Знак безысходность — Итоги 2020 года
Завершается 2020 год, и «Сеанс» по традиции определяется со своими фаворитами в отечественном кино. Сделать это было непросто, и итогом стараний стали две отдельные восьмерки — цифра красиво символизирует общую безысходность.
Киноэкран:
«Пугало». Реж. Дмитрий Давыдов
Кинокритики уже давно говорят о феномене якутского кино, и год изоляции наконец стал для локального производителя моментом прорыва — в этом году на главных фестивалях отечественного кино — в Сочи и Выборге — победили представители республики Саха: «Пугало» Дмитрия Давыдова и «Черный снег» Степана Бурнашева.
«„Пугало“ сделано с пугающе скромными вложениями: это лаконизм стиля, в котором чувствуется благородство вестерна, со свойственными жанру древними романтическими конфликтами греха и воздаяния, таланта и неизбежной платы за него, тепла чумазой кочегарки и смертельной красоты бескрайнего снежного пространства. Все это каллиграфически выведено в „Пугале“, а точнее читается где-то на полях фильма, видится за пределами кадра, когда ты продолжаешь думать о нем на выходе из зала».
«Нос». Реж. Андрей Хржановский
Потрясающий, сложнейший и многослойный фильм, который связывает историю отечественной культуры в один бесконечный нарратив: гоголевские герои шагают в современность. Весь 2020-й новая работа Андрея Юрьевича Хржановского путешествовала по фестивалям, а весной 2021 планируется национальный кинопрокат. Не пропустите и читайте архивное интервью с режиссером.
«Дорогие товарищи». Реж. Андрей Кончаловский
«Новый фильм Кончаловского — довольно неожиданное высказывание, поскольку оно, так сказать, не за и не против власти, не о жестокости советских порядков и не о бесплодности массового протеста. Это некий итог долгой жизни и работы в многих странах, на Востоке и на Западе, и вывод о том, что всякий порядок вещей абсолютно бесчеловечен, всякая власть исходит из государственной необходимости и всякий человек видит не далее собственного опыта. Однако есть в мире случайные исключения, хорошие люди, которые только и могут друг друга спасать; есть эксцессы человечности, счастливые волшебные припадки милосердия, пузыри воздуха в ледяной глыбе. И мир, в целом устроенный жестоко или по крайней мере без учета человеческих надежд и страданий, иногда спасается только благодаря бесконечной милости Божией, которая и явлена в финале этой картины; в эту концепцию случайной милости укладываются, по-моему, все картины Кончаловского, которого вечно упрекают в непоследовательности и эклектизме. В надежде на эту счастливую случайность он абсолютно последователен, но никогда эта мысль не проводилась у него так откровенно; а уповать на государство или борцов с ним он давно не в состоянии, и все его политические высказывания тоже укладываются ровно в эту концепцию».
Kitoboy. Реж. Филипп Юрьев
Обладатель приза «Кинотавра» за лучшую режиссуру, яркий дебют.
«Юрьев прекрасно использует возможности непрофессиональных артистов. Интересно, что они привнесли в фильм от себя — работа над речью героев явно была проделана огромная. Вообще при всем внешнем лоске и причесанности, в фильме чувствуется что-то стихийное. И дело не только в природе (хотя и ее роль не стоит недооценивать). Сложно представить, насколько тяжелым был монтаж, сколько всего придуманного на площадке оказалось в корзине. Если при первом просмотре может показаться, что фильм выдыхается, не успев толком начаться, то при пересмотре удивляешься, насколько он емко и лаконично собран».
«Папье-маше». Реж. Виталий Суслин
Показанный на недавнем выборгском «Окне в Европу», а затем стремительно вышедший в интернет-прокат на «Кинопоиске» фильм «Папье-маше» — «это прямой сиквел фильма „Голова. Два уха“. Но не самый обычный — отрывки из первого фильма показывают по „Культуре“, как и самого Ивана Лашина, получающего на „Кинотавре“ приз. Статью о нем печатают в региональной газете, но проблем от этого меньше не становится. Мертвые тоже должны возвращать долги».
«Неадекватные люди 2». Реж. Роман Каримов
В одночасье повзрослевший Роман Каримов. Вторая часть «Неадекватных людей» сохраняет свою привязанность к героям первоисточника (включая мудаковатого психотерапевта в исполнении Евгения Цыганова), однако внимание в основном приковано к Кристине (ее история — манифест женской субъектности в жизненном театре абсурда среди унылых мужских особей). Успех к фильму неизбежно придет, когда после скромного декабрьского кинопроката будет релиз в онлайн-кинотеатрах. При удачном стечении обстоятельств было бы правильно пойти в сторону Ричарда Линклейтера и сделать еще один сиквел к 2030 году.
«Красный призрак». Реж. Андрей Богатырев
Вестерн, в котором смешались Эдуард Артемьев и Эннио Морриконе, герои киностудии Довженко и Квентина Тарантино. Сделано залихватски, в стиле «боевых киносборников»: немецко-фашистские захватчики парятся в баньке по-черному, танцуют с элитными поросятами и слушают Марику Рёкк, страшно трепеща перед легендарным Красным призраком — действующим в тылу снайпером-одиночкой, который наказывает карателей за их злодеяния. Именины сердца для тех, кого не пугает логотип «Российского военно-исторического общества» в титрах.
«Человек из Подольска». Реж. Семен Серзин
Предельно адекватный времени фильм-приговор по знаменитой современной одноименной пьесе Дмитрия Данилова.
«Николая Фролова, простого подольского парня 1985 года рождения, доставили в участок. За что задержали — не понятно, и ты априори на стороне невиновного парня, ожидаешь, что фильм покажет полицейский произвол и, вообще, „рашку-говняшку“. Но полицейские ведут себя, мягко говоря, непривычно. Фролова не бьют, ему не подкладывают пакетик с белым порошком (хотя могли бы), его спрашивают про население родного Подольска. Сколько? Когда был основан? А когда ему был присвоен статус города? А что видит Коля, когда едет на нелюбимую работу? И оказывается, ничего Коля по-настоящему не видит. Не умеет ценить обыденное».
Стриминг:
«Привет, это Навальный»
Мир — очень страшный театр. Присоединяемся к Роману Волобуеву в его искреннем восклицании: «Невозможно с этими людьми конкурировать, невозможно» — и допускаем видеоблог Алексея Навального в наш кинематографический топ.
«Псих»
Реж. Федор Бондарчук
Сценарий: Паулина Андреева
Мрачный постапокалиптический (по настроению) триллер об ужасах сытой столичной жизни неприятного, но очень успешного психотерапевта (в блестящем исполнении Константина Богомолова) — с отталкивающими персонажами, призрачным сюжетом, но точными диалогами и отличным ритмом.
«Перевал Дятлова»
Реж. Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев
Сценарий: Илья Куликов, Василий Внуков, Александр Сысоев
Главная мистическая загадка СССР, символически разгаданная и в то же время оставленная в неприкосновенности. Человеческие жертвы «оттепельной» метели, страшная тайна великой победы, темные силы КГБ и наша общая незаживающая рана памяти.
«Чики»
Реж. Эдуард Оганесян
Сценарий: Эдуард Оганесян, Настя Кузнецова, Антон Коломеец
Не надо стесняться — «Чики» в окружении других
Дерзкий антипод «Психа»: пассионарный, яркий и безнадежный рассказ о тщетности попыток выбраться из пут по-южному смачной, нищей и бесправной русской жизни. Лучшие героини этого года.
«Мир! Дружба! Жвачка!»
Реж. Илья Аксенов
Сценарий: Пётр Внуков, Александр Белов, Алексей Иванов
Еще один пример рефлексии 30-40-летних о том, каким было детство в девяностых. С Юрием Борисовым, но без сопутствующей романтизации.
«Внутри Лапенко»
Реж. Алексей Смирнов
Сценарий: Антон Лапенко, Алексей Смирнов
Лимб переходного периода, российская прорва, загадка дыры. «Осторожно, Модерн-2» для зумеров и сочувствующих.
«Мертвые души»
Реж. Григорий Константинопольский
Сценарий: Григорий Константинопольский
Классика умереть не может — «Мертвые души» в стриме
Финальный поворот «Мертвых душ», осовремененных Константинопольским, нешуточно возмутил часть публики, до крайности повысив ставки новой экранизации: то ли Чичиков — службист в плаще и с кинжалом, то ли любой государственник в погонах особиста у нас — это неизбежно плут и торговец мертвечиной.
DAU
Реж. Илья Хржановский
DAU. Темные начала
Главный хейт-хит первого карантина, длинный-длинный, бесконечно повторяющийся, страшный, тесный фильм про изоляцию на территории одного института. Прообраз ада и слепок отечественной истории.
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева