Пижамное кино — «Камон Камон» Майка Миллса
Не выезжая из города, можно отправиться в небольшое путешествие по американским городам и весям. До российских кинотеатров добрался «Камон Камон» Майка Миллса — калифорнийский родственник «Алисы в городах» с Хоакином Фениксом в главной роли. О фильме и его прикладных свойствах рассказывает Павел Пугачев.
Джонни (Хоакин Феникс) колесит по Америке, записывая интервью с детьми для одного радиопроекта. Ребята говорят хорошие и важные вещи об экологии, равноправии и умении договариваться, но на душе у Джонни отчего-то кошки скребут. Загрустив в гостиничном номере, он созванивается с сестрой Вив (Габи Хоффман). Им есть что обсудить: сиблинги несколько лет не общались после смерти тяжело и долго болевшей матери. Теперь же помощь нужна самой Вив: надо присмотреть за ее девятилетним сыном Джесси (Вуди Норман), пока она сама присмотрит за своим мужем (Скут МакНэйри), страдающим тяжелой формой биполярного расстройства и ожидающим госпитализации.
Оставшись наедине с племянником, Джонни то ли в шутку, то ли всерьез предлагает махнуть из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, мама только вяло ворчит, и вот они срываются в психотерапевтическую одиссею. Старший учится выражать свои эмоции, младший — яснее их формулировать, оба — слушать себя и других.
Оттенки печали на лице Хоакина Феникса рассматривать можно бесконечно.
Это принципиально не драматичное кино о переживании драматичных событий. Миллс избегает обострения конфликтов даже там, где оно напрашивается. В таком лавировании есть и что-то изящное, и что-то раздражающее: герои сплошь и рядом хорошие, чуткие и умные люди, способные встать на место другого человека и подобрать правильные слова в нужный момент. Даже если они ошибаются, повышают голос на другого, чем-то обижают, то тут же приносят извинения и признают свою неправоту. В каком-то смысле «Камон Камон» — иллюстрированное пособие по общению с детьми и людьми вообще. Герой Хоакина Феникса читает популярную литературу по психологии и, чтобы зритель не ставил фильм на паузу, рассматривая обложки книг, в центре экрана появляются их названия. Не хватает разве что гиперссылок на соответствующие страницы онлайн-магазинов (это было бы удобно для показов на стрим-сервисах).
«Камон Камон» никуда не призывает бежать, но просится в объятия.
Очень домашнее кино, уютное, умиротворяющее, помогающее от бессонницы. Что, может, и несколько утомительно, но по-человечески понятно и мудро. Не кино, а набор примеров для подражания. Но посмотреть есть на что. За благостной интонацией социальной рекламы (особенно усиливающейся во вроде бы документальных и необъяснимо приторных эпизодах интервью) скрывается довольно печальная история о столкновении с неизбежным. Что делать, когда в текущем моменте поменять ничего нельзя? Разве что немного изменить себя и приложить усилия, чтобы будущее было хоть капельку лучше, хотя бы у детей. Здесь ребенку говорят: «Ты лучше своего отца, поскольку лучше выражаешь свои эмоции». Не поспоришь.
Редкие эмоциональные всплески — лучшие моменты фильма. Когда дядя с племянником дурачатся под песню группы Wire или выходят в лес, чтобы вдоволь прокричаться и признать, что у них не все в порядке, понимаешь, что на самом-то деле с ними все более чем нормально. Идеальные люди, почти живые и кроме того, очевидно, в полной мере представители «золотого миллиарда».
Довольно умозрительную драматургическую конструкцию оживляют прекрасные актерские работы. Оттенки печали на лице Хоакина Феникса рассматривать можно бесконечно. Взрослые здесь как дети, а ребенок — взрослее многих взрослых. «Камон Камон» не боится тавтологии. Поэтому и без того умиротворяющий фильм снят нежнейшей камерой Робби Райана, а озвучен укутывающей в плед музыкой братьев Десснер из группы The National, для которой режиссер Майк Миллс снимал столь же милые клипы. Тут все сколь предсказуемо, столь и уместно (хотя в деталях фильм может показаться интереснее, чем в целом).
«Камон Камон» никуда не призывает бежать, но просится в объятия. Вроде бы прямой наследник «Алисы в городах», и в то же время полная его противоположность. Если герои Вендерса, да и практически любого другого роуд-муви, находят себя в пути (зачастую забывая при этом причину поездки), то герои Миллса приходят в себя, только остановившись и замолчав. Поездить и поговорить еще будет время, успеется.