Школа

Потому и нет его — «Балабанов. Колокольня. Реквием»

25 февраля в «Порядке слов» пройдет показ и обсуждение фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием» с режиссером Любовью Аркус. О создании этой очень личной картины, об открытых ранах и «проклятых поэтах» пишет Катя Трус.

Фильм Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием» (2022) ждал своего времени без малого десять лет — фактически, съёмки проходили в 2012–2013 годах. После работа остановилась, и всё отснятое упокоилось в недрах жёстких дисков. Почему? Алексей Октябринович Балабанов умер 18 мая 2013 года. Смерть «брата Алёши» стала для Любови Юрьевны невосполнимой утратой, открытой раной. Возможно ли в таком состоянии продолжать придумывать кино, смотреть и пересматривать вчерашние кадры, на которых А. О. ещё жив, где есть пусть маленькая, но надежда? Вряд ли. То, что не убило, покалечило, а жизнь потекла своим ходом и порядком. В ней неизменно присутствовал журнал «Сеанс» и только появившийся фонд «Антон тут рядом», с их будничными делами и фантастическими сверхзадачами. Но фильма про «брата Алёшу» среди них не было.

Поводом к возобновлению работы над картиной стала общественная полемика последних лет, где имя культового российского режиссёра кочует с одного знамени на другое, а реплики его персонажей попадают в чуждый им контекст. После февраля 2022 года цитаты из фильмов Балабанова про правду, родину и войну («Русские на войне своих не бросают», «Сила в правде», «За Севастополь ответите») стали появляться на брандмауэрах, билбордах, нашивках военной формы. Вырванные из художественных произведений, в которых звучали органично, они превратились в орудие агитации. Л. Ю. всегда с истовым желанием боролась за своих, рыцарски отстаивала близких. И прецедент с «Защитой Балабанова» уже однажды случался — в 2007 году в связи с фильмом «Груз 200». Тогда Л. Ю. защищала ещё живого Алёшу и его только что вышедший и не всеми понятый фильм. Сейчас она защищает его посмертно.

«Балабанов. Колокольня. Реквием». Реж. Любовь Аркус. 2022

«Балабанов. Колокольня. Реквием» — предельно личный режиссёрский взгляд: таким А. О. знали только самые близкие. Фильм напрочь лишён обобщений, стремления к объективности. Только тихая, очень родственная жизнь — за домашними просмотрами фильмов, в кругу друзей и детей, в совместных поездках. Эта близость отодвигает процесс съёмок документальной ленты о главном режиссёре страны на второй план. Первостепенно же — удержать момент, сохранить Балабанова живым хотя бы на экране. Огромное количество крупных и сверхкрупных планов — это попытка разгадать тайну, проникнуть внутрь какой-то загадочной, сложно устроенной материи, дойти до самой сути.

Это обоюдное движение человека к человеку: автора к герою и героя к автору

Большая часть действия происходит на съёмках последнего фильма А. О. «Я тоже хочу». На них он уже глубоко болен, но автор «Колокольни» не рассматривает процесс умирания, а показывает человека, переживающего страдания и то, как он с ними справляется. Перед нами физически немощный, переломанный Балабанов, посреди холода и бескрайнего снега, командует съёмками. Он не борется, но и не сдаётся. Сила духа побеждает бренную оболочку, и вот он снова сильный, деятельный и живой. Но «волшебство» заканчивается вместе со съёмочным днём и в гостиничный номер А. О. возвращается угрюмым, уставшим, в низко надвинутой на глаза шапке-ушанке.

Подобные преображения происходят в фильме несколько раз: полные нежности, и юмора сцены с детьми в зоопарке (— «Козёл добрый!» — говорит ребёнок. — «Не факт», — отвечает Балабанов); игра в шахматы с маленьким Мишей, внуком Л. Ю. (уверенное Балабановское: «Пока я с тобой, тебя никто не съест»); разговор на кухне, во время которого выясняется, что Достоевского и Чехова А. О. не любил, а Ремарка и Хемингуэя — наоборот; детское, задорное «Ослика я придумал!» во время просмотра своего первого большого фильма «Счастливые дни». Где ещё мы видели этого человека — мрачного, предельно закрытого, дающего односложные интервью в вечной своей тельняшке — таким? Пожалуй что нигде.

«Балабанов. Колокольня. Реквием». Реж. Любовь Аркус. 2022

Почему он позволял любопытной камере повсюду за ним следовать, почему не надавал оператору по рукам? Больше того, иногда даже сам режиссировал: чего стоит экскурсия А. О. по собственной квартире, с многочисленными родственниками, скрипучим паркетом, длинным коридором и картинами, картинами, картинами (жена Надежда Васильева и младший сын Пётр Балабанов — художники). Можно предположить, что любовь автора к своему герою, которая очевидна с первых минут фильма и без которой самой картины попросту бы не было, ответна. Что это обоюдное движение человека к человеку: автора к герою и героя к автору.

***

О своём видении Балабанова и постижении устройства его вселенной Любовь Аркус говорит во вступительном видео-эссе, где её очень узнаваемое письмо и интонация сопровождают кадры балабановских фильмов. Это не сухие киноведческие штудии, а размышления о духе времени. Умением говорить о жизни как о искусстве, а о искусстве как о жизни Л. Ю. владеет мастерски. Ученица Майи Иосифовны Туровской и Лидии Яковлевны Гинзбург, она унаследовала это редкое, сегодня почти уже невозможное, качество.

Он задавал главный «проклятый» вопрос — зачем жизнь, если в ней есть смерть?

Вступление к фильму о Балабанове состоит из такого же незримого вещества, как и её тексты о других великих режиссёрах: Алексее Германе, Александре Расторгуеве, Александре Сокурове. Оно формирует представление зрителя про автора, его героев и мире, который они населяют, помогает ориентироваться на местности, расставляет указатели, поясняет непонятое, разгадывает неразгаданное. Большой художественный и литературный вкус, зоркие наблюдения киноведа, особый угол зрения, эпистолярная, доверительная интонация делают вступление фильма самостоятельным произведением искусства. Именно здесь говорится о незаметной подмене «Сила — в правде» на «Правда — в силе», и том, что в центре картин Балабанова всегда был не герой-одиночка, но беззащитный маленький человек.

В фильме Л. Ю. нарекает Балабанова «проклятым поэтом». Согласно определению, которое в конце XIX века предложил французский поэт Поль Верлен, «проклятый поэт» — непонятый, гонимый, недооценённый гений. Не прекрасный и светлый искатель античного мира, а кипящий революционер, опрокидывающий устоявшиеся представления о поэзии. Он проклят лишь потому, что он поэт. Позже термин вышел за рамки литературы, стал нарицательным, применимым к представителям разных направлений искусства. «Проклятые поэты» отрицают буржуазный быт и буржуазные ценности, существуют на границе социума и социальных норм. Отсюда — установка на провокацию, увлечение эстетикой разрушения, увядания и смерти, духом загадочного и неизвестного, процессом узнавания жизни за пределами жизни. Ведь настоящее озарение может произойти только в каком-то специальном состоянии выхода за границы «я», в предельном существовании.

Всем игрушкам и важным вещам придётся сказать «прощай»

В фильме «Балабанов. Колокольня. Реквием» есть короткая сцена, в которой Любовь Аркус говорит с Балабановым о Кафке. «Каким же нужно быть больным, чтобы написать такую книжку!» — говорит Балабанов о «Превращении». «Быть больным» — обязательное условие создания чего-то принципиально нового в искусстве. В финале разговора они приходят к тому, что А. О. тоже «больной». В «Письмах ясновидца» Артюра Рембо, ещё одного «проклятого поэта», почти дословно звучит тоже самое: «Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым — и учёным из учёных! Ибо он достиг неведомого».

«Балабанов. Колокольня. Реквием». Реж. Любовь Аркус. 2022

О преодолении или нарушении установленных норм и правил как источнике сакрального писал Жорж Батай, ключевая фигура французской философии XX века. Он объяснял возникновение сакрального как результат деления общества на однородную и инородную, отверженную часть. Именно инородная часть общества, к которой относятся как поэты так и разбойники, является производителем энергии сакрального. Сакральное для Батая — это социальное ядро, которое при этом находится за пределами общества, а связанные с ним запреты можно и нужно преступать. Преступление — нарушение установленных табу — является сакральным актом, так как открывает человека той тотальности существования, которая проявляется в сакральном, позволяя ему прорываться в жизнь в виде некой «опасной силы». (Заметим, что по Батаю эту «опасную силу» впоследствии может взять на вооружение и власть).

В безлюдном храме нет священников, только горящие свечки посреди пустоты

А. О. тоже находился на границе между двумя мирами, противоположными и несовместимыми. Как и его герои, вечно балансирующие где-то между: Немец («Брат») — между памятью о предках и бесприютным, нищим существованием, Иоган («Про уродов и людей») — между садомазохистскими эротическими фантазиями и тоской по чистой любви, доктор Поляков («Морфий») — между адом провинциальной больницы и мягким наркотическим сном, Алексей («Груз 200») — между Городом Солнца и обречённостью позднего СССР, пятеро путешественников к Колокольне («Я тоже хочу») — между счастьем и несчастьем.

Балабанов был нашим проводником в потусторонний мир, его последний фильм — фантазия на тему «Сталкера». И о том, что связь с запредельным скоро прервётся, он намекал: в финале своего последнего сценария «Мой брат умер» Балабанов цитирует кусочек из «Соборян» любимого своего Лескова, где автор описывает разрушение Деевской староверческой часовни; на сороковой день после смерти А. О. рухнула и колокольня Благовещенской церкви в посёлке Шексна, та самая колокольня из «Я тоже хочу». Утрата важных, смыслообразующих «вертикалей» означает окончание нашего путешествия в потустороннее: больше нас некому туда водить.

«Балабанов. Колокольня. Реквием». Реж. Любовь Аркус. 2022

***

Балабанов был не согласен с устройством мира, с наличием в нём смерти, он задавал главный «проклятый» вопрос — зачем жизнь, если в ней есть смерть? В его последнем фильме «Я тоже хочу» смерть выглядит спасением. Те, кого забрала Колокольня — ушли с Богом, кого оставила — им покинуты. Его и самого не взяли, и он тихо умер у её подножья, кинорежиссёр, член Европейской киноакадемии. Круг замкнулся: в своём первом полнометражном фильме «Счастливые дни» Балабанов тоже себя хоронит — безымянный герой Виктора Сухорукова залезает в лодку, будто в гроб, закрывает крышку, а на простом карандашном рисунке возникает стрелочка с указанием: «Это я». «Ослика больше нет, ёжика больше нет, ничего нет», — мантра «Счастливых дней». Тогда А. О. был ещё молодым человеком, полным силы, с большим художественный замахом и замыслом. Откуда эти мысли о смерти, понимание собственной обречённости, нежелание жить, протест «проклятого поэта»?

«Зимы не будет, тебя он любит»

Диалог Балабанова с Богом начался задолго до «Счастливых дней». Когда А. О. было шесть лет, он написал текст, который называется «Рассказ»; он звучит в конце фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием». Любовь Аркус предоставляет последнее слово своему герою, как когда-то в финале другой её картины «Антон тут рядом» звучало сочинение Антона Харитонова. В «Рассказе» маленький автор впервые понял, что всё конечно — всем игрушкам и важным вещам придётся сказать «прощай», а мир детства останется далеко-далеко позади. Осознание конечности всего на свете потрясло Балабанова уже тогда. Много лет спустя, после Кармадонской трагедии, к нему добавится ещё один горький вопрос: почему «лучших» забирают так рано? В попытке найти не него ответ Балабанов крестится, находит своего духовного наставника отца Рафаила (в миру Сергей Симаков), но церкви как институту не доверяет. Не даром в фильме «Я тоже хочу» в безлюдном храме нет священников, только горящие свечки посреди пустоты и портал, отправляющий достойных прямо в Царствие небесное, в счастье.

«Балабанов. Колокольня. Реквием». Реж. Любовь Аркус. 2022

Финальная глава фильма с коротким и страшным названием «Горе» посвящена жене А. О. Наде. Стойкий солдатик, она была верным помощником и соратником своего гениального мужа, а сейчас осталась одна. «Не плачь, мир тает», — камлает за кадром шаманский голос Леонида Фёдорова, а она и не плачет. Надя режет сыр, снаряжает сына на учёбу, покупает продукты, ходит на работу. Но по всему видно, что совсем недавно рядом с ней было что-то большое, родное и главное, а сейчас на этом месте нет никого. «Зимы не будет, тебя он любит» — станет уговаривать её голос Леонида Фёдорова и тут Надя впервые заплачет, а кино кончится. «Вечером над разоренною молельной собирался народ, и их, и наш церковный, и все вместе много и горестно плакали и, на конец того, начали даже искать объятий и унии».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: