Евгению Марголиту — 70!
Сегодня исполняется 70 лет историку отечественного кино и большому писателю Евгению Яковлевичу Марголиту. К Любови Аркус, которая поздравляет любимого автора, присоединяется вся редакция «Сеанса». Ура Марголиту!
Иногда он подписывает свои письма ко мне или поздравления с разными праздниками так: «Твой православный раввинат».
И в этих словах таки много смысла, вы знаете?
Марголит — умный, наивный, зоркий, искрометный, глубокий, смиренный, неистовый, глубокий, смешной, печальный, любящий, любимый…
Никто, как он, не умеет петь еврейские песни.
Никто, как он, не умеет петь украинские песни.
Никто, как он, не умеет петь русские народные песни.
А также популярные советские.
Никто, как он, не умеет писать про никому сегодня ненужную историю советского кино.
Знают эту историю еще несколько человек, но писать про нее, как он, не может никто.
Гуру Факультета Ненужных Вещей, столь необходимый всем, для кого важна и нужна история этой нашей страны и история ее кино как неотъемлемая часть.
Любимый друг, любимый брат, любимый автор, с днем рождения, и чтобы ты был нам здоров!
Сегодня, когда мэтру исполняется 70 лет (это смешно, потому что на самом деле он больший ребенок, нежели нынешние юноши — «Сеанс» напоминает читателям о некоторых важных его работах:
Евгений Марголит о Леониде Гайдае
Узкий круг бытовых проблем
«Да, изменился общественный строй, быт, идеология, экономика, дензнаки, лозунги, улицы, дома, продукты и одежда. Человек — остался. Герой времени Гайдая, он же герой нашего времени. А потому вопрос о причинах неувядающей популярности режиссера следует признать праздным». Читать дальше
Евгений Марголит об Алексее Германе и фильме «Хрусталев, машину!»
Не по той логике
«Герои «Лапшина…» были счастливые люди — счастливые блаженным неведением насчет степени своей обреченности. Но и это сомнительное счастье отнято у персонажей «Хрусталева….» Метод ведения повествования в этих двух фильмах разнится тем же, чем конец 1935 г. отличен от начала 1953 г. В последнем случае суть эпохи сконцентрирована до такой степени, что воздух обжигает легкие. Авторский метод — до такой степени, что начинает отрицать сам себя. Традиционный способ ведения рассказа — кто куда пошел и что из этого вышло — уже не срабатывает, выглядит в этой исторической ситуации дурной традиционной условностью, и служебные фабульные связки просто опускаются за ненадобностью, ибо отсутствие нормального хода жизни открывается уже не только автору — но и его героям». Читать дальше
Евгений Марголит о «Путевке в жизнь»
«Свой! В натуре!»
«Что же привлекло Сталина в «Путевке»? Уж не любовь ли к блатному фольклору? Леонид Утесов уже на склоне лет вспоминал, как вождь, приглашая его на концерты в Кремле, частенько требовал спеть «Гоп со смыком» или «С одесского кичмана», к тому времени Главреперткомом к публичному исполнению категорически запрещенные? (Кстати, именно та же страсть к блатным песням у Брежнева, рассказывают, спасла если не от полного запрета, то от третьей категории «Калину красную».) Дрогнуло сердце у товарища Сталина, как и у товарища Синицына? Во всяком случае, близость их реакций бросается в глаза, не так ли?» Читать дальше
Евгений Марголит о Лениниане
Ленин. Спасибо, что живой
«Как киноперсонаж вошел Ленин в анекдоты — отсюда и партнерами его в серии стали лишь те, кто задействован в канонических фильмах: Надежда Крупская, Феликс Дзержинский, Максим Горький, Яков Свердлов. Исключением кажется Лев Троцкий — но он фигурировал в анекдотах с определением «проститутка», смачно прилепливаемым Зиновьеву и Каменеву в «Ленине в Октябре». Самое же главное свидетельство кинематографического происхождения этих анекдотов — абсолютная карнавальность героя (равно как Чапаева с Петькой и Штирлица)». Читать дальше
Евгений Марголит о «Первороссиянах»
«Первороссияне»: контекст кинопроцесса
«Противостояние идей оборачивается в действительности противостоянием наличия идеи — ее отсутствию. В конечном счете — противостоянием веры безверию. Суть — в наличии веры как таковой». Читать дальше
Евгений Марголит о «Свободном плавании»
«…И нет в творении творца…»
«Пока смотрел «Свободное плавание», всплыла фраза: «Если мир ограничить квадратом асфальта, главным событием в нем будет трепыхание клочка бумаги». Вот занятная штука память: 40 лет назад прочитано, а — помню». Читать дальше
Евгений Марголит о сюжетах в советском кино
Право на сюжет
«Советское кино всегда было настолько же богато лицами, насколько бедно сюжетами. Впрочем, не в обычаях ли это нашей культуры, где сюжет обрушивается на человека всегда извне и в этом смысле историчен, ибо принадлежит силе надличностной? Сюжет и история у нас недаром синонимичны. Попасть в историю — в этом выражении последнее слово окрашено чаше всего в негативные цвета. Сюжет подобен стихийному бедствию для человека, живущего обыденной, бессобытийной жизнью. Сюжет вырывает этого человека из привычных связей, ничего хорошего не суля». Читать дальше
Читать Евгения Марголита в «Сеансе» можно здесь.
Рекомендуем также посетить его авторскую страницу на портале «Чапаев».
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева