Второе пришествие — «Холли» Фин Трох
В прокат выходит «Холли», фильм из Венеции-2023, драма про бельгийскую школьницу, которую считают то ведьмой, то святой. О спродюсированной Дарденнами социальной мистике пишет Ная Гусева.
С Холли (Каталина Герартс) никто не хочет дружить: в школьных коридорах ее рифмуют с «тролли», а за спиной называют ведьмой. Сама пятнадцатилетняя девочка, кажется, просто выжидает — однажды все узнают о ее способностях, а пока довольно свечей и благовоний. В один прекрасный (на самом деле ужасный) день Холли звонит в школу, чтобы заявить: во-первых, она сегодня не придет, а во-вторых, случится что-то страшное. Не пройдет и часа, как окна школы затянет дымом; пожар, стоивший жизни десяти ученикам, принесет Холли славу провидицы.
Ужас-ужас — «Святая Мод» Роуз Гласс
«Холли» Фин Трох перекликается со «Святой Мод» Роуз Гласс — фильмом гнетущим и связанным с «Холли» идеей святости. Правда у Гласс главная героиня — жертва собственного бреда, а у Трох дело обстоит несколько иначе: в своем роде его сюжет — полнометражный аналог сцены из «Мамы!» Даррена Аронофски. Помните, когда бессильного младенца разрывают на части? Это и есть «Холли».
Вечная история спасителя, которому на роду написано стать отверженным
Несмотря на прозрачный намек в имени — holy, да — Холли далеко не святая. Она жаждет встроиться в социум и, можно сказать, даже радуется своей ведьминской репутации. Думается, для многих подростков статус «странненького» становится поводом для гордости. Холли не сама инициирует свой образ святой. Униженные и оскорбленные тянутся к ней в надежде восполнить нехватку внутреннего тепла помимо ее воли. Первой идолопоклонством начинает заниматься школьная учительница и волонтерка Анна (Грит Верстрате): она вырезает Холли из групповой фотографии, чтобы смастерить иконку, уверенная, что второе пришествие уже случилось — надо только привести людей к истине.
Устроившись волонтером в благотворительную организацию широкого профиля (тут и выездная психологическая помощь, и ночлежки для бездомных), Холли оказывается в эпицентре молящихся и просящих. Они целуют ей руки и припадают к груди. И дар ясновидения — если он, конечно, вообще есть, — меркнет в сравнении со способностью снимать боль, душевную или физическую (хотя и к этому дару есть вопросы).
Постановщица не позиционирует свой фильм как религиозный, но в его основе один из главных вопросов христианства
Возведение пятнадцатилетней девочки в ранг святых так себе затея. Страждущие требуют все больше и больше, и Холли, которая никак не может за себя постоять, отдает себя всю до конца. Вечная история спасителя, которому на роду написано стать отверженным. До распятия не доходит, вместо него — трагедия, знакомая тем, кто отдает больше других. Люди часто неблагодарны, меркантильны, эгоистичны. Но об этом уже неоднократно рассказывали в кино — и чем же поучение «Холли» выделяется на общем фоне?
Странное очарование фильма в сочетании седативного ритма и тревожной интонации. Не так уж много событий, но экранный воздух электризуется уже с первых секунд, когда мы начинаем следить за героиней в отдаленном углу коридора, или когда «крутые» девчонки гонят Холли прочь вместе с другом и собакой. Не сбивается напряжение и дальше, когда начинает казаться, что ничего страшного уже не произойдет.
«Холли» спродюсирована братьями Дарденн. В их историях всегда люди, оказавшиеся в тисках обстоятельств. Дарденнов и Трох объединяет это и, пожалуй, обращение к христианской этике, процеженной сквозь сюжеты современности. Да, постановщица не позиционирует свой фильм как религиозный, но в его основе один из главных вопросов христианства. Что есть «добро»? Что значит «делать добро»? Как отличить его от зла? А жертвенность от самолюбования и гордыни?
Особый интерес представляют тут взрослые, перекладывающие ответственность за собственное счастье на плечи подростка. И связка «учитель-ученик», в котором первый неизбежно должен стать примером. Не наоборот. Горе забудется, плакаты с погибшими школьниками исчезнут из коридоров, наступит время двигаться дальше. И святая девочка тоже останется в прошлом, когда из нее высосут последнее счастье.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо