Рецензии

Игра в реверси — «Личная жизнь» Кодзи Фукады

29 июня творческое объединение Arthouse выпускает в российский прокат «Личную жизнь» Кодзи Фукады. Чем интересна эта мелодрама о горе и человеческих связях, рассказывает Карина Назарова. Перед просмотром рекомендуется поиграть в реверси.

Так бывает, что одна песня может застрять в голове на долгие годы. Поп-хит двадцатилетней давности, песня Акико Яно «Love Life», звучала в голове японского режиссера театра и кино Кодзи Фукады так часто, что он решил пропеть ее строчка за строчкой в своем одноименном фильме. И приглашает зрителя присоединиться.

Вместе с нежно панорамирующей камерой мы гуляем по солнечному городу, проходим по гладким и лучистым тропинкам в уютный парк, где работница соцслужбы Таеко (Фумино Кимура) помогает нуждающимся. В маленькой, но светлой квартире типовой, но уютной многоэтажки ее ждут муж Дзиро (Кенто Нагаяма) и сын от первого брака Кейта (Тэтта Симада). Мальчик победил в городском чемпионате по реверси и вместе с родителями готовится к приходу гостей. Постепенно в сцены их быта проникает незримое предчувствие семейного разлада, или чего похуже. В блеске оберега у окошка, в шуме взрослого праздника, в веселом караоке с монашками вряд ли может почудиться что-то неладное. Смерть ступает на порог незаметно, не мешая торжеству.

Молчаливые герои раскрываются через взаимодействие друг с другом
«Личная жизнь». Реж. Кодзи Фукада. 2022

Теплота дома Таеко, как фишка в любимой игре сына, оборачивается другой стороной. Здесь становится душно, тесно, невыносимо. Это место и раньше ей не принадлежало: квартиру подарили не сумевшие принять женщину с ребенком в свою семью и даже в горе не готовые стать более сердечными родители Дзиро. А теперь дом превратился в очаг утраты. Близость не достигается и в любовных отношениях — проведя больше года в браке, Таеко и Дзиро так и не успели найти один язык любви на двоих. И даже общее горе оттолкнуло супругов еще дальше друг от друга.

Игривость становится формальной стратегией

Внезапно объявляется давно пропавший отец мальчика, Парк (Атом Сунада), и Таеко, то ли на правах бывшей жены, то ли по-матерински вызывается помочь ему уладить жизненные трудности, а их немало, учитывая, что он — глухонемой мигрант из Кореи. А Дзиро в момент кризиса обращается к бывшей невесте Ямадзаки (Хирона Ямадзаки) за спасительным поцелуем. Сюжет разбивает героев по разным парам, но не дает сложиться типичному любовному треугольнику. Между Таеко и Парком попросту нет химии, только общие чувства вины и одиночества, а Ямадзаки так и не смогла простить Дзиро холод его сердца. Молчаливые герои раскрываются через взаимодействие друг с другом. Выразительная визуальность жестового диалога Таеко и Парка позволяет нам прочесть и увидеть все недосказанное (и дело совсем не в субтитрах, появляющихся во время их немых диалогов). С Дзиро слова не достигали адресата, а с Парком они становятся осязаемыми, проживаются на ощупь. Ревнуя непонятному ему языку бывших супругов, Дзиро обучается чуткости, наблюдательности, попросту чувствам. В возвращении к прошлому герои искали близость, которой им не хватало в настоящем, но нашли нечто иное — обратный путь к друг другу.

«Личная жизнь». Реж. Кодзи Фукада. 2022

Приятная странность «Личной жизни» в ее зыбкой жанровой материи. История, в пересказе кажущаяся фабулой дорамы (которой свойственна перегруженность событиями, резкие жанровые повороты, предельно заостренные любовные треугольники), на экране производит впечатление чего-то трогательно узнаваемого, как будто смотришь на хорошо знакомых тебе людей, а не героев мелодрамы про утрату и возвращение к прошлому.

Любовная история тут уступает место размышлению о непростых человеческих связях. Фукада испытывает героев игрой в реверси (советуем, если не поиграть в нее перед просмотром, то хотя бы прочитать ее правила: так образная система фильма раскроется для вас полнее), переворачивая черты их отношений с одной стороны на другую — с теплой привязанности на разрыв, с обиды на принятие. Игривость становится формальной стратегией: фильм состоит из грустных травм и милых жизненных неурядиц, которые могут разрешаться комично для одних и трагично для других. «В один и тот же момент мы можем быть счастливы, и тут же у кого-то может произойти главная трагедия в жизни. И одно не исключает другого, не делает его менее ценным. Мне хотелось передать единовременность жизненных событий», — говорил режиссер во время онлайн-дискуссии со зрителями на российской премьере.

Укол реальности здесь не ядовит

Кодзи Фукада в своем кино обычно ловит призраков — не тех, которые славятся зловещей порчей жизни, а тех, которые заходят в настоящее, бесшумно переставляют предметы в доме и меняют привычки его жителей. Некто из прошлого приходит на порог дома «Фисгармонии» (2016) и меняет весь его быт, как и молчаливый японец, принесенный цунами к берегам Индонезии в «Пришедшем из море» (2018). Герои режиссера, бывает, находятся на полпути к призрачному ускользанию, как в детективе «Пропавшая» (2019). А может исчезнуть и целый мир — в фильме «Прощай» (2015) Япония не переживает второй ядерный взрыв, и оставшиеся в живых разбредаются по разным странам, теряя свою национальную идентичность.

«Личная жизнь». Реж. Кодзи Фукада. 2022

Личные и глобальные катастрофы, пропажи и гибель людей, возвращение гостей из полузабытого в памяти времени приводят персонажей Фукады к истинам их личной жизни, учат принимать все решения судьбы, трагические или комические. В ослепляющей светом постановке «Личной жизни» режиссер обращается к тем же призракам и катастрофам, но обыгрывает их на новый лад — укол реальности здесь не ядовит. Утрата здесь кажется необходимой платой для того, чтобы наладить контакт с действительно близким человеком. Звучит страшно? Но фильм утешает. В парадоксально светлом мире этого кино за болью обнаруживается нежность, забота и теплота надежды — хочется верить, что разрушенный горем хрупкий внутренний мир можно отстроить заново, даже если фишек на игровом поле уже не осталось.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: