Видео

Высшие формы — «Ива белая» Артёма Москалёва

В новом выпуске «Высших форм» Артём Москалёв рассказывает Юрию Михайлину о своей «Иве белой». Кратком воспоминании об утраченном прошлом — дачном, сельском, со стоящим в закатном солнце деревом.

Я начинал как режиссер игровых и документальных фильмов: закончил МШНК и Школу Драмы Германа Сидакова, снимал игровые короткометражки и документальный полный метр про отшельника. Но мои ближайшие друзья и моя жена — из мира анимации. Меня всегда туда тянуло, очень хотелось когда-нибудь сделать мультфильм, и я знал, что мне это понравится. 

Мне интересно и важно под каждый замысел выбирать правильный медиум. Раньше, задумывая фильм, я пытался понять, будет ли он документальным или игровым. Но однажды почувствовал, что история, которая во мне рождается, — это анимационный фильм. 

Все начиналось с темы, обобщенного поэтического ощущения — связи с природой, растворения в ней и круговорота жизни и смерти через это растворение. Потом это ощущение нужно было прояснить, превратить в конкретные кадры. У каждого художника свой способ такого «проявления» — часто сложный и даже болезненный — и инструменты, которые можно применить. Для меня это, в первую очередь,  драматургия. 

Мы начали с образа старого дерева, которое сломалось, но из него растут новые побеги

Способ написания сценария очень сильно зависит от проекта. В поэтической короткометражной анимации драматургия может быть весьма условной, минимальной. Но все же полезно заложить этот фундамент. Я спрашивал себя: какая история может за моим замыслом стоять? Какие персонажи могут в ней участвовать? Сюжет никогда не существует сам по себе, он работает вместе с атмосферой, с другими измерениями кино. Отправляясь в путешествие с этим фильмом, я понимал, что оно обернется в исследование поэтического языка анимации, связанного с медленными ритмами, звуками, с присутствием в кадре природы. 

Эскизы

Это короткий метр, всё в нем рождалось параллельно. Я сам почти не рисую. Я писал, а моя жена Соня Кендель — художник, мультипликатор и тоже режиссер — делала эскизы. У нас большой опыт совместной работы, это не первый фильм, который мы делаем вдвоем. Каждый раз мы в нашей маленькой команде заново определяем, кто в данный момент главный, а кто подключается и во всем помогает. В этом случае это был в первую очередь мой фильм.

Мы начали с образа старого дерева, которое сломалось, но из него растут новые побеги.
Затем искали образы природного пространства, берега, старой дачи. У нас с Соней в то время было место силы в Тверской области на берегу водохранилища, в диком месте, куда мы любили приезжать и где я в конце концов сделал ей предложение. Мы вспоминали важные для нас места из детства, а параллельно искали в интернете фотографии старых домов, сломанных деревьев, берегов.

Эскиз

В процессе разработки фильма мы наполняли его пространство жизнью, животными. Нам нужен был кто-то, живущий на дереве, так появился совёнок. Затем — собака, спутница главной героини. Она была нужна, чтобы героиня с кем-то общалась, и для того, чтобы добавить суеты в медленное медитативное повествование. А потом пришел лось. По сценарию проходит время: никто не приезжает на эту дачу на берегу, дом разрушен, и природа берет свое. Всё зарастает. Как в мертвых деревнях России, где животных больше, чем людей.

В анимации, кажется, еще есть пространство для открытий. И это очень вдохновляет.

Когда визуальные средства ограничены, звук выходит на первый план. Мы со звукорежиссером Артуром Хайруллиным хотели наполнить звуковое пространство, создать атмосферу, которая работала бы на замысел. Фильм минималистичен, в нем нет драматичных диалогов, персонажи не претерпевают значительных изменений (чего обычно требует драматургия), и нужно было найти ход, который бы насытил эмоциональное полотно фильма. Я изначально хотел, чтобы героиня пела, потому что это неизбежно раскрывает персонажа. Мы стали искать шлягеры восьмидесятых-девяностых, погрузились в музыкальное пространство наших родителей, послушали много прекрасных треков и выбрали «Этот город».

Эскизы

Для меня работа над этим фильмом была очень интересным опытом. До этого я закончил аниматорские курсы в Цехе анимации, который основали мои друзья Юра Богуславский, Вася Чирков и Илюша Юдович. Я был очарован и влюблен в анимацию, которая, в отличие от игрового и документального кино, не работает с реальностью напрямую. Но при этом есть и общее, лежащее в основе режиссуры, то, что восходит к личности автора. У меня есть ощущение, что в игровом кино, где каждый год снимается огромное количество фильмов, уже все снято, разработаны все интонации, разновидности и типы режиссуры: от самых медленных и расслабленных до стремительных и драматически наполненных. А в анимации, кажется, еще есть пространство для открытий. И это очень вдохновляет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: