Я/МЫ мистер Бин — «Человек против пчелы» на малом экране
В интернете можно посмотреть разбитый на крошечные серии фильм «Человек против пчелы», где Роуэн Аткинсон безуспешно сражается с полосатым насекомым. О том, почему это чрезвычайно своевременная картина, пишет Глеб Колондо.
Вуди Аллен-то, говорят — всё. В смысле, уходит из кино. По крайней мере, так пишут в газетах.
— Что за времена! — будто говорит Вуди — Раньше-то как было? Снял фильм, а потом его по всей стране крутят на больших экранах, в залах с креслицами бархатными. А теперь все эти стриминги, всё какие-то штучки-дрючки. Не хочу больше снимать кино. Не буду, не заставите.
Так и надо, Вуди. В глубине души ты всегда был панком.
А еще говорят, что гуманитариям не нужна биология!
Хотя я значительно моложе, но тоже не догоняю некоторых вещей. Вот, например, новый сериал «Человек против пчелы» от «Нетфликса». Все девять серий выложили в сеть 24 июня, в один день. Ну и, это, как бы… Понимаешь, «Нетфликс», мне трудно объяснить мозгу, для чего мы с ним каждые десять минут должны закрывать одно видео и сразу открывать другое. Где опять нам показывают вступительные титры с названием сериала — ну, камон, я ещё не успел его забыть — и продолжение того, что, на самом деле, могло быть одним длинным фильмом.
Или не могло? Наверное, не могло. Почему-то.
Ладно, какая разница. Всё равно мы все «пришли» за новой ролью мистера Бина — ой, извините Роуэна Аткинсона. Хоть на сто кусков это кино режьте и делайте «закладки» в труднодоступных местах интернета — будем искать и смотреть. Любим мы этого Бина. Почему? Почему-то.
Ну да это присказка.
Бин, конечно, постарел. Но не теряет надежды найти свое место в жизни. Каким-то непостижимым образом ему удалось получить классную работу — присматривать за особняками богатеев, пока те уезжают в отпуск. Корми собаку, ничего не трогай, пей вино, подъедай запасы — потом еще и денег за это дадут. Лепота.
Конечно, мистер Бин — ну ладно-ладно, персонаж Аткинсона — тут же принимается косячить. Ну, вот прям вымораживает его, что вокруг все время тусуется большая такая пчела. И он гоняется за ней, попутно ломая дорогостоящую мебель и коллекцию современного искусства. Его не смущает, что насекомое больше похоже на шмеля, чем на медоносную труженицу. С этим связана одна из больших загадок «Man vs Bee». Почему нельзя было сделать пчелу пчелой? Нарезать фильм на девять серий, потому что «все любят сериалы» можно, а нарисовать пчелку не получается?
По поводу гомофобии все уже более-менее договорились, что это плохое слово. А инсектофобия-то чем лучше?
Окей. Может, в Великобритании пчелы правда выглядят так. Проконсультироваться бы у знакомых энтомологов, да сейчас лето, им не до нарисованных насекомых: они в оффлайне живых разглядывают. А я сижу душном городе и пытаюсь нагуглить какое-нибудь английское пчеловодческое хозяйство и посмотреть, похожи ли его обитатели на шмелей.
Или, может, дело в языке? Может, на английском «bee» — это ненаучное наименование любых полосатых жужжащих? Точно так же, как «bug» — что-то вроде «букашка»…
А еще говорят, что гуманитариям не нужна биология! Очень, очень нужна. Потому что не думать о том, что это все-таки за насекомое такое, невозможно. Эта мысль гудит в голове, бьется о стенки черепа, как муха о стекло. А на экране тем временем идет веселая комедия — но нет, извините, мне не до ваших буффонадных гэгов. Я начинаю подозревать: может, это они намеренно?
Ведь мистер Бин — это, хотя и родной, трогательный (вероятно, потому что давно знакомый) — но все-таки глупый обыватель. Именно поэтому с ним очень легко себя идентифицировать, ведь почти все мы в этом мире — глупые-глупые обыватели, которые не знают, чем отличается шмель от пчелы. Зато мы твердо знаем другое: все, что полосатое и жужжит, кусается, и потому его надо уничтожать. Мы не в силах совладать со страстью к «мухобойству», ведь в ее основе то, что древнее любого из нас — наши инсектофобные инстинкты. Как-то так получается, что по поводу гомофобии все уже более-менее договорились, что это плохое слово. А инсектофобия-то чем лучше? Ну, может быть, все еще впереди.
Это, конечно, никакая не комедия, а бытовой триллер
Пожалуй, это действительно смешно. Смеялись же мы двадцать пять лет назад над «Мышиной охотой» Гора Вербински. Там похожая история: два балбеса пытаются выжить из особняка мышь, но грызун оказывается умным, и в итоге в пылу борьбы они уничтожают дом до основания.
Воюя с пчелой, мистер Бин тоже обращает дом в пепелище. Но штука в том, что охотники на мышей были молодыми, а их дом — старым. Его, наверное, и нужно было разломать, чтобы построить новый мир дружбы и партнерства — в финале мышь становилась равноправной коллегой людей, экспертом по сыру в их бизнесе.
Как Бин был гаденышем, так и остался, хоть что-то в мире не меняется. Это успокаивает
Здесь же наоборот: Бин старый, а дом набит гаджетами, в которых он ничего не понимает и которых боится. Не знает, как открыть воду, как отключить сигнализацию, как правильно быть сиделкой для собаки с особенностями пищеварения: это для него слишком сложно. Потому, хотя повод для смеха действительно есть, смеяться не хочется. Хочется сопереживать — ведь каждый из нас, кто родился еще в прошлом веке, пусть даже в самом его конце, порой сталкивается с тем, что мир за окном — это ужасно трудно. Мы еще ничего не успели сделать, а он уже выставил нам отметки: три двойки и ноль. И пересдачи не будет, культура отмены не знает пересдач.
В этом смысле «Человек против пчелы» — это, конечно, никакая не комедия, а бытовой триллер о том, как ты еще помнишь, как все было «по-простому», но тебя угораздило дожить до эпохи глобального усложнения. И надо догонять — но ты не догоняешь. А тут еще «жужжит над ухом вечная пчела», и тогда ты психуешь, хватаешь огнемет и, наплевав на последствия… Ну, понятно, да, на что похоже?
И знаете, что самое стремное? Приготовьтесь, сейчас будут спойлеры.
Когда, ближе к развязке, мистер Бин, наконец, решился погуглить, то оказалось, что это действительно такая пчела. Более того, пчела-мальчик. Которого выгнали из дома, потому что это у них так принято: сделал потомство — гуляй, ты нам больше не нужен. А у героя как раз такая же история: он в разводе, никто его не любит, все обижают.
Мистер Бин грустно-грустно смотрит на трутня — товарища по несчастью. И тут мы понимаем, ах вот это про что. Не про сложность и не про законы природы. То есть,и про это тоже, но, кажется, что подтексты появились в комедии бессознательно. А задумывался «Man vs Bee», видимо, как жалоба на то, что все девочки козлы и хотят от мальчиков только секса.
Ломая мир вокруг, но не приближаясь к решению реальных проблем, он будет жечь напалмом пчелу
К чести Аткинсона — одного из авторов идеи сериала и соавтора сценария — накрошив на девочек, он не останавливается и крошит на мальчиков, которые завязаны на танатосе и хотят для мира только войны. Узнав о том, что представляет собой его противник, мистер Бин решает заманить трутня в пустой улей. Специально ремонтирует его в сарае, чтобы «бомж» точно клюнул на симпатичные хоромы. А когда трутень устраивается в домике, Бин весело взрывает улей динамитом.
Экзамен на сложность провален. Есть в этом, конечно, и нечто мазохистски-приятное — как Бин был гаденышем, так и остался, хоть что-то в мире не меняется. Это успокаивает. Мы же любим повторять, что отсутствие новостей уже хорошие новости. На самом деле, не совсем. Отсутствие новостей — это застой. Или цензура. В общем, что-то подозрительное.
Кого сегодня спасают бурундуки — Новые «Чип и Дейл»
Ну а вообще, грустно, конечно. Ведь так хотелось, чтобы пчела оказалась шмелем. А еще лучше — шмелихой. Тогда стало бы понятно, почему насекомое так упрямо лезло к мистеру Бину в штаны. И родились бы у них потом детишки-гибриды, как у Гаечки и Вжика из новых «Чипа и Дейла». Да здравствует странное. Да здравствуют усложнение и выход из зоны комфорта! Но ничего этого в «Человеке против пчелы нет». Потому что, видимо, это была бы неправда. Не про нас, не про 2022 год.
Герои нашего времени — не персонажи Гора Вербински, которые перевоспитались и поняли, что лучше не третировать слабых, а жить с ними в мире, учиться у них тонкому вкусу и делиться с ними сыром. Герой-2022 — это неисправимый пакостник, который будет буквально стрелять по воробьям из пушки, лишь бы не думать о том, что на сегодняшний день он — ходячее ретро, не приспособленное к современной жизни. Ломая мир вокруг, но не приближаясь к решению реальных проблем, он будет жечь напалмом пчелу, которая, на самом деле, возможно, все-таки шмель. Мистеру Бину до лампочки — он просто хочет разрушать. И самое главное, что этот мистер Бин — это мы.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо