Как сделать анимационный фильм с помощью растений и диапроектора? Все возможно, если в детстве вы пели колыбельные. В новом выпуске «Высших форм» погружаемся в мир, созданный Тимофеем Шиловым.
Это история про любовь к диапроекторам, маленьким растениям и школьную влюбленность.
Я учился на режиссера анимации в Сергиево-Посадском филиале ВГИК, в мастерской Ольги Алексеевны Титовой. Любопытное место. Если у вас есть нестандартный проект, советую поступать именно туда — больше возможностей и меньше контроля.
2020 год. Ковид и удаленка. Ольга Алексеевна дала тему: «одиночество». Анимация — долгая и нудная работа. Для этого нужна энергия. А для этого нужно, чтобы фильм был своим. Вот я и пошел искать свой фильм. А где его искать, как не дома? Летом я уехал из пустой Москвы домой в Новосибирск.
«Кадрохранилище по технологии, которую посоветовала мама»
Наш дом — деревянный и двухэтажный, шершавый и солнечный. Три подъезда и двенадцать квартир. Раньше такими домами была устроена вся улица, потом тут вырос элитный жилой комплекс, и деревяшек осталось трое — тупичок, куда не добирается интернет, зато под окно можно посадить шиповник, и он будет расти.
Каждой квартире полагается комнатушка в подвале, где хранят зимнюю обувь и все то, что надо бы выбросить, да рука не поднимается. А у моей семьи там была мастерская: папа-профессор считал, что многое надо уметь делать руками. Поэтому подвал был заставлен инструментами и деревом. Мой старший брат там синтезировал хлор. Как-то раз радостно прибежал показывать, что получилось, и потравил домашние растения. Другой старший брат мастерил мечи из текстолита и щиты из фанеры. Рыцарь!
Каждый день ты идешь сквозь траву и не замечаешь этого
Папа починял мебель и не только. Когда семья разъехалась (братья — на учебу, а папа — на работу), я прибрал мастерскую себе, стал там ставить эксперименты со светом. И рисовать.
Я нашел в мастерской старый семейный диапроектор, который верой и правдой служил нам аж до 2012 года. У нас не было телевизора, зато были посиделки с диафильмами. В жилой части дома на двухэтажную кровать натягивалась простыня, напротив ставилась стремянка, на стремянку — проектор. Из детей выбирался самый ответственный, кто будет менять пленку. Главное — поставить ее вверх ногами, чтобы изображение на проекции было правильным (об этом забываешь). И по очереди читаем вслух подписи. Семья большая, шестеро детей, подписей хватит на всех.
Странно было доставать коробку диафильмов, сплошь покрытую плесенью. Странно видеть пленку, разъеденную грибком, даже не разобрать, про что диафильмы-то. Ты убирал на хранение (как казалось, всего на один год) почти новую вещь, а достаешь старую.
Диапроектор молчал. Но включишь, и по стене, шкафам, по груде зимних курток побежит лучик света, теплый и осторожный, будто живой. Мне стало жалко этот свет, и я решил переделать диапроектор в станок анимации, чтобы свет ожил и его увидели.
Советские изделия восхищают стандартизацией и простотой. Я вставил внутрь проектора две винтовые оси из детского металлического конструктора (вот знал же, что не надо выкидывать!), на которых можно было неподвижно крепить слои декораций или эффектов, анимации и масок. Единственная проблема — лампы накаливания. Диапроектор грелся так, что в прохладной съемочной становилось жарко. Как отводить тепло? Можно поставить компьютерный вентилятор. Но все равно больше часа снимать не стоит — надо дать лампе остыть. А чтобы вентилятор не передавал вибрацию на станок, вентилятор надо подвесить на обувные шнурки.
Самое трудное — сделать так, чтобы вышло ненадуманно
Диапроекторы не созданы для съемок мультфильмов. Следовательно, надо создать мультфильм для диапроектора, используя все его сильные стороны и маскируя слабые.
Проектор в десятки раз увеличивает изображение того, что в него попадает. Любая рукотворность будет бросаться в глаза, искусственность будет видна сразу же. Значит надо использовать в качестве декораций растения, при увеличении они не теряют, а, наоборот, выигрывают: раскрываются фактуры, полупрозрачно светятся листья. Если положить в проектор вместо диафильма сухоцвет, по стене заходят тени: странные, увеличенные в десятки раз полевые цветы, облака пуха, стволы репья. Каждый день ты идешь сквозь траву и не замечаешь этого, а теперь трава шумит над тобой.
«Вся анимация рисуется гелевой ручкой на пленке для принтеров»
Рабочая область станка — усеченный конус света. Диаметр сечения — от четырех до полутора сантиметров. Следовательно, герои мультфильма должны быть просты в изображении, минимум деталей. Желательно, просто силуэты. И как можно меньше персонажей. Лучше не более двух.
Надо выбрать историю, которую не сможешь забросить, которая будет болеть и звать. Принц и Принцесса, заблудившиеся в Лесу. Ищущие кого-то. История о невысказанном чувстве, невысказанном свете, о невысказанных растениях. Значит, и названия у этой истории не должно быть. Пусть будет «Ау», это даже не настоящее слово.
ВГИК дает куда меньше, чем шестеро детей и дом на ушах
Вся студия заставлена коробками из-под яиц, в которых лежат растения: репей, травы, мхи, безымянные корни. Из них собирались декорации. Самое трудное — сделать так, чтобы вышло ненадуманно. Дай самому предмету говорить, отойди!
На стене висит лист бумаги. На него наведен диапроектор. Луч рисует странно-знакомые растения. Шумит вентилятор. Включена музыка, алтайские песни. Из цветов выглядывает нарисованная Принцесса. Вся анимация рисуется гелевой ручкой на пленке для принтеров — тоже интересный и ушедший материал.
«Вся студия заставлена коробками из-под яиц, в которых лежат растения»
Многое вырастало из случайных находок. Забавно: я вымерял новые модули и детали для станка, полмесяца вычерчивал коробы для хранения кадров на пленке, поделился с мамой, что ничего не выходит, и она сразу же, без особых раздумий, предложила: «А зачем коробы? Просто сделай в утеплителе прорези и храни кадры в них». Изящное и простое решение. Опыт не перекрыть учебой. ВГИК дает куда меньше, чем шестеро детей и дом на ушах. Курсы драматургии и теории не заменят двадцати лет сочинения сказок для детей и пения колыбельных.
Сейчас, иногда, когда я вижу свои наработки по фильму, я очень тоскую
Больше всего в работе мне помогает вера в проект. Многое не получалось сразу, давалось после долгих и упорных попыток. Весь первый год, по сути, я дурачил мастера, будто знаю, как сделать анимацию на диапроекторе и смогу это сделать. А никаких гарантий у меня не было: ни работающего станка, ни удачных экспериментов с анимацией. И здесь очень важно, чтобы тебе доверяли, чтобы были люди, которые скажут: я не знаю, что ты делаешь, но ты делаешь это правильно.
Фильм делался слишком долго, три года: со второго по четвертый курс. Последний год, точно кошмар. Болото, в котором нельзя оставаться: каждый шаг дается все труднее.
Мне очень помогали близкие люди — мама, девушка (теперь жена), однокурсницы, которые озвучили героев на микрофон соседа (час разнообразных «ау»). И композитор. Я его долго искал в тематических пабликах, слушал музыку. И нашел единомышленника Inthem, это тихая и робкая музыка, в которой шумы на цыпочках ходят среди травы. Не могу передать, насколько важным оказалось его понимание фильма.
Постепенно о проекте узнавало все больше людей и некоторые включались в работу. Преподаватель Сергиево-Посадского филиала ВГИК Алексей Борисович Вырский консультировал, какую камеру выбрать из имеющихся в филиале; студент-фотограф Илья Зиновьев делал цветокоррекцию, студентка-аниматор Маргарита Паршина заливала анимацию на пленке. Вот вам и польза студенческих конференций, где я рассказывал о фильме. Спасибо Олегу Николаевичу Раеву, организатору научной жизни филиала.
«Ручная работа, золотарник и крапива»
Во время съемок я много раз представлял победы на фестивалях, похвалы, призы, свою гениальность. Но за все фестивали я только два раза сумел поговорить с живыми людьми и рассказать про маленький мир растений, восхищение которым хотел передать, про маленькую жизнь, которая живет без нас где-то там, за замочной скважиной, и в которую можно только подглядеть.
Сейчас, иногда, когда я вижу свои наработки по фильму, я очень тоскую. Ручная работа, золотарник и крапива; студия, которая пахнет полем; заклеенные мусорными пакетами окна, калька.
Но вообще, не надо унывать. Я только начал путь. Надо работать дальше. Быть упрямым бараном, чтобы фильм вызывал не восторг трудом режиссера, а режиссера и труда вовсе не было видно. А был ветер в высоких соснах.
Для функционирования сайта мы используем файлы cookie и данные о вашем IP-адресе. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, вам придется покинуть сайт. Если вы не против, нажмите «Хорошо».