Сеанс-дайджест №139
Спайк Ли вспоминает Чедвика Боузмана. — ЛГБТ и хоррор. — Джейсон Блум 1940-х. — Джуд Лоу копает. — Аарон Соркин продолжает прошлые работы. — Беларусь в «Кайе». — Что посмотреть у Дона Сигела кроме «Грязного Гарри»? — Маргерит Дюрас о «Песни Индии». — Стивен Кинг смотрит ТНТ. — Авангард без регистрации и смс.
14 октября в Петербурге начнется обновленный кинофестиваль научно-популярных фильмов «Мир знаний». Загляните, там много интересного. Один из гвоздей программы — документальный фильм про Грету Тунберг. О жизнеописании юной экоактивистки рассказывает Ксения Рождественская в «Коммерсантъ Weekend»
Научно-популярными могут быть и народные комедии. По крайней мере, их авторы имеют право так утверждать. Алена Солнцева на «КиноПоиске» размышляет, как на создателя «Особенностей национальной охоты» Александра Рогожкина повлияла подработка на «Леннаучфильме».
Позже он объяснял: «Я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике».
Cinephilia&Beyond вспоминает забавный неонуар Дона Сигела «Чарли Варрик», где Уолтер Маттау грабит банки и скрывается от очень неприятного господина. Фильм отличный, посмотрите на досуге. Кроме того, знаменитая реплика про «клещи и паяльник» была взята Квентином Тарантино в «Криминальное чтиво» именно отсюда.
Sight&Sound опубликовал архивное интервью, в котором Маргерит Дюрас рассказывает о «Песни Индии» — шедевре с недавно почившим Майклом Лонсдэйлом в одной из главных ролей.
«Искусство кино» запустило свой подкаст. В первом выпуске Антон Долин и Станислав Дединский обсуждают кинематограф Алексея Германа-младшего, у которого скоро должен был выйти новый фильм, но, к сожалению, пандемия сорвала производственные планы. Надеемся, все можно наверстать.
RussoRosso распахивает шкафы. Где только не прятались ЛГБТ-персонажи за всю историю хоррора!
Да, «Бабадук». Вскоре после того, как пользователи тамблера распространили мемы с монстром-геем, Бабадук внезапно стал иконой ЛГБТ-сообщества. Он носит стильные вещи, склонен к драматизации, живет в шкафу и пытается стать видимым в своей «семье». И хотя все начиналось как самокритичная шутка, СМИ тут же отреагировали на популярный мем и начали публиковать аналитические статьи. Возможно, Бабадук стал первым монстром, чья неочевидная квирность была признана обществом.
«Перемотка» теперь выпускает по материалу в неделю (ну, почти). Например, отличный рассказ про Вэла Льютона — легендарного продюсера, сделавшего на базе RKO Pictures ряд знаковых хорроров 1940-х («Люди кошки», «Корабль-призрак», «Я гуляла с зомби» и т.д.).
За диковатой вывеской «Люди-кошки» притаилась трагическая мелодрама о любовном треугольнике и страхе близости, но студийных начальников интересовала не эта коллизия, а то, что фильм за 135 тысяч принес кассу в 4 миллиона (но это неточно; все оценки, впрочем, сходятся в том, что фильм был прибыльным).
Дайджест внутри дайджеста. Авторы Cineticle говорят о любимых видеоэссе Марка Раппопорта и даже сравнивают плодовитого киноведа-монтажера с Годаром (впрочем, почему бы и нет?).
Для тех, у кого никогда нет времени, The Guardian составил десятку очень разнородных (но предельно увлекательных) объектов киноискусства, идущих не дольше 90 минут. Редкий список, где «Кабинет доктора Калигари» соседствует с «Книгой джунглей».
На редкость сдержанное интервью со Спайком Ли опубликовано в Variety. Он ругает правительство Нью-Йорка, вспоминает любимую бабушку, давшую ему денег на первый фильм «Ей это нужно позарез» и признается, что не в восторге от своего прозвища «Негродамус» (еще бы). Самое трогательное здесь — воспоминания об актере Чедвике Боузмане, снявшемся в его «Пятеро одной крови». Пересматривать картину ему теперь нелегко.
Там был божественный свет. Мы никак не могли найти нужное освещение. Помните ту сцену, где Делрой рассказывает на камеру о своем разговоре с Богом? И вот мы вдруг находим нужный свет. Прямо под ним стоит Чедвик, в этом свете, в этой позе. Бог был там, наверху.
«Третий день» — британский вояж в фолк-хоррор
Авторы сериала «Третий день» зашли на территорию Джеймса Беннинга. Говорят, где-то под конец трансляции Джуд Лоу начинает копать.
На обложке октябрьского номера «Кайе» — великий документалист Фредерик Уайзмен. Внутри: Майкл Манн, Марио Бава, Пьер Паоло Пазолини и заметка Пьера Леона про творчество Никиты Лаврецкого, нашего белорусского товарища.
В Америке все готовятся к выборам. Классик авангарда Кен Джейкобс выложил у себя на vimeo-канале пространный 6-часовой комментарий к американской истории — четырехсерийный фильм «Смертельно-звездно-полосатый» (Star-spangled to Death). Картина была сделана в 2004 году, но сейчас перед выборами, в которых может снова победить Трамп, выглядит озлобленно-актуально.
Синематека Сан-Франциско выложила в свободный доступ (и в отличном качестве!) десятку американских авангардных фильмов разных лет. Йоко Оно соседствует с Брюсом Бейлли и современными авторами экспериментального кино.
«Эпидемия» и ликвидация
Стивену Кингу понравилась «Эпидемия» Павла Костомарова (на Netflix сериал обзавелся красивым постером и названием To The Lake).
Аарон Соркин собрал весь каст своего легендарного сериала «Западное крыло» (видимо, будет битва с «Боратом»). Состоявшийся на сцене реюнион покажут на HBO Max 15 октября. Кроме того, Соркин подумывает написать сиквел «Социальной сети», но только если Дэвид Финчер сядет в режиссерское кресло. Режиссера об этом пока еще не спросили.
Сам же Финчер переснимает «Гражданина Кейна» по сценарию своего отца, погрузившегося в биографию Германа Манкевича, автора сценария шедевра Орсона Уэллса.