Внутри нетленка — «Глубже!» Михаила Сегала
В прокат выходит комедия высоких смыслов и низких истин, снятая Михаилом Сегалом, в которой Александр Паль снимает порно с Любовью Аксеновой, пока Антон Лапенко ставит Чехова на главной сцене страны. О фильме рассказывает Павел Пугачев.
Чем только не занимаются выпускники режиссерских факультетов. Роман Петрович (Александр Паль) вот ставит Чехова (а точнее, что-то вроде Чехова) в солидном московском театре (а точнее, Главном Театре Страны). Без модных излишеств, с мхатовскими паузами и мизансценой из рекламы бытовой техники. С труппой у него отношения вполне сносные, но руководство отправляет занудного апологета метода Станиславского погулять куда-нибудь дальше вешалки. Место главрежа занимает амбициозный и перспективный Хачатрян (Антон Лапенко), устраивающий такую постдраматическую ахинею, что никаким резонансным театральным критикам и не снилось. Публике и начальству все нравится, но Роман Петрович остается без работы. Во всех столичных театрах теперь один сплошной Хачатрян.
К счастью, фильм не исчерпывается анекдотом про режиссера русского психологического театра, решившегося поставить порнуху.
Вовремя подвернувшийся университетский приятель предлагает безработному коллеге одну халтуру — поставить видеоролик. Оператор есть, актеры тоже, а сценарий умещается на одной странице: приходит к девушке сантехник и узнает, что все течет. Немного подумав, Роман Петрович соглашается. К делу он подходит со всей ответственностью, гуглит необходимые подробности — порнуха, так порнуха! метод так метод! Сидящая в телефоне девушка (Любовь Аксенова) и немногословный качок (Олег Гаас) вскоре становятся его верными творческими соратниками и производят революцию в порноиндустрии, пытаясь снимать хардкор глубже; «глубокое порно» набирает популярность по всему миру.
Больнее и точнее всего автор бьет по себе и сформировавшей его «высокой» культуре.
К счастью, фильм не исчерпывается анекдотом про режиссера русского психологического театра, решившегося поставить порнуху. Что происходит дальше, пожалуй лучше не рассказывать. Сегал — выдумщик, балагур, умеющий смешно подать не самую остроумную шутку и удивлять. Зритель обязательно вспомнит дебютные «Рассказы», с выхода которых прошло почти десятилетие. «Глубже!» тоже легко разбираются на скетчи, весь фильм — череда спринтерских дистанций, которые Сегал складывает в марафон — высказывание чуть ли не о национальном характере. С каждым новым сюжетным витком повествования уровень абсурдности происходящего повышается, под конец достигая поистине монтипайтоновских масштабов. С оттенком «Нового Одеона» и «Внутри Лапенко». Поневоле ловишь себя на мысли, что всех героев тут с легкостью бы исполнили Антон Лапенко, ну или Дмитрий Харатьян с Александром Панкратовым-Черным, кому кто ближе. Впрочем, на тех, кто в кадре, жаловаться грех: с Любовью Аксеновой каждое кино становится чуточку лучше, а после сцены с пенсне и накладной бородкой хочется надеяться, и Александр Паль когда-нибудь сыграет Чехова. Еще один скетч, из которого можно сделать фильм.
Правда, тех, кто будет искать в «Глубже!» ключи к актуальной действительности, фильм наверняка разочарует. Сегал говорит скорее на эзоповом языке — пинки в адрес современных российских реалий — самое уязвимое, что есть в картине. Больнее и точнее всего автор бьет по себе и сформировавшей его «высокой» культуре. Это самокритичное кино, убедительно показывающее, почему с жанровым кино у нас все так туго: среди причин и вечно актуальное противостояние высокого и низкого, и неизбежность связи с государственными структурами, и непременные поиски «смысла». Хотя понятно, что для начала надо хотя бы научиться снимать секс, а уже потом искать в нем глубину.