Видео

Высшие формы — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик

Сегодня в «Высших формах» документальная анимация, жанр, который только начинает развиваться в России. Один из ярких мультфильмов такого рода — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик, в котором люди с психическими расстройствами рассказывают о себе и жизни с болезнью.

Дарья Благова

Cценарист и продюсер

Документальный мультфильм «Голоса» — это проект «Зазеркалья», первого в России радио, которое делалось силами пациентов разных психиатрических больниц и энтузиастов без диагноза. Редакция собиралась в ПКБ 1 им. Алексеева, больше известной как «Кащенко». Радио начало работать в 2014 году, а в 2016 мы с моим мужем Виталием Благовым придумали сделать мультфильм, в котором было бы показано усредненное течение заболевания — так, как его видят сами люди с психическими расстройствами. Пришла идея собрать рисунки таких людей со всего мира, записать истории авторов «Зазеркалья», собрать все это в мультфильм и показать на фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» — это большое событие, на которое раз в два года собираются пациенты психиатрических больниц из десятков стран. До фестиваля оставалось примерно полгода. Решили попробовать.

Они взяли за основу присланные рисунки и проделывали с ними какое-то волшебство.
Высшие формы — «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича Высшие формы — «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича

Мультфильм продолжал идею радио — авторы «Зазеркалья» выступали анонимно. Помимо личной безопасности участников, была идея показать, что в окружении каждого человека есть люди с психическими расстройствами, но они невидимы. И авторы радио как бы иллюстрировали эту мысль: вот голос, который рассказывает историю, а кто за ней стоит — неизвестно. Возможно, это ваш товарищ. Но главная причина заключалась в том, что именно мультфильм мог показать одновременно и разнообразие психических заболеваний, и их схожесть.

Высшие формы — «Джон Боттом — неизвестный солдат» Алексея Демина Высшие формы — «Джон Боттом — неизвестный солдат» Алексея Демина

Мы объявили конкурс рисунка людей с особенностями психического развития. Вместе с авторами «Зазеркалья» мы разделили будущий проект на пять этапов: жизнь до болезни, предвестники расстройства, психоз, помощь врачей, жизнь с болезнью. Через эти стадии в том или ином виде проходит большинство пациентов психиатрических больниц. Затем мой муж сделал сайт на русском и английском языках, где всем людям с психическими заболеваниями предлагалось загрузить свои рисунки и самостоятельно отнести каждый из них к определенному этапу болезни. Мы написали, что отберем рисунки для фильма, а некоторым участникам вручим хорошие книги про искусство. Дальше мы провели срочную пиар-компанию, в результате которой о конкурсе написали несколько крупных российских медиа, также анонсы появились на сайтах зарубежных психорадио. Все это заняло две-три недели.

Высшие формы — «Добрый день» Миши Сафронова Высшие формы — «Добрый день» Миши Сафронова

Через месяц мы получили больше тысячи работ. Мы этого не ожидали. Некоторые рисунки пришли к нам из далеких стран — например, Чили. Но в основном участвовали россияне. После этого мы начали искать режиссеров и аниматоров. Довольно скоро на наш призыв откликнулись режиссеры Александра Косухина («Здоровье»), Настя Воронина («Предвестники расстройства», «Психоз») и Марина Верик («Профессиональная помощь», «Жизнь с болезнью»). Они взялись за такую сложную работу совершенно бесплатно и в очень сжатые сроки. Также они подтянули за собой целую команду аниматоров. Мы удивились, что на нашу просьбу сделать целый мультфильм откликнулось столько человек, все они очень отважные люди.

Требуется большое мужество, чтобы жить в мире, который тебя либо не замечает, либо встречает враждебно.

Мне интереснее всего было разговаривать с авторами радио — об их жизни, болезни, реакции окружающих. Самое короткое интервью длилось часа два, самое длинное — шесть. Вместе с журналисткой Софьей Еркушовой и звукорежиссером Ариной Ковзун мы выбрали самые яркие кусочки и смонтировали их в один нарратив. Это стало как бы сценарием. Режиссеры и аниматоры занимались визуальной частью — они взяли за основу присланные рисунки и проделывали с ними какое-то волшебство.

Александра Косухина

Режиссер эпизода «Здоровье»

Я знала про радио «Зазеркалье» давно. Так получилось, что мы с создателями проекта учились на одной кафедре, но разных курсах (мое первое образование — журфак МГУ), поэтому важность и крутость «Зазеркалья» была мне очевидна. Когда предложили присоединиться, сомнений не было. Интервью получились искренними, потому что их брали те, кому герои доверяли. Рисунки и картины — удивительные, без скидки на то, что их делали люди с ментальными особенностями. Я старалась максимально бережно отнестись к оригинальным рисункам, три четверти остались почти без изменений, мы только переводили их в цифровой вид, чтобы их можно было анимировать. Весь фильм мозаичен и хаотичен, и это отлично сочетается с темой. Мне кажется, случайно мы попали в самую точку. Я убедилась, что у анимации есть возможность показывать ощущения и чувства. Документальное кино обычно завязано на истории, действии, внешнем проявлении эмоций — это работает и это нужно. Но у анимации есть возможность показать эмоции аллегорично, тоньше. Фокус анимационной документалистики, на мой взгляд, смещается с действий на ощущения.

Марина Верик

Режиссер эпизодов «Профессиональная помощь» и «Жизнь с болезнью»

Я люблю документальную и социальную анимацию, и когда представилась возможность поучаствовать в таком проекте, я с радостью приняла приглашение. Я взялась за две части — «Профессиональная помощь» и «Жизнь с болезнью». «Помощь» полностью построена на конкурсных рисунках, мне нужно было только связать их в последовательность. Эпизод выстроился вокруг человека мегаполиса, которому понадобилась помощь, а рисунки выступили образами внутренних переживаний. Заканчивается этот эпизод превращением из растения в человека, и хотя герой говорит о том, как он опять попал в острое отделение, нарисованный герой наоборот возвращается в социум. А в финальной части мне удалось реализовать свою мечту — соединить игровое пространство с анимационным и использовать анимацию белой линией. Визуальное вдохновение для этого я взяла из видеоклипа корейской рэп-группы MFBTY «The Сure». День съемок героев в Ботаническом саду вообще стал для меня самым интересным, потому что анимация — это работа самому за компом, а это была отличный опыт поучаствовать в живой съемке.

Дарья Благова

Для пятого эпизода мы сняли авторов «Зазеркалья» в Ботаническом саду, потом на их лица наложили анимированные маски. Мне нравится, что в финале зритель может понаблюдать за самими героями. И хотя их лиц не видно, можно посмотреть, как они двигаются, жестикулируют, какие носят прически и одежду.

В окружении каждого человека есть люди с психическими расстройствами, но они невидимы.

Герои «Голосов», безусловно, очень смелые люди — мне кажется, требуется большое мужество, чтобы жить в мире, который тебя либо не замечает, либо встречает враждебно. Я надеюсь, что этот мультфильм помог им обрести большую уверенность в своем праве на видимость в обществе.

Высшие формы — «Митина любовь» Светланы Филипповой Высшие формы — «Митина любовь» Светланы Филипповой

«Голоса» много раз показывали в разных пространствах — в МАММ, на Большом фестивале мультфильмов в Центре документального кино, на дизайн-заводе «Флакон», в бесчисленном количестве московских библиотек. Герои мультфильма приходили на эти показы, отвечали на расспросы зрителей (не всегда корректные), показывали «Голоса» друзьям и родственникам. Им важен серьезный диалог, контакт с людьми, которые раньше, возможно, не особо задумывались о психиатрии. Благодаря мультфильму такой диалог состоялся.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: