Высшие формы — «Привет, бабульник!» Натальи Мирзоян
Хоть мы уже подводим итоги «Высших форм», а премьеры продолжаются. Сегодня мы показываем новую чудесную работу Натальи Мирзоян «Привет, бабульник!». О любви к бабушкам, Петербургу и панк-року Юрию Михайлину рассказали режиссер и художник мультфильма.
Наталья Мирзоян
Дочка моего друга мультипликатора Андрея Бахурина Маша как-то раз пожаловалась, что взрослые закатили веселую новогоднюю вечеринку, а ее отправили к бабушке, и она отмечала Новый год в компании ее подруг. Я нарисовала картинку, где грустная девочка сидит за новогодним столом среди бабушек и назвала ее «Новый год со старушками».
Через некоторое время «Союзмультфильм» объявил о питчинге на фестивале в Суздале1. Проекта у меня не было, я заканчивала свой фильм «Пять минут до моря», очень устала, и, честно говоря, мне просто хотелось съездить на фестиваль, а питчинг был поводом. Я вспомнила про картинку, и что несколько людей мне говорили, что по ней можно было бы снять фильм. За неделю написала сценарий и нарисовала ещё несколько эскизов. В результате проект выиграл, и меня с фильмом запустил «Союзмультфильм».
1 Открытый российский фестиваль анимационного кино — примеч. ред.
Скелет истории сложился сразу, перед питчингом, но, конечно, потом все потихоньку обрастало деталями, как всегда и бывает: что-то я вспоминала, что-то видела. Девочку я в итоге сделала больше похожей внешне не на Машу, а на свою дочку Марику. И вообще в первую очередь делала фильм для нее, много ей показывала в процессе. А бабушек вокруг меня всегда было много — я поздний ребенок, маме уже 80 лет, и все застолья-бабульники мне очень знакомы. Большинство диалогов взяты из жизни.
Но не все можно взять из своего опыта. Когда я чувствовала, что не нахожу какую-то деталь в своей жизни, я спрашивала друзей. Например, у меня нет котов, и я попросила в Фейсбуке рассказать про них, желательно связанное с Новым годом. Так появился смешной гэг с дождиком.
Для всех детей самые главные люди — их бабушки.
Я хотела, чтобы фильм получился питерским по духу. Я живу в Петербурге, и эта история, как мне кажется, тоже оттуда. Прототипы — типичные питерские интеллигентные старушки. Мы пригласили на фильм пожилых питерских актрис. Мне очень помог с выбором Сергей Капков2. Лилиан Малкина, которая сейчас живет в Праге, специально для этой роли приехала в Петербург, о чем она очень мечтала. Для Татьяны Пилецкой, которой уже 92 года, это был первый опыт работы в озвучании мультфильма, и она отлично справилась, озвучила двух персонажей — бабушку Маши и Фаню.
2 Редактор фильма — примеч. ред.
Высшие формы — «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян
Я рада, что мне удалось поработать с художником Алисой Юфой (когда-то мы начинали другой проект, но тогда не сложилось). Алиса — очень питерский художник. Ее рисунки очень атмосферные и отлично передают ощущение пространства, среды. Мы прекрасно сработались — работать с Алисой легко и весело.
Многое в работе было для меня новым. Новая студия (до этого я делала все фильмы на студии «Петербург»). Очень командная работа. Обычно я предпочитаю делать фильмы в одиночестве, а тут и художник другой, и художественный руководитель Михаил Алдашин, который активно помогал в процессе, и редактор Сергей Капков, который придумал несколько хороших диалогов, переживал за фильм и поддерживал. Мне кажется, это хороший опыт.
Он сказал, что фильм про то, что мы все обречены, и остается только смеяться.
Было интересно работать с музыкой. Я очень люблю питерскую группу «Сказы леса», и мне показалось, что они классно подойдут для фильма — хотелось придать этой истории немного панковости. Специально к фильму написана только музыка в начале, тема в середине — тоже из «Сказов», но Андрей Фига3 специально переиграл ее. А с финалом было так. Фига написал песню. Отличную. Но она не вписалась — была уж слишком хороша и тянула на отдельный фильм. Я несколько раз переслушала альбомы «Сказов», и нашла нужную песню. Там есть еще один припев, но он, к сожалению, не влез.
3 Участник группы и композитор фильма — прим. ред.
Что касается ложек на носах у бабушек — мы играли в эту игру на фестивале «Крок» несколько лет назад, и мне показалось, что это сюда подходит.
На Суздальском фестивале 2020 фильму дали приз мэтров имени Александра Татарского, который присуждают Юрий Норштейн и Андрей Хржановский. Юрию Борисовичу фильм понравился. Он сказал, что фильм про то, что мы все обречены, и остается только смеяться. Я бы не смогла так емко выразить идею.
Алиса Юфа, художник
Когда Наташа Мирзоян предложила мне работать вместе с ней над «Бабульником», я сразу согласилась, хотя совсем ничего не понимаю в анимации. Наташа была уверена, что у меня получится, и ее уверенность передалась мне. «Бабульник» — мой первый опыт работы в этом искусстве, в обычной жизни я иллюстратор, но больших сложностей не было — работать с Наташей одно удовольствие, все получалось быстро и весело, вот только профессиональные термины иногда ставили в тупик.
Для всех детей самые главные люди — их бабушки. Именно об этом я думала, когда работала над фильмом.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой