Рецензии

Пижамное кино — «Камон Камон» Майка Миллса

Не выезжая из города, можно отправиться в небольшое путешествие по американским городам и весям. До российских кинотеатров добрался «Камон Камон» Майка Миллса — калифорнийский родственник «Алисы в городах» с Хоакином Фениксом в главной роли. О фильме и его прикладных свойствах рассказывает Павел Пугачев.

«Камон Камон». Реж. Майк Миллс. 2021

Джонни (Хоакин Феникс) колесит по Америке, записывая интервью с детьми для одного радиопроекта. Ребята говорят хорошие и важные вещи об экологии, равноправии и умении договариваться, но на душе у Джонни отчего-то кошки скребут. Загрустив в гостиничном номере, он созванивается с сестрой Вив (Габи Хоффман). Им есть что обсудить: сиблинги несколько лет не общались после смерти тяжело и долго болевшей матери. Теперь же помощь нужна самой Вив: надо присмотреть за ее девятилетним сыном Джесси (Вуди Норман), пока она сама присмотрит за своим мужем (Скут МакНэйри), страдающим тяжелой формой биполярного расстройства и ожидающим госпитализации.

«Камон Камон». Реж. Майк Миллс. 2021

Оставшись наедине с племянником, Джонни то ли в шутку, то ли всерьез предлагает махнуть из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, мама только вяло ворчит, и вот они срываются в психотерапевтическую одиссею. Старший учится выражать свои эмоции, младший — яснее их формулировать, оба — слушать себя и других.

Оттенки печали на лице Хоакина Феникса рассматривать можно бесконечно.

Это принципиально не драматичное кино о переживании драматичных событий. Миллс избегает обострения конфликтов даже там, где оно напрашивается. В таком лавировании есть и что-то изящное, и что-то раздражающее: герои сплошь и рядом хорошие, чуткие и умные люди, способные встать на место другого человека и подобрать правильные слова в нужный момент. Даже если они ошибаются, повышают голос на другого, чем-то обижают, то тут же приносят извинения и признают свою неправоту. В каком-то смысле «Камон Камон» — иллюстрированное пособие по общению с детьми и людьми вообще. Герой Хоакина Феникса читает популярную литературу по психологии и, чтобы зритель не ставил фильм на паузу, рассматривая обложки книг, в центре экрана появляются их названия. Не хватает разве что гиперссылок на соответствующие страницы онлайн-магазинов (это было бы удобно для показов на стрим-сервисах).

«Камон Камон». Реж. Майк Миллс. 2021
«Камон Камон» никуда не призывает бежать, но просится в объятия.

Очень домашнее кино, уютное, умиротворяющее, помогающее от бессонницы. Что, может, и несколько утомительно, но по-человечески понятно и мудро. Не кино, а набор примеров для подражания. Но посмотреть есть на что. За благостной интонацией социальной рекламы (особенно усиливающейся во вроде бы документальных и необъяснимо приторных эпизодах интервью) скрывается довольно печальная история о столкновении с неизбежным. Что делать, когда в текущем моменте поменять ничего нельзя? Разве что немного изменить себя и приложить усилия, чтобы будущее было хоть капельку лучше, хотя бы у детей. Здесь ребенку говорят: «Ты лучше своего отца, поскольку лучше выражаешь свои эмоции». Не поспоришь.

Редкие эмоциональные всплески — лучшие моменты фильма. Когда дядя с племянником дурачатся под песню группы Wire или выходят в лес, чтобы вдоволь прокричаться и признать, что у них не все в порядке, понимаешь, что на самом-то деле с ними все более чем нормально. Идеальные люди, почти живые и кроме того, очевидно, в полной мере представители «золотого миллиарда».

«Камон Камон». Реж. Майк Миллс. 2021

Довольно умозрительную драматургическую конструкцию оживляют прекрасные актерские работы. Оттенки печали на лице Хоакина Феникса рассматривать можно бесконечно. Взрослые здесь как дети, а ребенок — взрослее многих взрослых. «Камон Камон» не боится тавтологии. Поэтому и без того умиротворяющий фильм снят нежнейшей камерой Робби Райана, а озвучен укутывающей в плед музыкой братьев Десснер из группы The National, для которой режиссер Майк Миллс снимал столь же милые клипы. Тут все сколь предсказуемо, столь и уместно (хотя в деталях фильм может показаться интереснее, чем в целом).

«Камон Камон» никуда не призывает бежать, но просится в объятия. Вроде бы прямой наследник «Алисы в городах», и в то же время полная его противоположность. Если герои Вендерса, да и практически любого другого роуд-муви, находят себя в пути (зачастую забывая при этом причину поездки), то герои Миллса приходят в себя, только остановившись и замолчав. Поездить и поговорить еще будет время, успеется.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: