Фильм

Преступление, которого никто не заметил — «Что случилось осенью» Франсуа Озона

В прокате «Ленфильма» —  новый фильма Франсуа Озона. О работе, в которой традиционно токсичный автор разбирается с ядовитыми героями и грибами, рассказывает Андрей Плахов.

«Что случилось осенью». Реж. Франсуа Озон. 2024

Что обещает фильм про образцовую бабулю, мастерицу приготовления пирогов и заварных кремов, в чей деревенский дом живущая в Париже дочь привозит и оставляет на каникулы внука? Ничего хоть сколько-нибудь волнующего, хотя постер фильма с грибами крупным планом наводит на шальную мысль о преступлении, без которого редко обходятся работы Франсуа Озона. На экране грибы тоже есть, преступление то ли есть, то ли случится где-то совсем рядом, и совы не то, чем кажутся.

Поначалу этих сов две — сердобольная старушка Мишель (Элен Венсан) и ее более вздорная подруга Мари-Клод (Жозиан Баласко): они живут по соседству, вместе ходят в лес за грибами и помогают друг дружке справляться с переживаниями по поводу их проблемных детей. Совята и впрямь непутевые. Валери (Людивин Санье), дочь Мишель — истеричка в процессе развода с мужем и не в ладах с собой. Венсан (Пьер Лоттен), сын Мари-Клод — в тюрьме, где его навещают мать со своей подругой. У Мишель хватает душевных сил, чтобы поддерживать соседку и возить ее на тюремные свидания; меж тем она с трепетом ждет визита эмоционально нестабильной дочери с одиннадцатилетним внуком Лукасом.

Все разворачивается по извращенному, изощренному, типично озоновскому сценарию

Всю эту диспозицию персонажей, их характеров и отношений Озон мастерски разворачивает в энергичной экспозиции всего за несколько минут экранного времени. Завязка истории происходит за обеденным столом, который Мишель приготовила с максимальным тщанием. И ее ли вина, что именно дочке попался ядовитый гриб, едва не унеся ее на тот свет, не успела Валери намекнуть, что не против была бы получить загородный дом родительницы в свое распоряжение. Наблюдается первый отход от бытовой драмы: дочь подозревает злой умысел мамаши, а та с ужасом признается себе и врачу, что и впрямь таит нечто подобное в подсознании. Или ей это мерещится на нервной почве?

«Что случилось осенью». Реж. Франсуа Озон. 2024

Тут уже недалеко до кульминации: смертельное падение с балкона парижской квартиры Валери — привет «Анатомии падения», последней гордости французского кино. И здесь грядет расследование, только беременная полицейская ищейка (София Гийемин) как-то странно будет уклоняться от выполнения своих прямых обязанностей, состоящих в том, чтобы докапываться до истины. Точно так же будут вести себя остальные персонажи, словно не желающие знать, что же на самом деле произошло на балконе.

Мир по-прежнему ядовит и пропитан сарказмом

Все разворачивается по извращенному, изощренному, типично озоновскому сценарию, где каждое слово, каждый штрих сцеплены с остальными и действие движется согласно этой жесткой конструкции, но итог оказывается убийственно парадоксальным. Фильм кончается эпилогом: мы видим персонажей десять лет спустя после разыгравшихся событий. Венсан прочно встал на дорожку честной жизни, Мишель вступила в пору поздней осени; и главное, вырос в молодого красавца и умницу Лукас. Все почти идеально, но для того, чтобы воцарилась гармония, оказалась необходима жертва, которую принесли, надо признать, без особенных сожалений.

«Что случилось осенью». Реж. Франсуа Озон. 2024

Возможно, некоторые люди обречены безвременно покинуть этот мир, и не надо им мешать (если нельзя помочь). Вывод звучит провокационно, но мы ведь не забыли еще ранние эпатирующие работы Франсуа Озона. К ним в России сложилось особое благодарное отношение: они сыграли важную роль в раскрепощении кинопроката от моральных табу. Но если в тех ранних работах режиссер бравировал токсичностью своего художественного мира, теперь акценты заметно сместились. Мир по-прежнему ядовит и пропитан сарказмом.

Озон не упустил ни одной заметной французской актрисы. Каждой дал по коронной роли

Выясняется, что образцовая бабка, как и ее подруга, — бывшие проститутки, а вчерашний зэк, от которого ждешь гадости, оказывается чуть ли не лучшим из людей. При этом злой провокатор Озон эволюционировал в гуманиста: ностальгирует по семейным ценностям (хоть и своеобразно понятым) и буквально идет по стопам позднего Педро Альмодовара. Недаром оба снимают кино про эвтаназию, болезни и старость.

Свобода, равенство, сестринство — «Мое преступление» Франсуа Озона Свобода, равенство, сестринство — «Мое преступление» Франсуа Озона

У Озона, как и у испанского коллеги, в распоряжении эффективный арсенал подручных средств. Отметим в меру сентиментальную, оттеняющую хитроумие замысла музыку Евгения и Саши Гальпериных и, конечно, исполнительниц ролей двух бывших секс-работниц на заслуженном отдыхе. Это Элен Венсан, актриса кино и сцены, вдова знаменитого театрального режиссера Жан-Пьера Венсана, и всю жизнь выступавшая в амплуа эксцентричной клоунессы Жозиан Баласко. Начав с Даниэль Дарьё, Шарлотты Рэмплинг, Катрин Денёв и Изабель Юппер, кажется, Озон не упустил ни одной заметной французской актрисы. Каждой дал по коронной роли. Впрочем, и мужчинам в этом фильме о сильных женщинах находится скромное, но законное место.

Постер фильма «Что случилось осенью». Реж. Франсуа Озон. 2024

Искусное маневрирование между стилями, жанрами, модами и эпохами отличает зрелый почерк режиссера, стоящего на пороге шестидесятилетия. Фильм выходит в России под названием «Что случилось осенью»: зритель вправе ждать сюжета, истории, событий. Все это есть, но словно растворено в мягкой и влажной осенней атмосфере — с опадающими листьями, облачками тумана и отблесками костра. Картина, проведя нас через лабиринт скалькулированной, полудетективной интриги, возвращает в конце концов к своему оригинальному (хоть и не слишком оригинальному — в другом смысле слова) элегическому названию: «Когда приходит осень».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: