Кого сегодня спасают бурундуки — Новые «Чип и Дейл»
На недоступном в РФ Disney+ и нелегальных онлайн-платформах можно посмотреть «Чип и Дейл спешат на помощь» — полнометражную ревизию с детства знакомых приключений бурундуков-спасателей, на сей раз оказывающихся в «реальном» мире. О терапевтической роли этой картины рассказывает Юрий Михайлин.
Количество ребутов и сиквелов может говорить о затянувшемся кризисе идей и особенностях корпоративного устройства киноиндустрии (под хорошо знакомое старое денег дадут охотнее, чем под новый проект без сложившейся фанбазы), но для российского зрителя возвращение в привычные и любимые миры имеет дополнительное, терапевтическое значение — томительное ожидание «Матрицы» или «Человека-Паука» это и ожидание возможности вернуться во времена, когда многое было впереди и что-то еще можно было исправить. Новый «Чип и Дейл» вписывается в это русло, но, выйдя сейчас, попадает в мир, где взгляд в прошлое оказывается взглядом в другую вселенную. Посмотреть туда — волнующий и полезный опыт.
«Чип и Дейл спешат на помощь» был одним из первых (в паре с «Утиными историями») диснеевских мультсериалов, появившихся еще на советском телевидении в символичный момент — первый выпуск передачи «Уолт Дисней представляет» вышел 1 января 1991 года. В происходящее было невозможно поверить: накануне, 31 декабря, открылся первый в СССР Макдональдс; предыдущие несколько дней дети провели в возбужденном ожидании новогоднего праздника, ночью они получили подарки, а утром родители сказали, что «вечером по телевизору диснеевские мультики». Манящее, таинственное словосочетание обещало встречу с чем-то по-настоящему чудесным.
Воскресный вечер стал временем, которого ждали всю неделю
Так и произошло: анимация Диснея была совершенно иной, и, несмотря на то, что по сравнению с полнометражными фильмами студии сериалы были средним продуктом и уступали по качеству многим советским мультфильмам, увиденное было настолько другим, что захватывало дух. Темы, сюжеты, образы, персонажи — все дышало чем-то новым, странным, свободным, было праздником и абсолютным счастьем. Это относилось и к рекламе внутри передачи, которая была окном в чудесный мир куклы Синди, маленьких пони, непостижимого Lego и прочего. Воскресный вечер стал временем, которого ждали всю неделю.
«Чип и Дейл» — овеществленная фантазия. Милые бурундучки, которые самим своим обликом и нравом согревали окружающий мир, делали его несравнимо более уютным и подходящим для ребенка. Их приключения позволяли выйти за рамки повседневности, рассказывали об изобретениях и роботах, о радостях дружбы и общей работы. А еще у них была очень запоминающаяся песня: «Слиш-ком час-то беда стучится в двери…»
Чип, Дейл, Рокки, Вжик и Гаечка вернулись в конце мая и оказались нужны как никогда
Your diet is over — «Не смотрите наверх» Адама Маккея
За несколько дней до наступления 2022-го выросшие зрители «Чипа и Дейла» увидели «Не смотрите наверх». В отличие от другого фильма с ДиКаприо, «Титаника», тут почти никто не выжил. Вскоре пророчество фильма будто начало сбываться, вновь возникли и даже материализовались ассоциации с тонущим кораблем, а продолжение песни про бурундучков стало звучать как заклинание: «Лишь стоит только их позвать — друзей не надо долго ждать». Чип, Дейл, Рокки, Вжик и Гаечка вернулись в конце мая и оказались нужны как никогда.
«Чип и Дейл» похож на большую коробку с игрушками, которые вывалили на пол и смотрят, что с ними можно делать
Видя Чипа и Дейла, мы возвращаемся в свое детство, когда впервые встретились с ними. Заодно мы попадаем и в детство самих героев — история начинается с их знакомства в школе, первых приключений. Довольно быстро становится понятно, что настоящие Чип и Дейл живут в мире, отличающемся от мира сериала (они — актеры, которые в нем снимались). Это смещение дает полезную дистанцию: перед нами вроде те же герои, но другие, нам нужно заново их узнать и вообще обновить свое знание обо всем. Эффект «я снова ребенок и все узнаю заново» остается на протяжении всего просмотра.
Авторы фильма на время тоже становятся детьми и вспоминают, что анимация — это еще и очень увлекательная игра. «Чип и Дейл» похож на большую коробку с игрушками, которые вывалили на пол и смотрят, что с ними можно делать. Это и пересмотр возможностей разных типов анимации: тут и чуть «макаронное» движение персонажей черно-белых мультфильмов (которых было принято рисовать сверх гибкими, как бы лишенными суставов), и дискретное движение пластилиновых героев (скорее всего, смоделированное с помощью компьютера, но передающее особенности stop-motion-анимации очень точно), и куклы типа маппетов (которые, строго говоря, не являются анимацией, но прекрасно вписываются в детские миры), и смешное сочетание 2D и 3D героев (Дейл прошел CGI-хирургию). Обыгран даже неуклюжий motion capture «Полярного экспресса». Все это возвращает ощущение радости от восприятия анимационного движения, напоминает, что мультфильм — своего рода чудо.
Возвращение к началу есть и в самом приеме соединения анимации и игрового кино. Самые ранние опыты анимации были связаны с совмещением воображаемого и реального миров: «Комические фазы смешных лиц» (1906) Джеймса Стюарта Блэктона, «Фантасмагория или Кошмар Фантоша» (1908) Эмиля Рейно, «Динозавр Герти» (1914) Уинзора Маккея построены на диалоге автора и нарисованного героя. В 20-е и 30-е годы это направление продолжил Макс Флейшер (в «реальный мир» то и дело попадал Клоун Коко, а в нарисованный — например, джазовый певец Кэб Кэллоуэй), с этого же начинал Дисней (серия фильмов про Алису в Картунландии). Главными хитами, говорящими о единстве фантазийного и материального миров, стали «Кто подставил кролика Роджера» (1988) и «Космический джем» (1996). Вселенная «Чипа и Дейла» включает в себя этих героев: на одной из вечеринок Дейл танцует с Роджером, а в разговоре упоминается Лола Банни.
Решая отдельные проблемы, герои продолжают жить в мире, у которого кто-то украл будущее
Одна из самых эмоциональных и прекрасных сюжетных линий фильма — история зубастого Соника, основанная на реальных событиях. После выхода первого трейлера «Соника в кино» фанаты высмеяли внешность ежика, и студия приняла решение изменить дизайн персонажа — в итоге ему увеличили глаза и уменьшили количество зубов. Авторы «Чипа и Дейла» дали прежнему Сонику второй шанс: он развлекает публику в парке невостребованных актеров рядом с Дейлом и подсвечником из «Красавицы и Чудовища». Спасенным и воскрешенным оказывается всеми осмеянный, никому не нужный, «отмененный» персонаж, у которого, казалось, нет никаких шансов.
Мир «Чипа и Дейла» — мир инклюзивности здорового человека. Здесь совершенно естественно и органично уживаются абсолютно разные существа. В школе крошечным ученикам полагаются специальные парты, и никто о них не спотыкается. Маленькие живут в маленьких домах, вписанных в общую застройку улицы. Все приспособлено и предназначено для самых разных жителей. Люди и анимашки работают вместе, могут быть коллегами. Более того, герои самых разных видов могут заключать браки, у них рождаются дети. И прекрасно, что это становится предметом действительно смешных шуток. Инклюзивность показана как сама собой разумеющаяся норма жизни.
Оказавшись странным зеркалом сегодняшнего дня, «Чип и Дейл» дает силы и надежду дожить до лучших времен
Утверждая идею неразрывности сосуществования и взаимного влияния мира людей и мира образов, фильм в то же время описывает реальность, в которой новые образы не рождаются и в принципе не могут родиться — для них попросту не предусмотрено места. Это мир ребутов, в котором и «силы добра», и «силы зла» хотят лишь бесконечного возвращения на экран в бесчисленных комбинациях одного и того же. Тут все стали заложниками прошлого, а выход из сложных ситуаций ищут (и даже находят!) «в предыдущих сериях». Но выхода из замкнутого круга нет, и, решая отдельные проблемы, герои продолжают жить в мире, у которого кто-то украл будущее.
Возвращение в детство — это не попытка убежать от реальности. Важная часть сюжета построена на пересмотре главными героями своего прошлого. Эта ретроспекция вовлекает и зрителя, который невольно подключается к анализу и тоже оказывается перед вопросом: когда и как все пошло «не туда»?
Оказавшись странным зеркалом сегодняшнего дня, «Чип и Дейл» дает силы и надежду дожить до лучших времен. Чтобы хоть как-то приблизить их наступление, можно помириться со старым другом, повидаться со всеми, приложить общие усилия, чтобы спасти Рокки и Соника — делать хоть что-то и не унывать. А еще помнить себя ребенком, чтобы чувствовать, что будущее все же существует, даже если из сегодняшнего дня его и не разглядеть.