Что такое русский блокбастер?


Мировой блокбастер (МБ) — это фильм, мировые сборы которого по меньшей мере в 2,5 раза превышают бюджет (поскольку производитель получает не весь кассовый сбор, а примерно 40% бокс-офиса), притом прибыль составляет не менее $10 млн. К примеру, нет смысла считать блокбастером фильм, который стоил $500 тыс., а собрал $1,5 млн. А вот «Звездные войны» (бюджет — $113 млн., кассовые сборы — $692,7 млн.) или «Страсти Христовы» ($30 млн. — $611,9 млн.) — настоящие МБ. А «Ван Хельсинг» ($160 млн. — $300,2 млн.) — не МБ. И «Город грехов» ($40 млн. — $85,8 млн.) пока не набрал нужной кассы, чтобы считаться таковым.

С этой точки зрения, МБ у нас нет. Поэтому к слову «блокбастер» приходится приделать определение «российский» и предложить считать РБ фильм, собравший больше $8–10 млн. и давший производителям более $1 млн. прибыли. И если «Сибирский цирюльник» стоил $40 млн., а собрал меньше $10 млн., а «Побег» при стоимости в $3 млн. собрал $2,2 млн., это не блокбастеры, а блоканусы. РБ являются, если верить цифрам, лишь «Бой с тенью», «Личный номер» и «Турецкий гамбит». Два первых — «американские» боевики на русском материале. Третий — нечто вроде пеплума. Рассчитывать на мировой успех они вряд ли могут, так как чересчур стандартны, а все сценарно-режиссерские отклонения от канона пошли им во вред. Шансы стать мировым блокбастером имеет только «Ночной Дозор-2», если его сделают по-голливудски, не зарубив новую мифологию, которая имелась в «НД-1» и обеспечила ему всероссийский успех.

Мне кажется, что стать МБ могут «экшны» на темы русской научной фантастики и русской истории. Непременное условие успеха — верное сочетание глобального и самобытного, дабы зритель одновременно находился в состоянии узнавания и неузнавания того, что ему предъявляет экран. Перекос в сторону самобытности сделает фильм непонятным, перекос в сторону всеобщности сделает его эпигонским и излишним.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: