Высшие формы — «Десять тысяч безобразных пятен» Дмитрия Геллера
Сегодня в «Высших формах» мы смотрим историю двух монахов-художников, сделанную российским режиссером анимации, преподающим в Китае. О «Десяти тысячах безобразных пятен» автор мультфильма рассказал Юрию Михайлину.
Я давно хотел сделать фильм про точку и линию как начало и основу любого рисунка, особенно китайского. Как-то я увидел картину художника Шитао «Десять тысяч безобразных пятен». Обычно Шитао рисовал классические китайские пейзажи, но эта картина представляет из себя разделенный пополам прямоугольный лист, на одной половине которого — пейзаж в его классической манере, а на другой — этот же пейзаж только пятнами и кляксами. По-моему, это абсолютный авангард, а для XVII века тем более. С этого все началось.
Еще мне очень нравился художник Чжу Да, его псевдоним Бада Шаньжэнь («Человек с горы Бада»). На мой взгляд, он предтеча абстрактной живописи, хотя для китайцев это не абстракция. Он по-разному экспериментировал: рисовал своими волосами, прямо головой. Возможно, это связано с тем, что он был любитель выпить. Тогда казалось, что это какая-то дичь, а в XX веке, наоборот, подобная небрежная манера письма стала котироваться. Бада был подзабыт и заново открыт в XX веке Ци Байши — одним из самых известных ныне китайских художников, он много его копировал.
Шитао и Бада были из знатных семей. Когда Шитао было два года, пришли маньчжуры, и всех там начали вырезать. Его семья погибла, а слуга отдал мальчика в буддистский монастырь. Бада тоже укрылся в буддистском монастыре и стал монахом. Шитао несколько лет жил в монастыре, потом ушел и вел довольно странный образ жизни — ходил по всей стране и рисовал за кров и еду. Шитао и Бада были друзьями. У них даже была игра: они каким-то образом посылали друг другу незавершенные рисунки, чтобы другой дорисовал. Я находил эти факты в разных источниках, поэтому оговариваюсь, что не уверен в достоверности всех сведений.
Там они ехали на осликах, здесь — на машине. Какая разница?
Сначала я хотел делать совсем абстрактное кино с линиями и точками. Очень долго мучился, не понимал, как это можно соединить. Когда я начал раскапывать историю Шитао и Бада, появился какой-то стержень. Потом возникла дорога, и стало понятно, что это будет road movie, когда человек, в данном случае художник, просто едет, и все, что он видит, как-то трансформируется в образы его картин. Большинство рисунков, которые есть в фильме — с их картин. Все деревья — это Шитао, коты — Бада. Только люди и птицы — это наши придумки, а остальное взято у них.
Есть автопортреты обоих художников, но они оба худые и, в принципе, похожи друг на друга. Мы решили их развести, чтобы не вызывать путаницы у зрителя. Поэтому одного мы сохранили довольно близко, а второй — толстячок — не похож. У первого еще есть некоторое сходство с Мефистофелем. Я хотел, чтобы на контрасте со вторым он был таким чертом. Китайский художник-постановщик так его нарисовал, и мне он очень понравился.
Я перенес историю в наше время, потому что то время не понимаю и не чувствую. Да и сама история вне времени: два друга едут навстречу друг другу. Там они ехали на осликах, здесь — на машине. Какая разница?
Все нарисовано тушью на рисовой бумаге — именно так, как рисовали Шитао и Бада. Каждая фаза на одном листочке. Анимация у нас по шесть кадров в секунду. Мы проверяли, сколько выдерживает экран с такой графикой, и пришли к такому выводу.
В какой-то момент я вспомнил, что существуют современные микроскопы, которые снимают видео
Все делалось в Китае, где я снимаю уже четвертый фильм. Меня пригласил Цзилиньский институт анимации, и я там делаю со студентами свое кино. Студенты так проходят практику, а я могу пробовать экспериментальные вещи, в которых нужно много рук.
Над фильмом работало около сорока человек. Художники — студенты третьего курса художественного факультета, композеры — с какого-то технического факультета, аниматоры — с факультета анимации. Может быть, часть — будущие режиссеры. Художником-постановщиком был один из преподавателей, и еще мне помогали два преподавателя-аниматора и два преподавателя-художника. Они курировали студентов и сделали некоторые очень важные части фильма.
На производство ушло где-то четыре месяца. Потом я вернулся в Россию и еще больше пяти месяцев занимался монтажом, потому что надо было придумать, как все это соединить.
В фильме есть паузы, повторяющиеся циклы, в которых происходят совсем абстрактные вещи. Мне очень хотелось сделать такие куски, которые были нужны просто по ритму. В какой-то момент я вспомнил, что существуют современные микроскопы, которые снимают видео: люди записывают разные микроорганизмы и выкладывают их в интернете. Мне очень нравится, как они двигаются — у них смешные циклы движения. И я понял, что надо сделать похожие фрагменты. Я вдохновлялся первоосновами биологической жизни, самыми простейшими существами.
Читайте также
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко