Доминик Молль: «Жизнь действительно несправедлива»
15 декабря в прокат выходит детективный триллер Доминика Молля «Таинственное убийство» (в оригинале — «В ночь на 12-е») о французском сыщике, долгие годы пытающемся раскрыть одно не дающее покоя дело. О феминистской проблематике, схожих фильмах и поисках своего места на карте мире кино с режиссером поговорила Рида Ажигулова. Не обошлось без спойлеров.
Языку в фильме уделено особое внимание. Один из главных героев даже признается, что хочет бросить службу в полиции и стать учителем французского. Кем вы себя считаете: французским режиссером или просто франкоговорящим? Насколько для вас важна культурная прописка?
Я однозначно французский режиссер, представляющий французское кино и снимающий его во Франции. Но вы правильно подметили, что языковой вопрос важен для меня. Я вырос в Германии в окружении двух прекрасных языков: немецкого и французского. И, честно говоря, не могу отдать явное предпочтение одному из них.
Относите ли вы себя к франко-бельгийскому кинематографу? (И есть ли такой вообще?) Просто вы часто сотрудничаете именно с бельгийскими артистами.
Дело в том, что Бельгия граничит с Францией, так что это распространенная история, когда талантливые бельгийские актеры и актрисы работают во Франции, а в Бельгии снимаются прекрасные французские актеры и актрисы. И это ощущается как что-то само собой разумеющееся. Взять тот же Квебек: тоже говорят на французском, но у них сильный акцент и свой диалект. Конечно, они могут избавиться от него и говорить на классическом французском. Но тут для меня главным фактором уже становится то, как актер попадает и вживается в свою роль. Например, Ланнерс Були, сыгравший Марсо. В его случае, факт того, что он франкоговорящий бельгиец не имел значения. Только то, как он вжился в своего персонажа и его актерский талант были важны для меня.
Хочется сделать небольшое лирическое отступление в прошлое. Еще в детстве я видела ваш фильм «Гарри — друг, который желает вам добра». Это наверняка был большой успех, раз фильм дошел аж до Казахстана. С «Таинственным убийством» всё вроде бы также: фильм и критикам нравится, и в прокат выходит по всему миру, и при этом у вас еще есть репутация «фестивального режиссера». Как вы это для себя объясняете? И есть ли некий рецепт успеха?
Нет, никакой формулы нет. Если б я знал ее, то каждый мой фильм был бы успешен. К сожалению, пока так не получается. Но коммерческий успех мне не особо важен. В каждом своем фильме я выкладываюсь по максимуму, я хочу быть честен в своей работе. Мне важно, чтобы зритель проникся историей, игрой актеров. Да, считается, что для картины важны и коммерческий успех, и освещение в медиа, и так далее. Мне же хочется всего этого избежать. Я сконцентрирован на качестве своих картин, выстраивании отношений с актерами, поиске единомышленников. Мне неинтересны люди, которые хотят потешить свое эго. Плюс, время выпуска картины играет большую роль. Возможно, если бы я выпустил «Гарри — друг, который желает вам добра» сейчас, он бы не был так успешен. «Таинственное убийство» идеально соответствует нынешней повестке, работает с современными проблемами в обществе. Я имею в виду движение #MeToo, которое просто невозможно обойти стороной. Многие зрительницы, особенно молодые девушки, были очень благодарны за освещение этой ситуации в нашей работе. Учитывая, что я мужчина и работаю с мужчинами, было важно показать женщинам, что мы понимаем всю серьезность ситуации.
Мы, мужчины, задаемся этими вопросами и пытаемся понять, как мы могли это допустить
А что вообще натолкнуло вас на эту историю? Как вы пришли к ней? Изучали ли вы полицейские дела?
Я не изучал полицейские дела. Изначальная идея была про полицейского, который пытается раскрыть дело, но у него не получается по ряду причин. И это нераскрытое дело мучает его. А потом мы углубились в процесс написания сценария и поняли, что имеем дело с фемицидом, с агрессией мужчин по отношению к женщинам. И мы попытались раскрыть эту тему в фильме. Но не хотелось снимать оду феминизму, это было бы абсурдно. Мы хотели, чтобы люди начали задавать вопросы и искать ответы. Я слушал радио и одна француженка сказала: «Да, теперь мы можем об этом говорить, но готовы ли вы, мужчины, слушать и вступить в диалог?» Если женщины говорят о своей боли и никто не реагирует, это неправильно. И вот это мы и попытались сделать: показать, что мы слышим и понимаем всю серьезность. Мы, мужчины, задаемся этими вопросами и пытаемся понять, как мы могли это допустить. Почему, например, в полиции работают в основном мужчины? В конце фильма появляется женщина-детектив и она сокрушается: «Мужчины убивают, мужчины расследуют убийства. А какова роль женщин в этом? Только быть жертвами?» Всё это важно.
И это очень рискованный шаг — нарушать правила игры. Но искусство требует рисков
Радует, что ваш фильм адресует все эти вопросы мужчинам, а не кричит женщинам в лицо: «Мы, мужчины, сейчас все за вас решим, вас защитим, все будет нормально». Нет этой агрессивной жестокости и прямоты, но есть именно желание разобраться в проблеме и выслушать нас.
Очень рад, что вы увидели фильм так.
«Таинственное убийство» напомнило мне «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-хо. Там во многом схожее сюжетное развитие. Вдохновлялись ли вы этим фильмом или просто совпали?
Не могу сказать, что черпал свое вдохновение конкретно из этого фильма. Тема не то чтобы нова. Есть много и фильмов и книг, например, «Зодиак» Дэвида Финчера, да и реальные истории из жизни на слуху. «Воспоминания об убийстве» тоже прекрасный фильм. Это не просто детективы, снятые по правилам жанра — вот убийство, вот убийца, вот его поимка — а истории с открытыми финалами. И это очень рискованный шаг — нарушать правила игры. Но искусство требует рисков. Да, мы не следуем этим правилам, но у нас появляется шанс снять фильм иначе, переосмыслить форму. Эти работы придали нам уверенности в наших действиях и решениях.
По поводу Йохана, главного героя. Из чего он состоит? Он слишком идеальный и мы почти ничего про него не знаем, но отчего-то ему хочется доверить свою жизнь. Я болела за него всем сердцем.
В таких делах важны две вещи: грамотно прописать персонажа и выбрать правильного актера. Бастиан Буйон идеально сыграл свою роль. Это герой, который посвятил себя полностью работе и отказался от личной жизни. Интересно, что по сценарию у нас были сцены с его предысторией, чтобы зритель мог узнать побольше о прошлом персонажа и понять, почему он именно такой с психологической точки зрения. Мы их отсняли, но на финальном монтаже вырезали. Они оказались ненужными, более того, ослабляли персонажа в глазах зрителя. В данном случае, чем меньше мы о Йохане знаем, тем менее предвзято мы смотрим на него.
Ты не знаешь, почему кто-то страдает больше, а кто-то меньше. Однако мне куда более важно, что сдаваться ни в коем случае не стоит
На самом деле, мы ошибаемся, когда полагаем, что Йохан менее эмоционален, чем его коллеги, чем тот же Марсо. Просто Йохан понимает, что если он даст выход эмоциям, это помешает раскрытию дела. Поэтому он ставит барьер между собой и другими, чтобы оставаться сфокусированным. Справедливости ради, он дает небольшой выход эмоциям во время разговора с судьей, но проявляет свои чувства и переживания при помощи микро-мимики, языка тела, взгляда. На пробах была именно та сцена, где Йохан начинает выплескивать свои эмоции в разговоре с судьей. Другие актеры начинали импровизировать, вести себя иначе, будто раскрывая персонажа с другой стороны. Бастиан не стал этого делать вообще. Он остался Йоханом, который одними глазами способен передать свои чувства, пусть его голос и звучит ровно. Это было то, что надо.
Мне кажется, что произносимая разными героями фраза «Это несправедливо» — одна из важнейших в фильме. Подруга жертвы говорит, что несправедливо убийство по половому признаку. Марсо сокрушается, как несправедливо то, что он пытался много лет зачать ребенка с женой, а та переспала на стороне и забеременела. Йохан посвятил всего себя делу, которого не может раскрыть, хотя старается изо всех сил. В общем, всё несправедливо и будто бы нет никакой причины того, почему удача не на твоей стороне.
В какой-то степени, так оно и есть. Жизнь действительно несправедлива. Ты не знаешь, почему кто-то страдает больше, а кто-то меньше. Однако мне куда более важно, что сдаваться ни в коем случае не стоит. Нельзя терять отвагу и смелость. Йохан в один момент сдается, но у него открывается второе дыхание благодаря новой коллеге и судье. И он не сдастся и будет идти дальше, потому что он чувствует свою личную ответственность перед жертвой. Я думаю, это важно понимать, что нельзя сдаваться.
Как вы думаете, Йохан сможет найти убийцу?
Я очень на это надеюсь. Главное — не останавливаться.
Читайте также
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Юрий Норштейн: «Чувства начинают метаться. И умирают»