Стоп-кадр

Стоп-кадр: Алексей Цветков, «Легенды Риты»


«Легенды Риты» / «Тишина после выстрела». Реж. Фолькер Шлёндорф. 2000.

Была нужна эмблема для пропагандистского кинопаблика. У нас было нарисовано симпатизантами:

Кусок кинопленки с красными звездами вместо боковых дырочек.

— Это слишком по-советски, как военный самолет- истребитель, — сказал марксист А.

Кинокамера, из которой растут пятиконечные цветы, как из вазы.

— Слишком романтично, аллегорично, ретро в плохом смысле: не как стиль, а как привязанность, — сказал марксист B.

Супермен с советским гербом на груди.

— Обратное присвоение, у нас не про это, — сказал марксист С.

Больше марксистов не было, и мы решили, что наверняка найдем себе эмблему в одном из фильмов, которые собираемся всем навязывать.

— Что самое дидактичное, непристойно-иллюстративное и смешное бывает в фильме о левых? — спросил марксист А. Нужно искать там!

Быстро мы пришли к выводу, что ответ — стол, на котором разбросаны убеждения главного героя в виде говорящих вещей-цитат: книги, журналы, плакаты, рисунки, сувениры и другие носители скользкой идеологии. Чтобы не было скучно изучать, эту опись при обыске (а это скучно, как и всё, что перечисляют/описывают, а не показывают/делают видимым) обычно сопровождает зажигательная рок-музыка, готовящая зрителя к скорым авантюрным действиям.

— Где мы это видели? — спросил марксист А.

— В «Американской пасторали» — вспомнил марксист B — отвратительный фильм по Роту о том, что у тебя в итоге сгниет вся челюсть, если ты признаешь чистку зубов политикой. Левацкий самиздат на столе у дочери выглядит там как уже использованная туалетная бумага, а за кадром «Стоп чилдрен» [песня «For What It’s Worth» — примеч. ред.] от «Буффало Спрингфилд».

Никакой эмблемы мы там действительно не нашли. Ну не «Рампартс» же?

— Такое же место есть в «Американском папаше», — припомнил марксист С.

Как вам пора бы уже заметить, на наших собраниях все говорят по очереди: даже если им нечего сказать по теме, они должны озвучить это.

— Но это мульт! — возразил марксист А. — Он слишком узнаваем, как цитата, которую уже не выдашь за своё высказывание. Да и что там могло бы стать нужным нам лого? Мешок репы? Фотография школьника с Сарандон и Роббинсом? К тому же, там более советский коммунизм, это снова как с Суперменом.

— То же самое есть в стартовых титрах «Легенд Риты», — сказал марксист B, и мы сразу же увлеклись игрой в отгадывание. «Вива Мария!» на стене, Че Гевара, французская биография Хо Ши Мина, первая пластинка «Тон Штайне Шербен», детектив про оглушительное молчание мертвых, раскрытый «Конкрет», в который писала Майнхоф, стихи Брехта, смерть Онезорга на страницах «Шпигеля», барбудос, самодельный кальян, белоснежный бюст Маркса. К этому иконостасу начала 1970-х мы относились с доброй иронией и бессильной нежностью, как к семейному альбому в бархатной обложке.

Мы прочли все эти вещи, как чемпион статусного потребления читает уличную рекламу и ощущает себя в «своем» пространстве с постижимо-выносимыми правилами. Мы опознали практически всё, как добросовестные понятые, приглашенные на обыск. Единственное, что мы не смогли распознать — черно-белая газета с большим красным кругом в молочной пустоте.

— Выглядит как японский флаг, но не может быть японским флагом, — сказал марксист С.

Мы проголосовали за эту эмблему единогласно, осуществив лакановское forclusion — психотическое обнуление прежних прав на символизацию.

Искомый логотип — это всегда неопознаваемый элемент среди узнаваемых и вызывающих солидарность «своих» знаков.

Особое мнение высказал марксист А:

— Может это и не левацкое совсем? Там вон рядом «Шпигель» лежит, например, а это вообще незнамо что с «содержанием» и «датами».

— В конечном итоге, это всего лишь увеличенная красная точка в конце истории, которая стоит в самом начале фильма, — примирил всех с только что сделанным выбором марксист В.

Поступайте так же. Это станет красной таблеткой в вашей самотерапии. Красная таблетка настолько большая, что её не получится съесть одному. Поэтому она означает коллективное действие.

Так у нас появился визуальный пароль для «Синемарксизма». Логотип паблика о марксистском кино и марксизме в кино.

На следующий день мы запостили туда первый фильм и пошли на демонстрацию — раздавать синемарксистские карточки.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: