Первым делом самолеты
Писать о «Ветер крепчает» не то чтобы трудно. Напротив, это кино легкое как ветер, но мощное, как межконтинентальный лайнер, поднимающее своего зрителя куда-то ввысь от повседневности и уносящее его далеко-далеко от земли. Миядзаки и раньше был скорее не аниматором, а большим кинопостановщиком, который отчего-то не снимает актеров, а рисует их, «Ветер» же исчерпывающее доказательство того, что он является великим мастером крупной формы, умеющим вплести нить человеческой судьбы в паутину большой Истории.
Это печальная и, наверно, вовсе не детская история (предупреждаем тех, кто вдруг хочет думать, что это продолжение «Рыбки Поньо»), в которой Томас Манн держит за руку Поля Валери, а бумажные самолеты, запущенные рукой мечтателя, вдруг ощериваются пушками боевых истребителей. Главный герой — авиаконструктор Дзиро Хорикоси, знакомый каждому, кто хоть немного увлекался авиацией. Он создал легендарный A6M Zero, наводивший ужас на американских летчиков во время Второй мировой войны.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2021/01/veter-ok.jpg)
Несколько заметок на полях фильма
Землетрясение 1923 года
Один из самых значительных моментов «Ветер крепчает» — сцена землетрясения 1923 года, увиденная глазами главного героя Дзиро Хорикоси. Сильнейшая катастрофа практически полностью разрушила Токио и Йокогаму. Миядзаки анимационными средствами сумел добиться эффекта, который не под силу ни Майклу Бэю, ни Роланду Эммериху, ни режиссеру Полу У. С. Андерсону, который в данный момент показывает в кинотеатрах гибель Помпеи.
Вот фрагмент хроники Pathe: оператор компании запечатлел Токио, разрушенный в 1923 году Великим землетрясением Канто. Дальше новости спорта: теннис. А в финале фильма — американский дирижабль C-2 поднимается в небо для трансконтинентального полета. Через несколько лет его вытеснят оттуда самолеты, о которых мечтает юноша Дзиро.
Джованни Капрони
Многокрылый Noviplano, который был построен с расчетом на 100 человек, развалился на части в ходе первого же полета, набрав высоту лишь 18 метров. В снах Дзиро этот фантастический самолет поднимается в воздух без особого труда. Детище Капрони в чем-то сродни другим мегаломанским проектам авиаэнтузиастов, например, «Геркулесу» Говарда Хьюза, который совершил свой первый и единственный полет в 1947, также поднявшись с поверхности озера на высоту около 20 метров.
От воды отрывается H-4 Hercules. Подробности появления самолета на свет можно узнать из кинофильма Мартина Скорсезе «Авиатор».
Хуго Юнкерс
Вторым гуру Дзиро Хорикоси станет знаменитый немецкий авиаконструктор Хуго Юнкерс. Судьба Юнкерса, как и многих других людей, мечтавших о воздухоплавании, но зажатых историей между двумя мировыми войнами, грустна. Великий изобретатель, апологет гражданской авиации, создавший первый лайнер для регулярных полетов (знаменитая «Тетушка Ю», которая, впрочем, позже очень помогла перевозке немецких войск), социалист и пацифист по своим убеждениям, он заложил основы преуспевания фирмы, чьи бомбардировщики будут утюжить города в Европе и России.
Юнкерс W.33. В 1928 году этот самолет совершил трансатлантический перелет.
Mitsubishi A6M Zero и война
Интересный американский учебный фильм для пилотов о том, как в бою распознать Zero, новаторский, маневренный, легкий и чрезвычайно опасный истребитель Дзиро Хорикоси.
Реклама замечательной военной картины Говарда Хоукса «Военно-воздушные силы», снятой в 1943 году. В этом фильме экипажу бомбардировщика B-17, летящему на Гавайи — как раз в этот момент японцы наносят удар по Перл-Харбор — изрядно достается именно от многочисленных Zero. «Крепчает ветер, значит — жить сначала».
Читайте также
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева
-
Кукарача-синефилия — Советы музыкального подполья
-
Не время для... — 2023 в российском кино