.
Высшие формы — «Среда» студентов школы-студии «ШАР» Высшие формы — «Среда» студентов школы-студии «ШАР»

В основе документальной анимации — документ. Им может быть какой-то текст или воспоминание, фотографии или, например, здание, город, тело человека, какие-то предметы — очень-очень широкий спектр того, от чего можно оттолкнуться.

К тому моменту моя вера в анимацию немного подистощилась. Я долгое время работала на студии «Пилот», мне там очень нравилось, я делала всякие классные штуки и как художник, и как режиссер, а потом все как-то больше свелось к аниматикам (смонтированная под звук раскадровка будущего мультфильма — прим.), к рутинной работе, в которой было не так много художественного. Я затосковала и начала думать, что, может быть, анимация — не то, что мне хочется дальше делать.

Но документальная анимация перевернула меня с ног на голову — сами истории, темы фильмов, которые мы смотрели, приемы, которые там использовались. Часто авторы не владели анимацией как профессионалы, но все равно делали фильмы, и они получались очень классными и очень, что называется, moving — волнующими — т. е. которые меняют тебя в процессе: ты посмотрел и пережил прям что-то мощное.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021

Мне очень понравился фильм «Orgesticulanismus» французского режиссера Матьё Лабая (Mathieu Labaye) про его отца, заболевание которого лишило его возможности двигаться, причем, видимо, в достаточно молодом возрасте. Он берет у отца интервью, и тот сначала рассказывает про какие-то ограничения, а потом про то, насколько все равно прекрасна жизнь, как все чудесно. Там все решено в такой традиционной, очень реалистичной анимации, при этом стильной и классной — мощное произведение.

Или бесконечно трогательный фильм Эдмунда Янсонса «Глазами чижа» (Little Birds Diary, 2007), в котором и личные, и глобальные события вроде войны показаны особым образом, «глазами чижа» — это прозвище главной героини, Ирины Пильке, на основе дневников которой режиссёр и сделал фильм, аккуратно оживив рисунки из них.

Свияжск — это остров, где один магазин, в нем спички, соль, сигареты.

Еще мне очень понравился фильм «Сломленные» (Kaputt, 2016) Фолькера Шлехта (Volker Schlecht) и Александера Лахля (Alexander Lahl). Это фильм на сложную, болезненную тему — о пребывании в женской тюрьме, при этом истории героинь рассказаны очень деликатно. Стильная анимация завораживает, даже отвлекает и при этом позволяет вникнуть в порой жуткие истории, которые нужно и важно рассказывать.

Эти просмотры, как и вообще заезд в «Рудник», вернули мне веру в анимацию.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021

На работу над фильмом было семь дней, но первые дни вы раскачиваетесь, как следует формируете идею или отметаете тему и начинаете что-то совсем новое (такое тоже бывает).

Самая большая сложность для меня была в том, чтобы выбрать, о чем именно я хочу рассказать, ведь говорить о моих приключениях и историях, связанных с этим диагнозом, можно бесконечно. Мне очень помог Александр Родионов — сценарист, который отвечает в «Руднике» за драматургическую часть. Мы с ним много общались, он задавал вопросы, которые наводили на мысли о том, что лучше рассказать, а что пока оставить за бортом. Например, была огромная часть про психиатрическую клинику, но она не вошла, потому что это сама по себе история.

Люди часто говорят: «Ууу! У тебя такое заболевание! Бедный ты бедный».

Одним из хороших приемов было рассказать свой будущий фильм кому-то. Фильм часто действительно похож на разговор, диалог. Я взяла подругу Машу и ночью на лавочке рассказала ей историю, которую планировала использовать в фильме, записав все на диктофон в телефоне. Получилось 3-4 минуты. Что попало в этот рассказ-порыв, где-то даже немного истерический, постепенно набирающий скорость, то и вошло в фильм, что нет — то нет. Без лишних деталей.

Такой способ очень полезен тем, у кого в фильме есть закадровая речь, ведь в рассказе сохраняется эмоциональный контакт, паузы и прочие вещи. Когда ты читаешь текст сам себе, получается совсем другой ритм, другое настроение. А тут ты видишь реакцию собеседника, можешь рассказать чуть по-другому — голос за кадром получится более живой.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021
Фильм, как правило, приводит людей на платформу, где они могут узнать что-то еще.

На съемки ушло три-четыре дня. Я работала, в основном, по ночам, потому что мне очень нравилось гулять в Свияжске и наслаждаться жизнью с моими новыми друзьями.

Свияжск — это остров, где один магазин, в нем спички, соль, сигареты. Еще до приезда нас предупредили: «Везите все с собой. Что привезете, с тем и будете работать». Я привезла кучу разных цветных бумажек, ножниц, какую-то новогоднюю гирлянду, еще что-то. В результате мой фильм состоит из обрывков, обрезков бумаги, кусочков пластилина и т. д. — это позволило сделать его довольно быстро.

Я приехала на «Рудник», наверное, за тем, чтобы освободиться от многих лет работы над «серьезной» анимацией. Я работала на разных студиях, где любой фильм создавала огромная команда — все прорабатывалось кучей художников, аниматоров. А здесь мне было важно, что не обязательно делать анимацию двенадцать месяцев, я могу просто сама взять и снять историю из этих бумажек, обрезок, из каких-то палок. Мне очень понравилось, и я подумала, что это хорошо сочетается с тем, что мой мозг тоже воспринимает все фрагментарно, будто в разных стилистиках.

Я начала делать куски, которые были мне понятны. У меня был текст, я смотрела: «О, вот мания — это когда у тебя мозг прям переливается, будто в него вставлены лампочки». И я сделала этот мозг из какого-то пеноматериала, воткнула в него гирлянду и сняла первый эпизод. Думаю: «Прикольно, он такой поделочный». Дальше так и поехало: когда мне в голову приходило, как можно визуализировать какую-то часть, я так и поступала, особо не руководствуясь никакими другими правилами.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021

У меня толком не было раскадровки. Я рисовала сразу для конкретного эпизода. Думаю: «Сейчас я рассказываю про таблетки. У меня есть таблетки. Насыплю их, санимирую, потом не забуду выпить — отлично».

С финалом мне тоже помог Александр Родионов — поставим ему памятник за все мои достижения. В какой-то момент он в очень ненавязчивой форме спросил: «Если бы тебе нужно было описать кому-то, что такое твоя болезнь, как ты ее себе представляешь?» Я начала ему объяснять и — бинго! — поняла, что это как рюкзак. Получилось очень наглядно и, наверное, правда похоже на то, что я думаю и ощущаю по сей день. Люди часто говорят: «Ууу! У тебя такое заболевание! Бедный ты бедный». А я думаю: «Ну, просто у меня есть такой рюкзачок, который я несу на спине». Вот как важно, когда куратор вовремя задает хороший вопрос.

Когда показывали мой фильм, я сидела и думала: «Блин, это очень страшно! Я сейчас умру!»

Почти всю анимацию я доделала в Свияжске, не успела совсем немножечко. Потом я добавила кусок, где меня съедает акула — поняла, что там не хватает акцента. Доделала титры. В Свияжске я использовала музыку, которая просто была на компе, а тут уже поработала со звукорежиссером, который написал мне звук, чтобы я могла отправлять фильм на фестивали.

Правда, я его не особо куда-то отправляла — у меня очень мало опыта, и я очень ленивая. Я показывала фильм на Большом фестивале мультфильмов, и еще меня приглашали просто на разные площадки, обычно такие показы сопровождались какими-то спичами, где я рассказывала о своем опыте. В общем, фильм стал поводом поговорить о ментальных расстройствах или конкретно о биполярном расстройстве.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021
Высшие формы — Студенческая анимация из Суздаля Высшие формы — Студенческая анимация из Суздаля

Но, наверное, самым страшным было показывать фильм на фестивале в Суздале. Там немножко другой вайб — больше про какую-то классическую анимационную мощь. И здоровенный экран. Когда показывали мой фильм, я сидела и думала: «Блин, это очень страшно! Я сейчас умру!» Сзади меня сидели какие-то молодые девушки, они не знали, что это мой фильм, и в какой-то момент сказали: «Так круто, что кто-то это снял! Я так рада!» Как только все вышла из зала, меня облепило огромное количество людей, которые говорили «спасибо». Очень часто говорили, что «у моего знакомого такая штука». Там в Суздале, когда выходишь из зала, сразу барная стойка, и самый трогательный момент был, когда мне сказали: «Спасибо за этот фильм! Давайте мы купим вам выпить?» А другой человек ответил: «Так ей же нельзя пить! (В фильме я говорю об этом). Вы что, не смотрели?»

Мой фильм закрыл какие-то истории — люди узнали первостепенные штуки и поняли, что к чему. Но кому-то было важно понять, что делать дальше, как с этим можно жить. Мне говорили: «Мы хотим узнать, как ты живешь, как справляешься и что конкретно делаешь, если что-то случается». И я сделала в инстаграме аккаунт «mentalcoolness», в котором делюсь размышлениями, разными штуками из научной литературы и т. д. Фильм, как правило, приводит людей на платформу, где они могут узнать что-то еще.

В общем, участие в «Руднике» запустило у меня совсем новый виток. Я стала работать в новой стилистике — снимать фильмы из коллажей, сделала два клипа и еще один документальный мультфильм. В этом году я ездила в Свияжск уже как преподаватель по анимации и помогала вести мастерскую. Я очень благодарна Дине, Александру Родионову и «Руднику» за весь этот опыт.

«Хорошая, плохая, злая». Реж. Соня Горя. 2021

Следующая школа документальной анимации пройдет на фестивале «КиноПроба» в Екатеринбурге с 27 ноября по 5 декабря 2021 года. Заявку на участие можно заполнить здесь до 10 ноября. Подробности — на сайте фестиваля.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: