Артдокфест в Москве — Что можно было посмотреть?

В «КАРО.Октябрь» с 31 марта по 7 апреля должны были пройти показы «Артдокфеста». На второй день проведения фестиваль был отменен. Рассказываем о фильмах, которые на нем можно было посмотреть.

«Остров»

Реж. Светлана Родина, Лоран Ступ

Главный приз «Артдокфеста».

На островке в Каспийском море когда-то был «гремевший на весь Союз» рыболовецкий совхоз. Сейчас его нет, но есть живые люди, по-прежнему занятые ловлей рыбы, правда теперь уже нелегальной. Браконьерство не ради обогащения, но выживания. Электричества и водопровода нет, про какие-либо перспективы говорить не приходится.

Местные все равно не унывают, любят свой клочок земли и съезжать с него не намерены, даже несмотря на периодический прессинг со стороны береговой охраны и редкие, но пугающие визиты «людей из ФСБ», конфискующих рыболовецкие сети и грозящих уголовными делами за браконьерство, но все так и остается в подвешенном состоянии.

«Остров» — хроника бесконечного ожидания. Здесь непременно что-то должно произойти, но никак не произойдет. Люди не уезжают, жизнь лучше не становится. Остается только написать президенту и ждать ответа. Оптимизм, свойственный героям, режиссеры не могут разделить.

Билеты


«Куда мы едем?»

Реж. Руслан Федотов

Сцены из русской жизни, снятые в московском метро. От празднований Нового года с транслируемым в вестибюлях видеобращением Путина и безудержным весельем под «МС Вспышкина» на портативных колонках, до дня ВДВ, когда изрядно выпившие десантники случайно встречают невозмутимых американских сержантов, служащих в американском посольстве. Федотов пристально вглядывается в человеческий конвейер и находит там много трогательного: ушлых подземных коммивояжеров, добродушных городских сумасшедших, Деда Мороза с размышлениями о Достоевском, братание народов после победы Хабиба Нурмагомедова, неловкую попытку «закадрить» девушку под песню Леонида Агутина. Много растерянных лиц, еще больше — людей в омоновской и росгвардейской формах.

Наглядное пособие, как говорить о политическом, не произнося ни слова.

Билеты


«Cotton 100%»

Реж. Михаил Бородин

Красивый фильм о тесной связи личного и социального, персонального и классового.

Хлопок в Узбекистане называют белым золотом, а его сборщиков — хлопкоробами. Тяжелый физический труд усугубляется бесчеловечными условиями: люди, добровольно-принудительно отправленные на плантации, спят на полу в неотапливаемых помещениях (на дворе конец сентября), работают без выходных, а зачастую и по ночам. Мало кто готов жаловаться и только правозащитница Елена пытается с этим бороться. Раздает листовки, растолковывает трудящимся об их правах и делится полезными контактами, ругается с управляющими.

Одновременно с этим мы видим другую сторону. Вторая главная героиня — Мухаббат, хозяйка хлопковой фермы. Сильная женщина, держащая в узде свою семью и свое дело. Она не может контролировать все аспекты производства (непосредственно рабочими занимаются вороватые подрядчики без стыда и совести) и постоянно сталкивается с непредвиденными трудностями — то саранча, то засуха, то потоп. За час, что идет фильм, можно стать экспертом в области сбора хлопка.

Билеты


«Jumping-off place»

Реж. Светлана Стасенко

По стране возят центральную икону главного храма Вооруженных сил, Спас Нерукотворный. Побывав в Крыму и на Камчатке, реликвия в сопровождении военнослужащих добирается до маленького храма в Североморске, где находится главная база Северного флота России. Приезд несколько нарушает привычный порядок вещей. Один из священников тихо-мирно возмущается, что внезапный приезд большой группы людей прерывает монастырскую службу. Недоумевают и гастролирующие солдатики, вынужденные раз за разом таскать здоровенный груз в похожей на гроб деревянной коробке, и каждый раз собирать алтарь с иконой как икеевский шкаф.

Фильм балансирует между добродушной зарисовкой об особенностях военно-клерикальной деятельности и комедией абсурда. Солдаты строем входят в храм и помогают друг-другу выучить праздничную речь, замполиты запинаются, каждые пять минут кто-нибудь обязательно упоминает о том, что в создание иконы материально вложился сам президент. Основа всему — винтовка образца 1944-го года, бережно вмонтированная в деревянное основание иконостаса.

Билеты


«Начальник отряда»

Реж. Никита Ефимов

«А че, у нас вся жизнь — показуха. Во всех структурах, везде», — говорит сотрудник ФСИН, обсуждая с режиссером концепцию будущего фильма и невозможность снять всё так, как происходит на самом деле. В петербургской тюрьме съемочной группе вряд ли кто рад, но подыграть готовы все. Чего только стоит вышеупомянутый начальник колонии — харизматичный молодой парень, отшучивающийся в ответ на острые вопросы, постоянно предлагающий выпить чаю и готовый показать всё, что можно показать заезжему документалисту. Например, играющих в домино (не в карты!) заключенных, местную звезду хип-хопа (парень, красноречиво называющий себя «9 грамм» зачитывает несколько куплетов без единого матерного слова), а также рок-бэнд, радостно исполняющий как блатной шансон, так и гимн России. Разумеется, в кадр попадает чуть больше, чем хочет того тюремная администрация, и фильм интересен именно этими швами, сбоями, оговорками и пристальным взглядом в улыбающиеся лица людей, с которыми лучше не шутить.

Билеты


«Бабий край»

Реж. Елена Жигаева

Терапевтический фильм о производстве валенок.

«Время-то идет, а как будто бы остановилось», — говорит одна из работниц сапого-катального цеха. В городе Солигалич Костромской области смешано несколько эпох. В местном монастыре когда-то расстреливали репрессированных, а теперь изготавливают валенки. Красны девицы, будто сошедшие с полотен Венецианова, занимаются традиционным промыслом, распевая в процессе русские народные песни, а иногда фоном включая сериальчик на ноутбуке. Бытовая неустроенность, ненадежные мужчины, холодная зима — вечные спутники жизни в России независимо от эпохи, но жаловаться здесь не принято. Можно разве что пригорюниться.

Режиссерскую оптику так и хочется назвать не то лубочной, не то столично-колониальной, но в тонкости устройства этого простого как валенок фильма вдаваться не хочется. Греет и слава богу.

Билеты


«Высотная болезнь русского пограничника»

Реж. Данила Липатов

Пик Коммунизма (ныне — пик Исмоила Сомони) — гора в Таджикистане, высочайшая точка на территории бывшего СССР. Туда в 80-е годы ездили не только альпинисты, но и ученые, проводившие со спортсменами в качестве испытуемых эксперименты по изучению влияния высоты на человеческий организм. Из любительских съемок и фрагментов научно-популярных фильмов Липатов монтирует психоделическое видеоэссе, озвученное фрагментами дневниковых записей и музыкой из «Голубого света» Лени Рифеншталь. Впечатление довольно пугающее. Подробнее об этом бэд-трипе можно прочитать в интервью режиссера на «сигме».

Билеты


«Братья Эппле»

Реж. Юрий Михайлин, Александра Кононова

В 1941-м двух братьев — книжного иллюстратора Льва Эппле и психотехника Николая Эппле — без суда и следствия отправили в трудовой лагерь исключительно по причине немецкого происхождения. Старший из них погиб при невыясненных обстоятельствах. Его внук — филолог Николай Эппле, названный в честь деда, годы спустя узнал подробности той трагической истории, оживленной с помощью анимации.

Анимадок создан в рамках проекта «Хорошо помним», в котором дети, внуки и правнуки людей, пострадавших от государственного террора, снимают мультфильмы о памяти.

Билеты


«Машины, на которых мы въехали в капитализм»

Реж. Борис Миссирков, Георгий Богданов

Неожиданно ставший злободневным фильм об импортозамещении в автопроме.

Москвич в форме американского шерифа, немецкий стоматолог, болгарский политик и многие другие люди с самыми разными профессиями и прописками увлекаются автомобилями, произведенными в странах соцблока. Транспортировка, поиск запчастей, тюнинг и попытка завести двигатель — тот еще экшн. Хобби объединяет носителей самых разных культурных кодов. Кто-то ностальгирует по детству и вспоминает молодость родителей, кому-то просто нравятся винтажные машинки со смешным дизайном и нестандартными названиями.

Местами все происходящее напоминает спецвыпуск Top Gear, местами — «Внутри Лапенко», отдельные эпизоды едва отличимы от архивных передач Гостелерадиофонда. Но из забавной зарисовки о ностальгирующих чудаках фильм вырастает до довольно глубокого разговора о неотрефлексированных исторических травмах и не такой уж сильной разнице между странами первого и второго миров.

Билеты


Что смотреть еще

Для бесплатного просмотра на Artdoc.Media доступны онлайн-программы «АртдокСеть» и «Среда. Онлайн». В основном это хиты YouTube и стриминговых платформ, но пересмотреть их (или ознакомиться впервые) уж точно не будет лишним. Обратите внимание, например, на ковидный док Константина Селина «Третья волна» (помните то спокойное время, когда пандемия казалась главной бедой?), летопись протестов 2021-го «Сахарово» Андрея Сильвестрова, «Кандидатку в президентки» Анны Немзер о легенде политики 90-х Галине Старовойтовой.

Во внеконкурсной программе «Среда» стоит присмотреться к секции «После Союза», фильмы которой собраны из стран так называемого «ближнего зарубежья» — Кыргызстана, Эстонии, Молдовы — и посвящены последствиям распада советской империи.

Одним сеансом можно посмотреть все фильмы программы дебютов «Кино будущего» и пообщаться с их молодыми авторами. Наш фаворит — «Звонарь» (на последнем «Послании к человеку» его показывали под названием «Ты в бога веришь?») Гриши Мурузова — рассказ о 13-летнем шкете, за плохое поведение отправленном в монастырь. Многим бы такое пошло на пользу.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: