Ковбои и француз
![](/img/blog/2012.11/imposter1.png)
Самозванец. Реж. Барт Лэйтон, 2012
Люди любят верить. Кажется, что это одно из главных человеческих свойств — верить во что бы то ни было. В любовь, в Бога, в лучшее, в судьбу, в себя на худой конец. «Надежда часто обманывает», — говорили рациональные римляне, но и они добавляли в трудную минуту: «Пока живу, надеюсь». Фиксировали, значит, превосходство веры над реальностью.
Это к тому, что «Самозанец», кроме всего прочего, еще и фильм об иррациональных возможностях веры. Пересказывая сюжет этого фильма, слава богу, можно не бояться спойлеров, потому что все понятно уже из названия, а, что не понятно, разъясняется в первые же минуты самим главным героем, французом Фредериком, который в пору своей молодости приобрел привычку скитаться по европейским сиротским приютам, прикидываясь подростком. Привычка была до того дурная, что его даже разыскивал Интерпол. Однажды в 1997 году в испанском приемнике для несовершеннолетних недолюбленному родителями Фредерику Бурдену выпал удивительный шанс — отважиться на мистификацию всей жизни, выдать себя за пропавшего в 1994 году американского подростка Николаса Баркли. Светловолосый, голубоглазый техасец посмотрел на него с казенного черно-белого факса, и перед Фредериком замаячила страна мечты и семейного счастья. Сан-Антонио, Техас. Такое он видел только в кино.
![](/img/blog/2012.11/imposter2.png)
Самозванец. Реж. Барт Лэйтон, 2012
Формально «Самозванец» — это документальный фильм, причем довольно комфортно устроенный. Он жирно сдобрен точно выдерживающими дурацкий телеформат интервью. Не брезгует закадровым текстом, создает иллюзию прозрачности и точности. Вот сам Фредерик детально поясняет, как же его, смуглого брюнета, говорившего по-английски с совсем не техасским акцентом, приняли за блондина-южанина (нехитрый список приемов мошенника ставит в тупик зрителя). Вот мама пропавшего американского юноши недоумевает, почему же она отказывалась провести анализ ДНК, чтобы установить, действительно ли приехавший из Испании парень является ее сыном, или все-таки нет. Вот что-то недоговаривает сестра Ника, которая по-родственному обнимала Фредерика даже после того, как ее предупредили в органах.
![](/img/blog/2012.11/imposter3.png)
Самозванец. Реж. Барт Лэйтон, 2012
Человек верит тому, во что хочет верить. Он верит глазам и телевизионной картинке, газетам, чужим словам. Поэтому интервью и видеодокументы в «Самозванце» так хорошо соседствуют с сочно поставленной реконструкцией. В какой-то момент может показаться, что это еще и фильм о зрительской вере в магию экрана. И о природе этой веры. События курьезного превращения воссозданы со всеми возможными жанровыми клише (это и есть символы веры). Одинокая телефонная будка стоит под проливным дождем; фонарики полиции прорезают ночную тьму; странный человек скрывается под капюшоном; лоснится широченный центральный коридор американской школы; шуршат здоровенные внедорожники на пустынных шоссе; желтый школьный автобус ждет нового ученика. Всё как из фильма. Медленно вплывая в кадр, одетый в бейсбольную форму Фредерик (а точнее актер, который его изображает) погружается в знакомую ему кинематографическую реальность, обманывающую зрителей с той же легкостью, с какой он обманывает своих мнимых родителей. Правды нет, есть только вера.
![](/img/blog/2012.11/imposter4.png)
Самозванец. Реж. Барт Лэйтон, 2012
Настоящий Николас, скорей всего, давно уже умер. Об этом знает статистика, об этом из сочувствия помалкивают полицейские, об этом, кажется, догадываются и члены семьи. Но почему же тогда они верят обманщику? Почему не хотят афишировать правду, понятную даже одуревшему от скуки частному сыщику (есть в фильме и такой комический персонаж, сравнивающий ушные раковины по фотографиям). Вопрос. Раздуваясь от таких закономерных, но слишком уж повторяющихся вопрошаний, фильм деформируется: комический курьез, еще пять минут назад только притворявшийся хоррором, обретает размах дьявольски серьезного триллера. Грубо говоря, «Дитя тьмы» встречает Патрицию Хайсмит, а потом к ним присоединяется «Прощай, детка, прощай».
Однозначных ответов на эти «почему» фильм благоразумно не дает: с умным видом покружив вокруг сомнительной тайны, режиссер Барт Лэйтон отдает решение вопросов на откуп зрителю, а точнее оставляет зрителя с носом. Ведь, когда все врут, недоговаривают, или просто запамятовали, когда самым честным собеседником оказывается отпетый мошенник-рецидивист, только дурак решится выдвигать какие-то версии, приговаривая: «Вот она, правда».
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино