Смешно до жути — «Злое» Джеймса Вана
В прокате и на HBO Max можно посмотреть «Злое» — формально возвращение Джеймса Вана на территорию хоррора, а на деле жанровый винегрет. О том, что получилось из затеи скрестить Дарио Ардженто с Уэсом Крейвеном, рассказывает Павел Пугачев.
Мэдисон (Аннабелль Уоллис) возвращается с ночной смены домой, где ее ждет развалившийся перед телевизором муженек, вполглаза (и на максимальной громкости) смотрящий рестлинг. Она беременна, но поддержки ей ждать не приходится. Это уже не первая попытка родить, но ребенок этот нужен только ей, о чем супруг не преминет напомнить в грубой форме. После ссоры с рукоприкладством девушка запрется в спальне, а муж останется на диване в гостиной. Это его последняя ночь на Земле — в дом ворвется некий злой дух, который превратит мудака-абьюзера в аккуратную кучку мяса и поломанных костей.
Но Мэдисон это радости не принесет. Беременность из-за пережитого стресса прервется, а по всему городу прокатится волна зверских убийств, каждое из которых ей будет видеться во снах. Закрыть глаза не получится.
«Злое» не просто киноманский оммаж Ардженто, но попытка поставить памятник самому себе
В чем тут дело, зрители в кинотеатре, конечно, разберутся быстрее детективов на экране. Те нерасторопны настолько, что, кажется, так и было задумано. Джеймс Ван готов позволить каждому почувствовать себя умнее автора. Это принципиально вторичное кино кичится своей предсказуемостью, предлагая разделить радость узнавания знакомых сюжетных тропов и кинематографических приемов. Вот перчаточка из «Кроваво-красного», вот девочка из «Феномена», вот цветные лампочки из «Суспирии», вот необходимость смотреть на убийства с широко открытыми глазами как в «Опере», список можно продолжать долго — таких настойчивых поклонов Дарио Ардженто в Голливуде еще, кажется, никто не бил. Впрочем, лоб у Джеймса Вана цел. Один из самых коммерчески успешных хоррормейкеров современности уже давно не должен никому доказывать свою творческую состоятельность, и все же «Злое» не просто киноманский оммаж Ардженто, но попытка поставить памятник самому себе, демонстрация самых сильных — наиболее выпирающих — орудий режиссерского инвентаря.
Главный сюжетный твист не сюжетный, а жанровый.
Никакое это, конечно, не джалло. И, честно говоря, не то чтобы хоррор. Ван взамен страха вновь предлагает аттракцион. И на сей раз его личный диснейлэнд удивляет разнообразием. Годы, проведенные за постановками «Форсажа» и «Аквамена», точно не прошли зря. Взять хотя бы то, каким эффектным образом показаны видения главной героини: камера облетает ее на 360 градусов, пока одна локация сменяет другую с помощью изощренной компьютерной графики. Камера, вообще, очень подвижна, преодолевает любые препятствия, пролетает сквозь двери, стены, потолки. Практически каждое убийство поставлено как экшн-сцена — многие боевики обзавидуются. Есть пара бойких погонь. А после одного эпизода с массовой дракой (или, скорее, избиением) может возникнуть острое желание пересмотреть несколько выпусков «Звездных боев насмерть».
Всего этого вряд ли ожидаешь от фильма, который продают зрителю под видом хоррора. Ван и не собирается нагнетать жути, его зрителя ничем уже не проймешь. «Злое» — идеальный фильм для коллективных домашних просмотров, плавно перетекающих в попойку. Например, вот идея для drinking game: попробуйте выпивать по шоту после каждого включения инструментального кавера на Pixies. Или после шуток про экстрасенсов на службе полиции. Или после шуток про «вторую половинку». Никто не устоит на ногах. Комедийных персонажей второго плана здесь несколько больше, чем требуется, они заслуженно перетягивают внимание на себя (и, кажется, напрашиваются на спинофф).
«Заклятие 2»: Сходит небо с чердака
Понятно, что и главный сюжетный твист не сюжетный, а жанровый. И он тут, в общем, не один: из хоррора картина перебегает в боевик, топчется на полпути в драму, а затем удирает куда-то в сторону не то «Крика», не то «Очень страшного кино». Долгие годы создавая кинематографические аналоги комнат страха в парках аттракционов, выпрыгивая на жаждущих прилива адреналина зевак с криками «бу!», однажды можно превратиться в клоуна. Что ж, тоже нужная профессия.