Канны

Канны-2018: «Календарь» Игоря Поплаухина

Игорь Поплаухин

«Календарь» — это фильм о женщине средних лет, вполне обычной с виду, но которую мы застаем в совершенно необычных обстоятельствах. Она куда-то держит путь, меняет виды транспорта, пересаживается на попутки. Ей звонят, судя по ответам, это близкие и коллеги, но мы видим, что она недоговаривает и даже врет им о своем местонахождении. Ближе к концу фильма мы узнаем, куда она ехала и что с ней там происходит.

О том, что «Календарь» взяли на Каннский кинофестиваль, я узнал 5 марта, в свой день рождения. Кажется, я в тот момент пылесосил и не сразу даже понял, кто звонит, потому что о заявке на участие я к тому времени благополучно забыл. Это стандартная процедура: у всякой киношколы на сайте Каннского фестиваля есть свой аккаунт, куда она загружает свои работы. МШНК отправила «Календарь». Потом мы узнали, что нас берут в международный конкурс ММКФ, и очень обрадовались — я всегда туда мечтал попасть в качестве участника. В итоге ММКФ пришлось дать отказ, и российская премьера фильма состоится на «Кинотавре», в конкурсе короткого метра.

История создания фильма началась со звонка где-то в августе 2017 года. Мне звонил Дмитрий Мамулия, художественный руководитель МШНК, которую я недавно окончил. Сказал, что мне позвонят из Петербурга — есть возможность снять фильм, причем речь шла о фильме документальном. Скоро перезвонил Константин Шавловский и спросил, есть ли у меня прямо сейчас сценарий или идея, и готов ли я сделать фильм до конца года. У меня в почте был тритмент — развернутый эпизодник — игрового сценария, я переслал его Константину, который его прочитал и что-то в нем увидел. Так, благодаря начинающей студии при книжном магазине «Порядок слов» начался запуск нашего фильма. Кстати, кастинги мы проводили в легендарном лекционном зале магазина.

Страх. Время. Кино Страх. Время. Кино

Мне говорили, что «Календарь» ощущается как полный метр, и я думаю, это зацепило Константина: он тогда находился под впечатлением от другого фильма МШНК, «14 шагов» Максима Шавкина. Этот фильм шел 37 минут, и Костя Шавловский про него сказал: по ощущениям это могло бы быть полнометражное кино. Мне кажется, с «Календарем» как-то так же получилось.

«Айка»: Самал Еслямова и Сергей Дворцевой о фильме «Айка»: Самал Еслямова и Сергей Дворцевой о фильме

Прошло уже больше двух месяцев с момента, как я узнал, что поеду в Канны. Сначала были сильные чувства: эйфория, смятение и даже испуг, но с течением времени осталось предвкушение — помимо участия, я очень жду фестиваль как зритель, и уже составил безумное расписание. Собираюсь посмотреть каких-то двадцать с лишним фильмов за четыре дня. Особенно жду Джейлана и Дворцевого. Для меня это вообще первая поездка во Францию — раньше за Каннами следил по Википедии, открывал списки фильмов, искал про них тексты.

Константин Шавловский

В прошлом году у нашей студии была договоренность с одним режиссером на производство документального фильма, в определенные сроки и с определенным названием потому что эти сроки и название уже фигурировали в нашей предварительной заявке. Так как речь шла о субсидии Комитета по культуре Санкт-Петербурга, то фильм должен был быть снят в нашем городе и частично с местной командой. Но летом режиссер внезапно отказался от проекта, и мы стали искать заявку, которая должна была соответствовать всем этим параметрам, из которых самым смешным было, конечно, название. В общем, это чем-то было похоже на триеровские «Пять препятствий». Я позвонил своему товарищу Дмитрию Мамулии и спросил, есть ли у кого-то из его ребят готовая история и авантюрное желание поработать в таких непростых обстоятельствах. Дима порекомендовал Игоря, тот прислал сценарий, и я сразу понял, что мы сработаемся.

Место силы, место свободы Место силы, место свободы

Его кинотекст уже на бумаге до последней страницы держал в напряжении: вот героиня садится в такси и ты думаешь, что сейчас с ней произойдет что-то страшное, и что-то происходит, но происходит что-то совсем другое. В «Календаре» ты все время проваливаешься в лакуны своих ожиданий и представлений. Это вообще фильм, который по большей части происходит в голове у зрителя: ты вынужден домысливать предлагаемые ситуации. Вроде бы вполне современный прием, которым при этом чертовски сложно овладеть, не впадая в патетическую многозначительность. Игорь, как мне кажется, доказал, что им владеет — у него и в сценарии, и в фильме очень точный баланс между тем, что рассказано и не рассказано. И, конечно, у него потрясающий соавтор — оператор-постановщик Евгений Родин — его взгляд, его зрение очень попадает, по-моему, в драматургию и смысловой ряд фильма. Видно, что Поплаухин и Родин — это именно творческий союз.

Ни я, ни Саша Ахмадщина, мой сопродюсер, не вмешивались в производство, у авторов, как мне кажется, была абсолютная свобода в рамках предложенных обстоятельств. У нас с Игорем было несколько творческих разговоров, когда я по его просьбе высказывал свое мнение, но никогда на нем не настаивал. И, конечно, нам бы хотелось продолжить сотрудничество — я знаю, что у Игоря есть одна сценарная идея полнометражного фильма, которая очень близка мне лично.

● ● ●

14 мая сайт InRussia опубликовал первый фильм Игоря Поплаухина, «22». Прочитать рассказ режиссера о работе над фильмом можно по ссылке.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: