«Он был джентльменом в жизни и анархистом в работе» — Геро фон Бём о Хельмуте Ньютоне
В прокате документальный фильм Геро фон Бёма «Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный». О знаменитом фотографе, изменившем мир моды, и важности провокации автор картины рассказал Нае Гусевой.
Как вам пришла идея снять документальный фильм о Хельмуте Ньютоне? Чем лично вас увлекла его фигура?
Подступала круглая дата — сто лет со дня рождения Хельмута, и я подумал, что сейчас самое время рассказать его историю в кинотеатрах. Мне всегда казалось, что его фотографиям необходим большой экран. Над первым документальным фильмом о Хельмуте я работал еще в 2002 году — мы тогда крепко сдружились и с ним, и с его женой Джун. Ей понравилась идея нового фильма, так что кроме благословения я получил еще и архивные материалы.
Также мне удалось наладить контакт с фондом Ньютона и его куратором, получить карт-бланш на использование значимых картин из каждого периода. У меня был доступ к записным книжкам, контактным листам, благодаря чему получился интимный портрет человека с невероятной жизнью. Все эти материалы подтвердили мою теорию: Хельмут Ньютон был джентльменом в жизни и анархистом в работе. Возможно, это единственный человек с таким зарядом позитива и умением не быть политкорректным любой ценой.
Ньютона часто обвиняли в женоненавистничестве. Почему вы решили снять фильм о таком провокационном человеке именно сейчас?
Хельмут явно не был женоненавистником. Он даже называл себя феминистом — можно было бы поспорить, подходящее ли это слово, но он использовал его без цинизма. Он действительно любил женщин, восхищался ими и хотел показать, насколько они сильны. Если это феминизм, то ладно. Например, в фильме показан его знаменитый диптих: на первой фотографии модели, красиво одетые в одежду от кутюр, а на второй — те же девушки, но полностью обнаженные, в точно таких же позах. Как будто волшебник снял с них одежду. О чем говорит нам эта фотография? Сильные женщины сильны даже без одежды, без высокой моды. Им это не нужно. И затем есть действительно новаторская фотография — рядом с одетой в смокинг от Yves Saint Laurent девушкой стоит еще одна, обнаженная, посреди пустынной ночной улицы Парижа. В этом есть сексуальное напряжение, вы смотрите на них и чувствуете силу.
Большинство его фотографий сегодня даже не выпустили бы в печать
Как думаете, почему сейчас провокация не в моде?
Одной из причин, по которой я решил делать фильм именно сейчас, стала вездесущая политкорректность, переходящая в ханжество. Сегодня существует тенденция к контролю и цензуре вкуса, а свобода самовыражения и самого искусства под угрозой. Мне кажется, полезно оглянуться назад, вернуться в то время, когда у Хельмута была полная свобода и возможность вершить революцию в модной фотографии. Это же целый исторический процесс!
Если посмотреть на фотографии конца 60-х и начала 70-х, можно заметить, что сексуальная революция еще не принесла освобождение от табу на обнаженное тело. Были невероятные работы Ричарда Аведона и Ирвинга Пенна, абсолютных икон красоты и обаяния, но этого было недостаточно. Нужно было нечто провокационное, отсылающее как к культуре, так и реальному миру. Хельмут был провокатором, анархистом, большинство его фотографий сегодня даже не выпустили бы в печать. Сегодня политкорректность превращается в цензуру — думаю, этому надо противостоять.
В фильме много спикеров (Изабелла Росселлини, Анна Винтур, Сигурни Уивер и другие), рассказывающих о работе с Ньютоном. Как проходила работа с ними? Может, были те, кто вовсе отказался говорить?
Я нашел десять замечательных дам, которые были готовы поговорить о Хельмуте, даже если работали с ним всего пару раз. Я рассказываю всю историю целиком, ничего не осталось за кадром. Честно, я был ошеломлен ответами — настолько подробно они могли говорить о сотрудничестве с Ньютоном. Например, Шарлотта Рэмплинг вспомнила, что ее знаменитая фотография, размещенная на письменном столе в отеле Nord-Pinus в Арле, была ее первой фотографией обнаженной и первой фотографией Хельмута, на которой он запечатлел голое тело — для них обоих это стало началом чего-то большого.
Нам нужно больше наглости в фотографии и в искусстве
В чем, по-вашему, заключается основное влияние Ньютона на культуру?
Он показал нам, насколько сильны женщины, и начал настоящую революцию в модной фотографии. Его работы моментально узнаваемы и выглядят современными по сей день. Это большая редкость.
Шарлотта [Рэмплинг] сказала мне: «Ты знаешь, Хельмут дал огромную силу этой фотографии, и вся моя карьера пошла бы по-другому, если бы этот снимок не был сделан». Грейс Джонс и Марианна Фэйтфул рассказывали мне нечто похожее. Есть и моменты критики, например, в речи Изабеллы Росселлини, умно анализирующей проявления маскулинности в творчестве Хельмута Ньютона. Есть и Надя Ауэрманн, которая вспоминает, как она отказалась фотографироваться обнаженной, и Хельмут был так оскорблен, что не работал с ней много лет.
Монте-Карло — Москва — Монте-Карло
Как думаете, есть ли такие персонажи, как Ньютон, в сегодняшней культуре? Или они ей просто не нужны?
Таких попросту нет. В современной модной фотографии много мейнстрима, и не только там. Да, нам нужно больше наглости в фотографии и в искусстве, и это можно считать посланием фильма, если пожелаете. Эта картина должна побудить молодых фотографов и художников пробовать переходить границы дозволенного, находить смелость быть более анархичными и не всегда следовать конъюнктуре политкорректности. Дело не только в свободе искусства — это свобода самовыражения.
Читайте также
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»