Успеть на Show US! — «Шеф Флинн» Камерона Йэтса
Сегодня завершается онлайн-фестиваль документального кино США «Show US!». Программу можно смотреть бесплатно, после регистрации. Особенно советуем не пропустить фильм «Шеф Флинн». Еще можно успеть!
Мэг МакГарри была кинорежиссером, затем она стала мамой, и съемки на длительное время пришлось перенести домой — героями ее хроники теперь стали дети. Однажды ее сын Флинн (он тогда был еще совсем мал) решил, что хочет быть шеф-поваром. Все началось как игра: Флинн готовил из любых продуктов, которые попадались под руку, сочинял самые разные рецепты, в том числе из несочетаемых ингредиентов, и любил, когда блюдо получалось красивым. Все съедобное, что было в доме, раскладывалось по кухне и превращалось в нечто новое. Мэг поддерживала увлечение Флинна и всякий раз покорно и долго мыла посуду и все поверхности.
Игра — не что-то детское и отдельное. Иногда это и есть жизнь.
Чуть позже Флинн узнал, что существуют рестораны — там еду подают в красивой обстановке. К игре подключилась сестра, затем почти все школьные друзья Флинна, которые стали ассистентами шефа и официантами, а дом превратился в ресторан, куда каждую неделю приходили гости. Флинн взрослел, блюда становились все совершеннее, и однажды его пригласили на небольшую стажировку в ресторан Eleven Madison Park.
В этом захватывающем, очаровательном, веселом и драматичном фильме поражает абсолютно все. Мы следим за происходящим частично глазами матери Флинна Мэг и вместе с ней удивляемся тому, как игра превратилась в самую реальную реальностью, став чуть ли не главным содержанием жизни семьи. Вместе с ней мы переживаем за Флинна, который шаг за шагом выходит в большой мир: сможет ли он наладить отношения со «взрослыми»? как они отнесутся к нему? как он справится со всем, что ежедневно будет его ранить?
Мэг — второй полноправный герой фильма. Она чувствует, что ее собственная жизнь будто исчезла, что ее место почти полностью заняла жизнь сына, которому она вынуждена помогать (с бухгалтерией, связями с ресторанами и прессой, да мало ли с чем еще). В какой-то момент она увидела, что сын страдает в школе. «Мне было невыносимо просиживать в школе по восемь часов в день. На уроках я рисовал разные блюда и не мог сосредоточиться на учебе». И она перевела его на домашнее обучение: «Странная вещь — школа. Отнимает очень много времени. Если исключить ее из жизни и позволить детям заниматься тем, что они хотят, их разум расцветает».
Одно из открытий фильма в том, что игра — не что-то детское и отдельное. Иногда это и есть жизнь. Флинн нигде специально не учился готовить и не проходил длинный путь по карьерной лестнице. В самом раннем возрасте он просто решил, что он — шеф-повар, и волшебным образом сразу же стал им. Поначалу его блюда могли выглядеть чуть диковато, но он посвящал своей страсти все свое время («Ему было интересно все нарезать, он много тренировался» — рассказывает Мэг) и достаточно быстро достиг значительного мастерства.
Но это не история про предзаданность, а, скорее, про любовь и свободу.
В фильме не существует момента когда игра перестает быть игрой. Флинн почти с самого начала мечтает открыть «настоящий» ресторан в Нью-Йорке, но и их домашний ресторан — для него настоящий. С расширением семейного дела появляется больше ответственности, но это не противоречит игре, ведь Флинн изначально очень ответственно относился к каждому блюду и клиенту. Возможно, игра для Флинна сразу была не совсем игрой. Или же, наоборот, осталась игрой и до сегодняшнего дня — работая во «взрослых» ресторанах, Флинн продолжает делать то, что больше всего любит, и его работе присущи детские легкость, изящество и артистизм.
На пути к своей мечте Флинн проходит множество препятствий. Это и сложности социализации, и необходимость руководить на кухне взрослыми людьми, и опасность неадекватного восприятия успеха и, может быть, самое сложное — внимание телешоу, которым совершенно не интересен Флинн, но необходим объект для называния «вундеркиндом». И еще ненависть в интернете. На протяжении всех испытаний Флинн получает колоссальную поддержку мамы, сестры и семьи — и это еще один важный сюжет фильма: несмотря на успех, семья смогла сохранить себя, а Флинн открыл свой собственный ресторан в центре Нью-Йорка.
Ближе к финалу вдруг оказывается, что зачинщиком игры могла стать сама Мэг. Оставив работу кинорежиссера, она не могла перестать быть режиссером и постоянно затевала всевозможные съемки и игры дома. Когда Флинну был примерно год и он возился с игрушечными тарелочками и яйцом, она начала снимать это на камеру и называть его шефом. «Я не могу избавиться от ощущения странности этой истории. Для меня в этом был какой-то сюжетный элемент: давайте устроим клуб ужинов, пойдем туда и сюда» — рассказывает Мэг. Но это не история про предзаданность, а, скорее, про любовь и свободу. Флинн считает: «Величайшая роль моей мамы была в том, чтобы позволить мне заниматься тем, чем мне хотелось».
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой