Анна-Лена Вибом: Ингмар в этой ситуации выглядел не слишком элегантно
— Госпожа Вибом, как вы думаете, почему все же не встретились Тарковский и Бергман?
— Я не знаю, я не могу ответить на этот вопрос.
Я думаю, что Ингмар все слишком переусложнил. Его очень нервировало, что у них с Андреем нет общего языка. Мысль о необходимости переводчика его страшно раздражала. Встречи назначались и отменялись раз за разом.
А ведь Бергман боготворил фильмы Тарковского, особенно «Андрея Рублева». И Андрей страдал, что встреча не получается, и говорил: единственное, чего я хочу, это сказать как я его люблю.
Андрей снимал «Жертвоприношение» и очень боялся, что это будет бергмановский фильм: оператор, актеры, пейзаж — причин к такому опасению было действительно много. Андрей тревожился; Бергман по этому поводу ничего не говорил. Никто не знает, что думал об этом Бергман. А Андрей хотел снимать этих актеров, он их любил, он их любил тем сильнее, что любил их с юности, в юности своей с этими актерами связывал представления о великом кино.
Он был в шоке, когда увидел, что они стали на 20 лет старше.
Я не знаю, почему они не встретились. Во время съемок на Готланде мы были совсем рядом с Бергманом и могли бы поехать к нему, но Форе — военная зона, и опять не получилось.
Но когда мы снимали документальный фильм о съемках «Фанни и Александр», Андрей пришел тихо на съемку, сидел и слушал, как Бергман рассказывает о своей работе. Бергман не знал, что это Андрей, и это была единственная их встреча.
Это было так неправильно, они должны были встретиться и поговорить. Они были собеседниками. Я думаю, что Ингмар в этой ситуации выглядит не слишком элегантно. Это всего лишь глупость с его стороны, и только.
Когда «Жертвоприношение» должно было выйти на экран, Андрей был уже болен. Я попросила Бергмана написать Андрею. Он написал. Он хорошо написал, так хорошо, как только умел.
Я не знаю, пожалел ли он, что так и не встретился с Андреем. Этого, конечно, никто не знает.
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты