Канны

#Cannes2019 — Родригес и «Паразиты»

«Невероятное нашествие медведей на Сицилию» — милый мультфильм по знаменитой книжке Дино Буццати — сработало, как программа «Спокойной ночи, малыши». Проспал половину. Хотя он хороший. Потом был «Придет огонь» Оливера Лакса. Лакс, как мне подсказал добрый Борис Нелепо, уже дважды был в «Неделе критики». Карьера идет, и вот, значит, своего рода повышение — «Особый взгляд». Новый фильм — это такая сельскохозяйственная грусть из самого нетуристического (но перспективного) и экономически-сложного, но довольно живописного испанского региона Галисии. Главный герой Амадор возвращается, отсидев за поджог леса (точнее, целой горы), к старушке-матери. Вместе они едят яичницу, которую жарят на дровяной плите (рядом газовая, но ее не зажигают — дорого), гоняют коров по огрным лугам.

Оливер Лаше: «Все мы только инструменты» Оливер Лаше: «Все мы только инструменты»

Репутация Амадора трагически подмочена, ему не позавидуешь, но друг хочет пристроить его на работу — он перестраивает захиревшие деревенские хутора под нужды экотуризма. Перспектива туристов Амадора не радует, да и вообще его мало что веселит. Появившаяся в округе симпатичная ветеринарша воротит от него взгляд, мама охает, а коровы феноменально глупы. Вот такая печальная, хоть и красиво снятая история. Огонь, иди за мной.

Мастер-класс Роберта Родригеса был немного похож на проповедь. Он вышел на сцену очень аккуратный, с кожаной папочкой, в ковбойской шляпе и, кажется, очках для дальнозорких.

Тарантино, ожидаемо спровоцировал нешуточный ажиотаж на пресс-показах: выяснилось, что прессы намного больше, чем кажется, и часть розовых бейджев вообще не ходит ни на какие показы, делая исключение только для фильмов этого уважаемого режиссера. Спасибо им за это. Я же решил отложить знакомство с Шерон Тейт на следующий день и отправился в очередь к Роберту Родригесу, который приехал на «Двухнедельник режиссеров» с мастер-классом и фильмом Red 11. В дверях «Двухнедельника режиссеров» самый нежный каннский шмон — здесь нет рамок, и поэтому всех ощупывают крупные вежливые мужчины: если ходить сюда хотя бы на два сеанса в день, можно выполнить суточную норму по объятиям.

Мастер-класс Роберта Родригеса был немного похож на проповедь. Он вышел на сцену очень аккуратный, с кожаной папочкой, в ковбойской шляпе и, кажется, очках для дальнозорких. Много себя хвалил за фантазию и часто повторял: «Голь на выдумки хитра», — требуя радикального сокращения бюджетов (выдержки из мотивационных речей мы опубликуем в ближайшее время). Рассказав, как поставить свет всего двумя приборами, маэстро показал один из самых странных фильмов на Земле — учебно-биографическую драму-триллер Red 11. Снял он ее с сыном по имени Ребел (without a cause — that’s why) для образовательных целей в производственных перерывах «Алиты» и никогда не думал показывать кому-то кроме студентов — но позднее тщеславие сделало свое грязное дело: и вот фильм с французскими титрами в Каннах. К этой чуть больше чем на час работе прилагается двухчасовая документальная картина, в которой Родригес подробно поясняет, как снять фильм за пять золотых. Отчасти заливает, конечно, но факт — бюджет Red 11 меньше бюджета заставки его семейной студии Double R (заставка красивая). В общем, это было довольно поучительно: кино как искусство — тотальный обман и профанация, не ведитесь, если можете.

И, наконец, вечером в полупустом зале — «Паразиты» Пон Чжун Хо, которых показали публике, обездвиженной Тарантино. Многие бы от такого соседства полезли на стену, но «Паразиты» справляются более чем. Оценки критиков в основном превосходные, хотя я видел и тех, кто по отношению к картине, мягко говоря, сохраняет сдержанность. Уж очень она специфична в своем восточном юморе и насилии. Кажется, ещё хорошо бы быть в курсе корейской жизни. Хотя я вот не особенно в курсе, и ничего — в восторге.

«Паразиты» Пон Чжун Хо — глобальная Корея «Паразиты» Пон Чжун Хо — глобальная Корея

Главные герои «Паразитов» — жуликоватая и безработная семья, в чем-то схожая с прошлогодней семьёй из фильма Хирокадзу Корээда. Каннские фильмы вообще отлично рифмуются. У Пон Чжун Хо, правда, семейство связано родственными узами (из нынешнего конкурса в паре с корейцем — тишайший, антонимичный ему во всем Кен Лоуч). Постепенно нищая семейка под предводительством господина Кима втирается в большой, богатый дом корейских бизнес-нуворишей — сын с дочерью становятся репетиторами для хозяйских детей, отец — водителем, мать — экономкой. Дальше начинается такое, о чем нужно молчать в рецензиях. Пон Чжун Хо медленно разгоняется и, начав с комедии в духе Билли Уайлдера (ну, такого, очень жестокого Уайлдера), во второй половине фильма переходит в режим ангела-истребителя по социальным и политическим вопросам. Кроме того, трудно, скажем, не увидеть в «Паразитах» комментарий северо-корейской проблемы. Зал во время показа разве что не хрюкал от удовольствия: Пон Чжун Хо меняет жанры как перчатки, очень эффектно и очень музыкально монтирует, камера передвигается по немыслимым траекториям, а герои заходятся в кровожадном слэпстике. В общем, я счастлив, что «Провзгляд» купил фильм ещё до Канн и покажет уже летом.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: