Преступление, которого никто не заметил — «Что случилось осенью» Франсуа Озона
В прокате «Ленфильма» — новый фильма Франсуа Озона. О работе, в которой традиционно токсичный автор разбирается с ядовитыми героями и грибами, рассказывает Андрей Плахов.

Что обещает фильм про образцовую бабулю, мастерицу приготовления пирогов и заварных кремов, в чей деревенский дом живущая в Париже дочь привозит и оставляет на каникулы внука? Ничего хоть сколько-нибудь волнующего, хотя постер фильма с грибами крупным планом наводит на шальную мысль о преступлении, без которого редко обходятся работы Франсуа Озона. На экране грибы тоже есть, преступление то ли есть, то ли случится где-то совсем рядом, и совы не то, чем кажутся.
Поначалу этих сов две — сердобольная старушка Мишель (Элен Венсан) и ее более вздорная подруга Мари-Клод (Жозиан Баласко): они живут по соседству, вместе ходят в лес за грибами и помогают друг дружке справляться с переживаниями по поводу их проблемных детей. Совята и впрямь непутевые. Валери (Людивин Санье), дочь Мишель — истеричка в процессе развода с мужем и не в ладах с собой. Венсан (Пьер Лоттен), сын Мари-Клод — в тюрьме, где его навещают мать со своей подругой. У Мишель хватает душевных сил, чтобы поддерживать соседку и возить ее на тюремные свидания; меж тем она с трепетом ждет визита эмоционально нестабильной дочери с одиннадцатилетним внуком Лукасом.
Все разворачивается по извращенному, изощренному, типично озоновскому сценарию
Всю эту диспозицию персонажей, их характеров и отношений Озон мастерски разворачивает в энергичной экспозиции всего за несколько минут экранного времени. Завязка истории происходит за обеденным столом, который Мишель приготовила с максимальным тщанием. И ее ли вина, что именно дочке попался ядовитый гриб, едва не унеся ее на тот свет, не успела Валери намекнуть, что не против была бы получить загородный дом родительницы в свое распоряжение. Наблюдается первый отход от бытовой драмы: дочь подозревает злой умысел мамаши, а та с ужасом признается себе и врачу, что и впрямь таит нечто подобное в подсознании. Или ей это мерещится на нервной почве?

Тут уже недалеко до кульминации: смертельное падение с балкона парижской квартиры Валери — привет «Анатомии падения», последней гордости французского кино. И здесь грядет расследование, только беременная полицейская ищейка (София Гийемин) как-то странно будет уклоняться от выполнения своих прямых обязанностей, состоящих в том, чтобы докапываться до истины. Точно так же будут вести себя остальные персонажи, словно не желающие знать, что же на самом деле произошло на балконе.
Мир по-прежнему ядовит и пропитан сарказмом
Все разворачивается по извращенному, изощренному, типично озоновскому сценарию, где каждое слово, каждый штрих сцеплены с остальными и действие движется согласно этой жесткой конструкции, но итог оказывается убийственно парадоксальным. Фильм кончается эпилогом: мы видим персонажей десять лет спустя после разыгравшихся событий. Венсан прочно встал на дорожку честной жизни, Мишель вступила в пору поздней осени; и главное, вырос в молодого красавца и умницу Лукас. Все почти идеально, но для того, чтобы воцарилась гармония, оказалась необходима жертва, которую принесли, надо признать, без особенных сожалений.

Возможно, некоторые люди обречены безвременно покинуть этот мир, и не надо им мешать (если нельзя помочь). Вывод звучит провокационно, но мы ведь не забыли еще ранние эпатирующие работы Франсуа Озона. К ним в России сложилось особое благодарное отношение: они сыграли важную роль в раскрепощении кинопроката от моральных табу. Но если в тех ранних работах режиссер бравировал токсичностью своего художественного мира, теперь акценты заметно сместились. Мир по-прежнему ядовит и пропитан сарказмом.
Озон не упустил ни одной заметной французской актрисы. Каждой дал по коронной роли
Выясняется, что образцовая бабка, как и ее подруга, — бывшие проститутки, а вчерашний зэк, от которого ждешь гадости, оказывается чуть ли не лучшим из людей. При этом злой провокатор Озон эволюционировал в гуманиста: ностальгирует по семейным ценностям (хоть и своеобразно понятым) и буквально идет по стопам позднего Педро Альмодовара. Недаром оба снимают кино про эвтаназию, болезни и старость.
Свобода, равенство, сестринство — «Мое преступление» Франсуа Озона
У Озона, как и у испанского коллеги, в распоряжении эффективный арсенал подручных средств. Отметим в меру сентиментальную, оттеняющую хитроумие замысла музыку Евгения и Саши Гальпериных и, конечно, исполнительниц ролей двух бывших секс-работниц на заслуженном отдыхе. Это Элен Венсан, актриса кино и сцены, вдова знаменитого театрального режиссера Жан-Пьера Венсана, и всю жизнь выступавшая в амплуа эксцентричной клоунессы Жозиан Баласко. Начав с Даниэль Дарьё, Шарлотты Рэмплинг, Катрин Денёв и Изабель Юппер, кажется, Озон не упустил ни одной заметной французской актрисы. Каждой дал по коронной роли. Впрочем, и мужчинам в этом фильме о сильных женщинах находится скромное, но законное место.

Искусное маневрирование между стилями, жанрами, модами и эпохами отличает зрелый почерк режиссера, стоящего на пороге шестидесятилетия. Фильм выходит в России под названием «Что случилось осенью»: зритель вправе ждать сюжета, истории, событий. Все это есть, но словно растворено в мягкой и влажной осенней атмосфере — с опадающими листьями, облачками тумана и отблесками костра. Картина, проведя нас через лабиринт скалькулированной, полудетективной интриги, возвращает в конце концов к своему оригинальному (хоть и не слишком оригинальному — в другом смысле слова) элегическому названию: «Когда приходит осень».
Читайте также
-
После бабушки — «Настоящая боль» Джесси Айзенберга
-
Голову рекою обернуть — «Моди» Джонни Деппа
-
Большая маленькая Джесси — «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе
-
Под небом голубым был город золотой — «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы
-
Не доедут до конца — «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»
-
Роттердам-2025: Движение вниз — «На этой земле» Ренаты Джало