Кино Азербайджана — Ретроспектива в «Иллюзионе»
С 7 по 15 февраля в Москве проходит первая масштабная ретроспектива кино Азербайджана. Копии фильмов предоставлены Госфильмофондом. Арт-директор кинотеатра «Иллюзион» Саша Лаврова и куратор ретроспективы, режиссер Руфат Гасанов, рассказали о фильмах программы и особенностях азербайджанской кинематографии.
Саша Лаврова
Когда произошел распад СССР, копии фильмов, снятых в бывших союзных студиях остались в Госфильмофонде. И с этим наследием мы стараемся работать: не только хранить, но и реставрировать, оцифровывать, а также давать возможность зрителям увидеть эти фильмы на большом экране. В каждой национальной кинематографии есть свои шедевры.
Мы давно хотели сделать большую программу кино союзных республик. В частности, этой темой очень интересуется Евгений Яковлевич Марголит. В августе прошлого года в «Иллюзионе» прошла ретроспектива экранизаций Чингиза Айтматова совместно с посольством Кыргызской Республики. Потом пришла идея сделать программу Азербайджанского кино. Я обратилась в посольство республики, где мне посоветовали познакомиться с Руфатом Гасановым, режиссером и директором департамента кинематографии министерства культуры Азербайджанской Республики. С ним мы решились на масштабную ретроспективу, не ограниченную советским периодом.
Такое бурное развитие кинематографии, да и культуры в целом, было следствием первого нефтяного бума
В программу вошли как советские фильмы, снятые местными кинематографистами, так и те картины, что снимали «столичные» режиссеры. Первым звуковым фильмом Азербайджана стал «У самого синего моря» Бориса Барнета (со-режиссером был Самед Марданов). Есть и один из последних немых фильмов советского кино — «Буйная ватага» 1937-го, над ним, совместно с Александром Поповым, работала Гамар Саламзаде — первая женщина-режиссер в Азербайджане. Помимо этого в ретроспективу включены и ленты, снятые после распада СССР — как девяностых годов, так и современные. Азербайджанское кино сейчас очень активно развивается и получает признание на Западе.
Руфат Гасанов
Я не киновед и не кинокритик, но мне кажется важным дать небольшой экскурс в историю азербайджанского кино и немного рассказать о сегодняшнем его состоянии.
Отсчет своей истории азербайджанское кино ведет с киносеанса, состоявшегося в Баку 2 августа 1898 года, на котором фотограф Александр Мишон продемонстрировал документально-хроникальныe и игровые сюжеты, снятые им на местном материале. Уже в начале ХХ века в Баку функционировали контора кинопроката и филиалы иностранных киностудий, включая французскую Pathé, которые производили полнометражные художественные фильмы. Такое бурное развитие кинематографии, да и культуры в целом, было следствием первого нефтяного бума: в то время бакинские нефтяные промыслы давали пятьдесят процентов мировой добычи нефти.
Один из самых ярких периодов в истории азербайджанского кино пришелся на годы хрущевской оттепели
С приходом советской власти производство фильмов было, конечно, национализировано, но кино при этом было провозглашено «важнейшим из искусств». Для повышения художественного качества фильмов в Баку приглашались такие известные кинематографисты, как Всеволод Пудовкин и Михаил Чиаурели, а к написанию сценариев привлекались выдающиеся азербайджанские писатели и драматурги — Джафар Джаббарлы, Аббас Мирза Шарифзаде и другие. Результаты не заставили себя ждать: первый звуковой фильм, «У самого синего моря», стал частью мирового кинематографического наследия и входит во множество списков лучших фильмов всех времен и народов. Популяризация кино привела к росту количества кинотеатров и киноклубов, киноиндустрия превратилась в прибыльную отрасль экономики. К примеру, картину «На дальних берегах» в советском прокате посмотрело 27,5 миллионов зрителей.
В трудные годы Второй мировой войны, на азербайджанской киностудии был снят знаменитый «Аршин мал алан», получивший признание и любовь десятков миллионов зрителей по всему миру. Именно этот фильм определил характер национального кинематографа того времени, популяризировав жанр музыкальной комедии. А всего лишь декадой позже, сразу два документальных фильма азербайджанских фильма награждаются на кинофестивалях в Каннах и Венеции. Так что каждое десятилетие ознаменовалось новыми, иногда неожиданными поворотами в истории азербайджанского кинематографа.
С обретением независимости кардинально меняются тематические преференции авторов
Один из самых ярких периодов в истории азербайджанского кино пришелся на годы хрущевской оттепели — время ревитализации и экспериментов в кино. Те годы подарили нам россыпь блистательных картин, многие из которых представлены в нашей ретроспективе. Это и «В этом южном городе» (выдающийся дебют режиссера Эльдара Кулиева, сценариста Рустама Ибрагимбекова и оператора Расима Оджагова), и «Я помню тебя, учитель» Гасана Сеидбейли, и «Хлеб поровну» Шамиля Махмудбекова. В этих фильмах легко считывается влияние итальянского неореализма, а в изобразительном и повествовательном языке авторов — идиосинкразия к «плакатному» советскому кинематографу предыдущих лет.
С конца 70-х, и особенно в 80-е годы авторы регулярно обращаются к остросоциальной тематике. Снимаются беспрецедентно смелые фильмы о коррумпированности чиновничества и зарождении буржуазного класса в СССР («Допрос», «Чёртик под лобовым стеклом»).
Мне кажется, мы никогда не были изолированной кинематографией
С обретением независимости кардинально меняются тематические преференции авторов. Это время «новых романтиков», снимающих истинно синефильского кино («Летучая Мышь», «Чужое Время», «Всё к Лучшему» — премьеры первых двух картин проходят на Берлинале, а последняя получает 4 приза на кинофестивале в Оберхаузене).
Сегодня мы наблюдаем за процессом формирования так называемого «молодого азербайджанского кино». Фильмы этих режиссеров регулярно участвуют и награждаются на кинофестивалях в Каннах («Врозь», «К вечеру»), Венеции («Набат, «От смерти до смерти»), Роттердаме («Конец сезона», «Соль, перец по вкусу», «Последний»). Подавляющее большинство этих фильмов — международные копродукции. Мне кажется, мы никогда не были изолированной кинематографией. К примеру, в рамках нашей программы мы покажем триллер Расима Оджагова «Семь дней после убийства» — 1991 года, совместное производство СССР и США. То есть уже тогда был заложен фундамент для совместного международного производства фильмов. Сейчас завершается работа над пост-продакшн нового фильма Асифа Рустамова «Холодный как мрамор», копродукция с Францией.
Буквально год назад у нас было открытие кинокомиссии Азербайджана «Filming Azerbaijan», а месяцем спустя в Баку прошли съемки масштабного проекта Netflix (название пока разглашать не можем, но выход фильма ожидается уже в этом году). Все это, разумеется, способствует интегрированию в мировой кинематографический контекст.
Включенные в ретроспективу 19 фильмов дают лишь фрагментарное представление о кинематографе Азербайджана, но это важная (и первая) попытка его концептуализировать, представив зрителю достаточно широкий диапазон жанров и стилей разных эпох.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой