Сеанс реального — «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых
В новом выпуске «Сеанса реального» — один из самых громких документальных фильмов прошлого года. О снятом на севере Чукотки «Выходе», номинированном на «Оскар» в категории «Короткометражный документальный фильм» (а также участнике «Берлинале», призере «Послания к человеку» и «Флаэртианы») рассказывают его авторы.
Евгения Арбугаева:
«Выход» (Haulout) — мой первый опыт в кино. Я — фотограф, уже более десяти лет занимаюсь Арктикой и Севером, снимаю метеорологов, ученых, которые там работают. Несколько лет назад получила грант от National Geographic Society, два года путешествовала и делала большой проект «Hyperborea» о людях, которые живут почти в полной изоляции на берегу Ледовитого океана. Одна из глав посвящена Чукотке.
Максим ездил со мной и снимал на видео. Так мы оказались в поселке Энурмино на самом севере Чукотки, где делали репортаж о жизни охотников на моржей и китов. Они нам рассказали про лежбище моржей. Мы доплыли на лодке до пустого пляжа, посреди которого стояла избушка. Там был необычный черный песок — он такого цвета из-за тепла тысяч моржей, которые сюда выходят. В избушке каждый год работает морской биолог Максим Чакилев, который ведет наблюдение за их популяцией и миграцией. Нам показалось, что это очень интересно, и на следующий год, летом 2019-го, мы вернулись, чтобы сделать фотоисторию.
Максим Арбугаев:
В тот раз мы провели с Максимом две недели. Нам было важно ближе с ним познакомиться, почувствовать героя, и чтобы он почувствовал нас. Мы почти ровесники и быстро нашли общие темы, подружились. Максим из Пермского края, но сейчас живет в Анадыре, работает в Институте Тихоокеанских исследований. Он посвятил свою жизнь исследованию морских млекопитающих. Главный фокус его работы — лежбище моржей. Он живет в этой избушке на берегу по три с половиной месяца уже больше десяти лет. Это такая невидимая работа, о которой тоже захотелось рассказать.
Евгения Арбугаева:
Его главные задачи: наблюдение за численностью и половым составом моржей, за смертностью, за тем, когда моржи приходят и когда уходят, сколько времени проводят на земле и сколько — в воде. Для подсчета он использует коптер. Там своя система: пляж размечен на сектора и известно, сколько примерно моржей может поместиться в квадрате. Эта информация собирается из года в год и идет в общую копилку знаний о моржах.
У нас была задача быть невидимыми
Когда мы впервые увидели выход моржей, мы поняли, что в этом очень наглядно проявляется проблема глобального потепления и того, как оно отражается в Арктике. Мы родом из Якутии, и нас, как северян, эта тема очень беспокоит. Здесь эта трагедия разворачивается на протяжении всего нескольких месяцев, и можно о ней рассказать очень компактно. Также мы поняли, что фотографий недостаточно — нужно запечатлеть и динамику, и звуки — и решили вернуться через год, чтобы снять фильм.
Кроме того, в 2020-м году в Арктике была отмечена самая высокая температура за всю историю наблюдений, и нам было важно побывать там именно в этот год и почувствовать, что там происходит. Мы собрались налегке, за свой счет, только вдвоем, без какой-то помощи, и приехали туда в конце августа, когда начинается полевой сезон, чтобы пробыть там три с половиной месяца, до середины ноября, как обычно Максим и работает.
Максим Арбугаев:
За сезон на лежбище есть три-четыре пика от недели до десяти дней, когда собирается самое большое количество моржей, как вы и видели в фильме. Мы жили вместе с Максимом в этой же избушке, где у нас был отдельный уголок. У нас была задача быть невидимыми, чтобы наше присутствие не ощущалось.
Евгения Арбугаева:
Мы с моим братом Максимом снимали вместе, но у него все-таки больше кинематографического опыта, поэтому основная операторская работа была на нем. Но мы вместе выстраивали кадры, обсуждали историю. Было много времени для экспериментов.
Хотелось поместить зрителя в эту избушку
Фильм рождается в монтажной, одним из самых сложных моментов стал отбор материала, которого у нас было около шестидесяти часов. Можно было, конечно, сделать очень большой фильм — мы снимали и жизнь поселка Энурмино. Максим в это время начал снимать свой другой проект в Якутии, а я до этого ни разу и жизни даже не пользовалась программой для монтажа, поэтому мне была нужна помощь. Мы позвали Джошуа Чедвика из Лондона, с которым у нас получилось совершенно равноправное сотрудничество. Иногда мы делали монтаж параллельно, потом сверяли наши варианты и все обсуждали.
Нам хотелось показать опыт полевого сезона ученого от начала до конца, линейно. История очень простая в плане структуры, но внутри есть сложные, трагические моменты. В процессе монтажа стало понятно, что чем больше мы сжимаем и кристаллизуем историю, тем сильнее она становится. Хотелось поместить зрителя в эту избушку и дать ему как можно больше пространства, чтобы он сам видел, что происходит — без закадрового голоса, без навязывания определенных мыслей, без прямого послания.
Максим Арбугаев:
На стадии постпродакшена шумовое оформление делала звукорежиссер Анастасия Душина. В фильме нет музыки, но она сумела за счет шумов создать поэтику и передать состояние природы.
Евгения Арбугаева:
Часть звука была записана нами на локации (у нас были хорошие стереомикрофоны), а часть — сконструировано Анастасией в студии в Москве. Она оживила и окрасила фильм. К сожалению, просмотр фильма на компьютере не дает полного представления о звуке, но когда смотришь в кинотеатре в 5.1, чувствуешь ветер, суровость края, море.
На последней стадии монтажа мы показывали фильм разным людям, чтобы понять, доходит ли наша идея. После показов стало понятно, что в конце фильма важно заякорить важную для нас информацию о том, что происходит в Арктике, поэтому в финале появился текст.
У фильма сложилась очень хорошая фестивальная жизнь. Премьера была на Берлинале, и потом в течение года он показывался много где по всему миру, получил много призов.
Нам с самого начала очень хотелось, чтобы фильм был доступен онлайн бесплатно для всех стран. Так и получилось — его опубликовал New Yorker, у которого сейчас очень хорошая программа не только документальных, но и игровых, и анимационных короткометражных фильмов, из которых пять, включая наш, номинированы на «Оскар».
Я провожу лекции в университетах и на конференциях. Фильм демонстрируют на разных экологических мероприятиях, а также в школах. Например, в Якутии учителя просто сами делают показы на уроках географии или экологии. Мы рады, что фильм трогает людей.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой