Высшие формы — проект «Анимация и я»
Сегодня в «Высших формах» мы не просто смотрим мультфильмы, а учимся их делать. О премудростях обучения искусству анимации Юрию Михайлину рассказали руководители и участники студии «Анимация и я».
Юра Богуславский
Режиссер проекта, преподаватель анимации
Идея проекта возникла примерно три года назад. В один из дней креативный директор Большого фестиваля мультфильмов Виктор Федосеев (он все время что-то придумывает и рассказывает об этом на бегу) прибежал и говорит, что пора переносить все образовательные проекты в онлайн, и что есть предложение от Ассоциации анимационного кино сделать большой проект и подать его на президентский грант. Мне сразу очень понравилась эта идея. Сейчас все больше людей пытаются самостоятельно заниматься мультипликацией — в детских студиях или в домашних условиях. Мне постоянно задают вопросы о том, что читать об анимации, где учиться, какими программами пользоваться. И я подумал: как здорово будет сделать такой ресурс, который бы удовлетворил этот запрос. Мы с нашей командой из Цеха анимации уже много лет работаем в анимационном образовании вместе с Большим фестивалем мультфильмов, поэтому когда речь зашла о каком-то большом интернет-портале, на котором дети и подростки могли бы самостоятельно обучаться анимации, все придумалось достаточно легко. Я примерно понимал, что и в какой последовательности надо рассказывать, чтобы люди могли воплотить эту мечту сделать мультфильм своими руками без какой-то суперстудии и супертехники. Мы сели и быстренько все написали, хотя не думали, что кто-то даст денег, потому что получался большой проект с солидным бюджетом в несколько миллионов. А где-то через полгода неожиданно пришла новость, что мы получим президентский грант и надо готовиться к производству.
Может, кому-то просто интересно чуть больше узнать про мультипликацию, лучше разобраться в разных ее аспектах.
Хотя бюджет был большой, производство все равно было малобюджетным, потому что затея была масштабная, мы хотели подойти к этому очень основательно и даже поняли, что на все наши задумки денег не хватит. Команда проекта была достаточно большой: в качестве генерального продюсера участвовала Ассоциация анимационного кино, ребята из БФМ администрировали всю эту историю, а творческой командой были мои коллеги и друзья, с которыми мы работаем в Цехе анимации.
Мы придумали, что проект будет делиться на две части — теоретическую (15 видеолекций) и практическую (15 видеоуроков). В первой части хотелось дать разные точки зрения на анимацию, позвать известных в анимационном сообществе людей, экспертов в своих областях. Эти лекции могут слушать не только те, кто хочет сделать мультфильм. Может, кому-то просто интересно чуть больше узнать про мультипликацию, лучше разобраться в разных ее аспектах. Мы выбрали формат 20 минут, чтобы можно было рассказать довольно много, но при этом мог осилить даже ребенок. Во время записи некоторые из разговоров длились больше часа. Норштейн говорил около двух часов — очень интересно. Лекции были очень вдохновляющими и классными. Может быть, когда-то мы начнем публиковать полные записи.
Полина Кампиони
Преподаватель анимации
Среди лекторов были и звукорежиссер, и мастер изготовления анимационных кукол, и преподаватель актерского мастерства, и, конечно, режиссеры анимации. После каждой лекции нужно было выполнить практическое задание.
Юра Богуславский
Если в первой части мы хотели дать максимально широкую и разнообразную картину анимации, то во второй, которую мы делали уже силами нашей команды, мы хотели поделиться своим преподавательским опытом. Вторая часть состояла из более практических видео, где мы рассказывали конкретно о том, какая нужна камера, как оборудовать свое рабочее место, какие материалы лучше выбрать.
Высшие формы — «Белоснежье» Ирины Эльшанской
Наши практические занятия основаны на том, что мы показываем разные классические или экспериментальные рукотворные техники, и в конце каждого урока обязательно даем задание, которое можно сделать в домашних условиях. Мы придерживаемся принципа, что, осваивая разные техники, можно понять, что тебе ближе, найти свой собственный стиль и язык. Мы стремимся, чтобы человек смог как можно больше выразить свою индивидуальность, а не научиться какому-то канону. Мультипликация интересна в том числе тем, что ее можно делать из совершенно разных материалов, а материал всегда подсказывает дальнейшую режиссуру — как можно с его помощью рассказать историю. Можно учить по-разному, но я уверен, что надо начинать с рукотворных техник. Да, сейчас никакие мультфильмы не делаются без участия компьютера, но чтобы понять изображение и движение, лучше сначала его пощупать. Если ты знаешь, как сделать движение вручную, тебе не составит сложности освоить ту или иную программу и использовать там свои знания.
Полина Кампиони
Завершением первого этапа был конкурс, для прохождения которого нужно было выполнить пятнадцать упражнений, которые давались после каждой лекции, а также сделать два тестовых задания. По результатам выбиралась группа детей, которые проходили во второй этап, где три преподавателя работали с тремя группами по десять человек.
Юра Богуславский
Это был мой первый опыт онлайн-уроков. Чтобы понять его специфику, я сам взял курс по рисованию пейзажей, чтобы почувствовать себя учеником и увидеть, какие механизмы работают, какие нет, чем это отличается от привычных присутственных уроков. Мне сразу показалось, что это очень перспективный и интересный формат.
Мы получили несколько сотен заявок со всего мира — из Франции, из Израиля и т.д. В итоге в группах были люди из разных городов. Несколько учеников с Сахалина. Мы работали на платформе «MyOwnConference», и некоторым приходилось подключаться, когда у них уже была ночь.
Самое сложное началось, когда все вышли на летние каникулы.
Мы решили, что в каждой группе будут смешанные возраста — от семи до восемнадцати лет. Из всего моего опыта я видел, что классный результат получается у тех групп, где дети разного возраста. Подростки — такие лидеры, у них получаются крутые серьезные фильмы. Младшие смотрят на них и понимают, что все возможно, потому что их разделяет всего несколько лет. А подростки, в свою очередь, работают более собрано и слажено, когда видят, что в группе есть дети, которые на них ориентируются, они чувствуют себя более взрослыми и ответственными. А, кроме того, они видят, как свободно дети рисуют. Подростки уже научились подлаживаться под какой-то стиль, часто можно увидеть подражательство, когда они хотят быть на кого-то похожими, принадлежать какой-то группе. Это естественно и нормально, но мы стараемся потихонечку выводить наших учеников из этого состояния, потому что да, можно научиться классно копировать, но тогда твой рисунок и мультфильм ничем не будут отличаться от того, чему ты пытаешься следовать. Нам бы хотелось пробудить индивидуальность — в рисунке, в способе рассказывать историю, в подходе к анимации. Нам очень интересно, чтобы люди находили самих себя. В подражательстве нет ничего плохого, но это должен быть осознанный эстетический выбор, а не так, что я все детство смотрел сериал про Луну в матроске и поэтому так рисую. Надо видеть большое количество всего, что происходит в искусстве и в мире. Конечно, у всех есть какие-то ориентиры, все мы чему-то следуем, на кого-то хотим быть похожими. Здорово, если получается все это впитать, а потом выдать что-то, в чем будешь виден именно ты.
Полина Кампиони
Этот проект уникален тем, что в нем могли участвовать не только дети из крупных городов, но и те, в чьих городах анимация нигде не преподается. Мы устраивали видеоконференции с ребятами дважды в неделю на протяжении полугода и обсуждали их собственные мультфильмы, над которыми они все это время работали.
Юра Богуславский
Было здорово, все делали упражнения. Конечно, потихоньку началось небольшое отставание, потому что объем задач был достаточно большим, а обучение происходило параллельно со школой. На задание отводилась неделя, за которую ребята должны были посмотреть новую лекцию и потом связаться с педагогом группы. Он давал какие-то инструкции и комментировал готовые работы. Они попробовали все техники, чем-то вдохновились, у них появились какие-то идеи. Дальше мы с ними разрабатывали их сценарии, рисовали раскадровки, учились, как развивать идею и каждый день приближаться к ее воплощению.
Система мастерских — во многом прошлый век, она очень сильно устарела.
Высшие формы — «Голоса» Дарьи Благовой, Александры Косухиной, Анастасии Ворониной и Марины Верик
До этапа законченных сценария и раскадровки дошли почти все. Несколько человек к концу потихонечку отвалились, но это естественно. Самое сложное началось, когда все вышли на летние каникулы. Этот период совпал со временем, когда они должны были заканчивать свои мультфильмы — так и было задумано, потому что на фильм нужно гораздо больше времени, чем на выполнение упражнений. На каникулах стало очень сложно — кто-то уехал на море, кто-то в деревне у бабушки, и там толком нет интернета. Мы по-прежнему старались созваниваться раз в неделю, но часто было мало народу. В конце концов, активно и регулярно в моей группе работали только трое-четверо, а до конца довести свой мультфильм смола только одна девочка — Василиса Арбатская из Красноярска (в других группах ситуация складывалась похожим образом). За этот год Василиса сделала очень большой скачок в анимации, нашла свой стиль. Она до сих пор продолжает заниматься самостоятельно, выкладывает какие-то сценки, раскадровки на своей страничке. У нее свой почерк — такая научная фантастика, монохромные цвета, в основном, карандашный рисунок, своя собственная условность мира и персонажей. Я считаю, что это результат, который вполне оправдывает мою работу. Хотя думаю, что для тех, кто не дошел до конца, курс тоже был полезен, они получили из него то, что могли.
Полина Кампиони
Конечно, до конца дошли не все. Анимация — штука довольно трудная и требует колоссальной усидчивости. Но те, кто дошли, теперь могут гордиться своими первыми анимационными фильмами.
Юра Богуславский
Сейчас, когда незнакомые мамы пишут мне и спрашивают, что посоветовать детям, которые хотят заниматься мультипликацией, я просто отправляю их на сайт «Анимация и я». Но эти лекции прекрасно подходят и для студентов, и для педагогов.
Это дает эффект творческого пролета по анимации.
Высшие формы — «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича
Это был прекрасный опыт, и мне все больше кажется, что онлайн-формат вполне пригоден. Конечно, его эффективность не такая, как у живого общения, когда ты можешь много времени и энергии посвятить работе со своим студентом. Творческое образование — очень сложная деликатная сфера. В советской системе творческого образования было принято, что есть мастерские (как, например, во ВГИКе), мастера, и ты с ними работаешь. Это хорошая система, но, в то же время, тут может очень сильно не повезти: мастер может быть хорошим художником, но не очень подходить тебе по каким-то личностным качествам или быть не очень хорошим педагогом. Это может привести к каким-то творческим травмам, человек может вообще отказаться от своей мечты. Поэтому я считаю, что такая система мастерских — во многом прошлый век, она очень сильно устарела. Я постоянно сталкиваюсь с ее негативным результатом — вижу выпускников ВГИКа, которых тошнит от слова «анимация». Когда-то у них была мечта, а сейчас они потратили пять лет, но их знания и навыки им вообще не пригождаются. Такого не должно быть. Наверное, важна дистанция. В чем-то, возможно, это похоже на детско-родительские отношения, когда своим постоянным присутствием и участием во всех делах ребенка ты давишь на него, никак не можешь дать ему свободу. Да, возможно, это происходит от любви, но ты оказываешь слишком тяжелое воздействие. Поэтому здорово, когда можно учиться у многих преподавателей, сравнивать опыт людей разного возраста, из разных стран, которые пользуются в своем творчестве совершенно разными принципами — и смотреть, что тебе ближе. Вдохновляться от каждого и ни от кого из них так уж сильно не зависеть. Я думаю, что это классная сторона дистанционного обучения.
Варвара Аренская
Участница проекта
Эти курсы вывели меня из творческого тупика. Приходилось много экспериментировать, я вообще после этого поняла, что именно эксперименты — способ выходить из тупиков. Четкое расписание не давало расплыться и создавало ритм в работе. Мне понравился опыт заданий, которые не нужно было править. На встречах с куратором группы (моим была Полина Кампиони) нам говорили критику, но чаще всего мы должны были просто учесть ее на будущее. В формате курса, который призван раскрыть потенциал разных подходов и техник, такой способ, мне кажется, лучше всего — ты не зарываешься в правках. Это дает эффект творческого пролета по анимации. Позволяет попробовать многое за достаточно короткое время, чтобы сложилось представление, что дальше будет интересно именно мне. Понимаешь, насколько разнообразна анимация, это выводит из плохого настроения.
Для меня самыми интересными техниками были ротоскопия, кукольная анимация и масло по стеклу. С помощью ротоскопии я сделала открытку на день рождения линди хопа (вид танца), а кукол до сих пор делаю и периодически что-то с ними снимаю. До этого я по большей части занималась рисованной анимацией. Можно сказать, что куклы — почти противоположная этому техника, потому что она гораздо более вещественная. Это большой вызов — оживить кукольного персонажа, потому что сложнее создать у зрителя иллюзию — он видит, что это ткань, проволочки. Рисунок может многое симитировать, в кукольной это сложнее. Меня это увлекло. Плюс производство кукол — очень занимательный процесс сам по себе.
Итоговый фильм я решила делать в рисованной технике, потому что в ней я ощущала себя увереннее всего. Плюс у меня давно была идея сделать клип на песню Bill Wurtz «I Love You». Я люблю этого автора как музыканта и человека, мне кажется, он очень аутентичный и остроумный. Я вижу какую-либо анимацию в любой музыке, которую слушаю, и тут уже видела клип в голове — таким быстрым, скетчевым, не перегруженным визуально. Кроме того, я тогда переживала неприятные эмоции по поводу любви и придумала, что, может быть, с этим можно справиться, обернув все в эдакую шутку.
Сейчас на карантине самое лучшее время, чтобы освежить свою память и способности
Я люблю искать способы, как что-то классно выразить. Одним из первых моментов, которые я четко увидела, была сцена, как герой садится на шпагат. Мне нравилось разнообразие ритма в этой части песни, и моя задача была выдумать движение, которое бы выражало его. Постепенно пришло в голову движение руками на длинную ноту, потом резкое падение рук на вторую, и в итоге человек оказывался на таком шпагатике.
Высшие формы — «Мы сегодня дома» Александры Харитоновой и Марии Сониной
Мне нравится, как вышел момент с травой. Идея пришла уже при монтаже. Я монтировала другое видео, и мне нужно было поменять там настройки цвета. Потом, когда уже подошел момент монтажа клипа, я поняла, что эпизод с травой провисает, в голове он пролетал гораздо быстрее и не ощущался затянутым. И еще я почему-то не обращала внимания на дополнительные звуки, которые слышны в этом моменте. И я придумала наложить разноцветный эффект, заменить черный цвет линий в ритм музыки, чтобы подчеркнуть этот звуковой нюанс.
По итогу могу сказать, что очень рекомендую посмотреть курс «Анимация и я». Тем более сейчас на карантине самое лучшее время, чтобы освежить свою память и способности, развиваться в любимых или, наоборот, неожиданных для себя направлениях.
Читайте также
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Сеанс реального — «Вверх, вниз» Андрея Сильвестрова
-
Сеанс реального — «R2CC» Маши Черной
-
Сеанс реального — «Мое заключение» Фаины Музыки
-
Сеанс реального — «Встреча. Дневник» Анатолия Бердюгина
-
В чем сила Человека-паука? — Павел Королько о себе и своих фильмах